ПРИКАЗ
от 31 марта 2009 года N 48
Об утверждении Рекомендаций по вопросам экспертизы заявок на промышленные образцы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Роспатента от 24 июля 2018 года N 127
____________________________________________________________________
В связи с вступлением в силу 26 декабря 2008 года Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 года N 325, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2008 года N 12748,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по вопросам экспертизы заявок на промышленные образцы (далее - Рекомендации).
2. ФГУ ФИПС (А.В.Барбашин) руководствоваться изложенными в Рекомендациях методологическими подходами в ситуациях, аналогичных рассмотренным в Рекомендациях.
3. Службе качества (О.Л.Алексеева) обеспечить анализ практики применения Рекомендаций и подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Рекомендации в случае необходимости в установленном порядке. Срок: 2010 год.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Руководитель
Б.П.Симонов
Рекомендации по проверке новизны и оригинальности промышленного образца
Настоящие Рекомендации по проверке новизны и оригинальности промышленного образца (далее - Рекомендации) разработаны с целью методического обеспечения экспертизы промышленных образцов в части, касающейся проверки соответствия промышленного образца условиям патентоспособности "новизна" и "оригинальность", установленным статьей 1352 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ (далее - Кодекс). В связи с тем, что проверка новизны и оригинальности промышленного образца проводится в отношении существенных признаков промышленного образца, в Рекомендации включен раздел, посвященный вопросам анализа существенности признаков промышленного образца.
Предлагаемые в Рекомендациях методические подходы определены с учетом практики экспертизы, сложившейся в ФГУ "Федеральный институт промышленной собственности" (далее - ФГУ ФИПС) и в ФГУ "Палата по патентным спорам". При разработке Рекомендаций принят во внимание опыт проверки новизны и оригинальности промышленных образцов в Европейском союзе. Рекомендации предназначены для работников системы Роспатента, к компетенции которых относятся вопросы предоставления правовой охраны промышленным образцам.
Положения Рекомендаций могут быть использованы при применении указанной выше и некоторых других статей Кодекса и соответствующих им норм Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2008 N 325, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 27.11.2008, регистрационный N 12748 (далее - Административный регламент), введенного в действие с 26.12.2008.
Положением абзаца первого пункта 1 статьи 1352 Кодекса установлено, что в качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.
Статьей 1225 Кодекса установлено, что промышленный образец является результатом интеллектуальной деятельности.
Промышленный образец как результат интеллектуальной деятельности предназначен для использования в сфере художественного конструирования изделий. Разработанное дизайнером художественно-конструкторское решение (промышленный образец), определяющее внешний вид изделия, объективно проявляется в чертах (признаках) внешнего вида изделия. Поэтому признаки внешнего вида изделия, представленного на изображениях, являются одновременно и признаками внешнего вида изделия, и признаками художественно-конструкторского решения (промышленного образца).
Пункт 9.9.4.4.2 Административного регламента раскрывает основные виды признаков, которые могут характеризовать внешний вид изделий и использоваться для характеристики соответствующих художественно-конструкторских решений (промышленных образцов) следующим образом.
Художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид изделий, обладающих сложной композицией, в основе которой лежит развитая объемно-пространственная структура (например, решения станков, сельскохозяйственных машин, мотоциклов, буровых машин, колес обозрения (аттракционов), водонапорных башен и т.д.), характеризуются составом и взаимным расположением композиционных элементов, их формой, пластической проработкой формы и т.п. признаками.
Художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид изделий с моноблочной композицией (например, внешний вид телевизора, радиоприемника, компьютера, мобильного телефона, принтера, терминала, торгового автомата, холодильника, щитового прибора, шкатулки), а также изделий, построенных на соотношениях элементарных геометрических объемов (например, внешний вид секций мебельной стенки, рекламного стенда, двери, строительной панели), характеризуются, в частности, составом и взаимным расположением композиционных элементов, пластическими, графическими, цветовыми, фактурными особенностями этих элементов, находящихся, как правило, на фронтальной поверхности изделия.
Художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид изделий, имеющих плоскостную композицию (например, решения тканей, косынок, платков), характеризуются, в частности, признаками композиционного построения внешнего вида изделия: ритмической организацией и линейно-графическим соотношением элементов, мотивами орнамента; проработкой мотивов орнамента; колористическим решением, характером фактуры (переплетением нитей ткани).
Художественно-конструкторские решения одежды характеризуются, в частности, формой, являющейся объемной характеристикой модели; пропорциями, определяющими зрительно воспринимаемые соотношения частей модели между собой; силуэтом, являющимся плоскостной характеристикой модели; ритмом, определяющим соразмерное чередование каких-либо элементов. Кроме того, решения одежды обычно характеризуются деталями, т.е. элементами, накладываемыми на поверхность одежды на любом ее участке, их формой, отделкой, т.е. элементами, не имеющими функционального значения с точки зрения утилитарного назначения изделия и играющими декоративную роль в решении модели. Использование отделки может являться одновременно и технологическим приемом (например, обработка края одежды, укрепление соединяющего детали шва и т.п.). Решения одежды часто характеризуются материалом с его декоративными особенностями, в частности, колористическим решением, и фурнитурой (пуговицами, крючками и т.п.), имеющей назначение соединять и разъединять отдельные части изделия, являющейся также декоративным элементом.
Художественно-конструкторские решения обуви обычно характеризуются формой, являющейся объемной характеристикой модели, в том числе, формой колодки; конструкцией верха и низа; составом, формой и взаимным расположением элементов конструкции (союзкой, берцем, задником, голенищем, подошвой и т.п.); материалом с его декоративными особенностями; деталями отделки; фурнитурой; колористическим решением.
Художественно-конструкторские решения комплектов (наборов) изделий, характеризуются, в частности, признаками, используемыми для характеристики художественно-конструкторских решений изделий, образующих комплект (набор). Кроме того, используются, признаки, отражающие характер взаимодействия изделий (исходных элементов), входящих в комплект (набор), их соподчиненность, пропорциональный строй как самих исходных элементов и тех изделий, которые созданы на основе использования этих элементов, так и всего комплекта (набора) в целом, и другие признаки.
Художественно-конструкторские решения изделий печатной продукции (например, этикеток, ярлыков, наклеек и т.п.) или решения элементов издательской продукции (например, обложек) характеризуются, в частности, признаками, отражающими композиционное построение внешнего вида изделия; проработку графических элементов, изобразительных мотивов, орнамента; расположение и выполнение элементов шрифтовой графики (без раскрытия семантики словесных элементов, которая не является признаком промышленного образца); колористическим решением.
Характеристика художественно-конструкторских решений изделий, внешний вид которых определяется двумя состояниями: закрытым (сложенным) и открытым (например, шкафы, холодильники, приборы в закрытом корпусе, телефонные будки, шкатулки) могут использоваться признаки, характеризующие как наружный вид, так и внутренний вид.
Таким образом, признаки, характеризующие внешний вид одних изделий и воплощенных в них художественно-конструкторских решений, могут существенно отличаться от признаков, характеризующих внешний вид других изделий и, соответственно, воплощенных в них художественно-конструкторских решений.
Признаки, определяющие внешний вид изделия и воплощенный в нем промышленный образец, подразделяются на существенные признаки и несущественные. Существенные признаки промышленного образца принимаются во внимание при проверке новизны и оригинальности промышленного образца (абзац второй пункта 1 статьи 1352 Кодекса).
К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности, форму, конфигурацию, орнамент и сочетание цветов (абзац третий пункта 1 статьи 1352 Кодекса).
Виды признаков, которые могут быть признаны существенными признаками промышленного образца, указаны также в абзаце четвертом пункта 9.9.4.4.1 (1) Регламента. Это линии, контуры, декор изделия, текстура или фактура материала изделия и/или его орнаментация.
Вместе с тем для подтверждения существенности признака внешнего вида изделия тот факт, что исследуемый признак является признаком формы изделия или его конфигурации, признаком орнаментации или сочетания цветов, линией или контуром или декором изделия, текстурой или фактурой материала изделия и/или его орнаментацией, не является достаточным.
Из процитированного выше положения Кодекса следует, что необходимым условием отнесения признака промышленного образца к существенным является признание его признаком, определяющим эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия. Таким образом, выявление существенных признаков промышленного образца подразумевает, прежде всего, выявление эстетических и (или) эргономических особенностей, присущих внешнему виду изделия, представленного на изображениях, и оценку роли признаков в формировании этих эстетических и (или) эргономических особенностей.
Положениями п.9.9.4.4.1 (2) Административного регламента установлено, что к эстетическим и (или) эргономическим особенностям внешнего вида изделия могут быть отнесены, в частности:
художественно-информационная выразительность;
рациональность формы, целостность композиции;
эргономичность.
Эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия могут проявляться, например, в том, что:
обеспечена соподчиненность частей относительно доминирующего элемента, способствующая целостному восприятию композиции (для объектов с развитой пространственной структурой);
обеспечена полная досягаемость зон органов управления с учетом последовательности использования и досягаемости каждого (для пультов пилотских кабин, автомобиля и т.д.);
упаковка оформлена в виде старинной шкатулки, а этикетка имитирует истлевший папирус (для коллекционных сортов чая и марочных вин соответственно);
обеспечены учет влияния среды и защита от вандализма;
обеспечено удобство пользования (спортивный инвентарь и оборудование, армейское снаряжение, сложная бытовая электротехника);
зрительный образ отражает непроизводственный, бытовой характер машины (для садово-огородного мини-трактора);
в образной характеристике машины скрыто ее сугубо специальное назначение с целью психологической компенсации физической неполноценности ребенка (для веломобиля для детей-инвалидов).
При выявлении признаков внешнего вида изделия, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, целесообразно принимать во внимание следующие рекомендации.
(1) Признак промышленного образца не может быть существенным или несущественным сам по себе. Существенность каждого отдельного признака внешнего вида изделия определяется его "ролью" в композиции внешнего вида изделия и определяется в результате анализа внешнего вида изделия, представленного на изображениях. При анализе учитывается степень влияния признака на эстетические или эргономические особенности внешнего вида изделия в целом (эстетический и (или) эргономический результат) по сравнению с влиянием других признаков на те же эстетические или эргономические особенности.
(2) При анализе существенности признаков целесообразно принимать во внимание вид изделия, к которому относится промышленный образец, является ли оно объемным или плоскостным.
В практике экспертизы, в случае объемных изделий промышленного дизайна, как правило, роль существенных признаков выполняют признаки, характеризующие формообразование, состав, взаимное расположение и пластическое решение элементов изделия. Признаки же, характеризующие орнаментальную, колористическую, фактурную проработки внешнего вида изделия, могут относиться как к существенным признакам, так и к несущественным.
В случае плоскостных изделий к существенным признакам, прежде всего, могут быть отнесены признаки, характеризующие композиционное построение, шрифтовые, изобразительные, орнаментальные элементы, цветографическое и колористическое решения. Например, для этикеток в большинстве случаев существенными признаками будут композиционное построение, изобразительный мотив, шрифтовая графика, характер ее расположения и начертания, колористическое решение. Форма же этикеток не всегда является существенным признаком.
Упаковка может быть выполнена и как объемное изделие, и как плоскостное. Соответственно, для объемной упаковки-коробки ее интересная форма может быть основным существенным признаком, а для плоской упаковки-пакетика основными существенными признаками - изобразительный элемент и его цветографическое решение.
(3) Выявление существенных признаков промышленных образцов проще проводить при сравнительном анализе промышленных образцов, относящихся к изделиям сходного внешнего вида того же или однородного назначения (аналогового ряда). Поэтому целесообразно выявлять существенные признаки заявленного промышленного образца после проведения информационного поиска путем сравнения заявленного промышленного образца и промышленных образцов, составляющих аналоговый ряд найденных при поиске промышленных образцов, относящихся к изделиям сходного внешнего вида того же или однородного назначения.
(4) При определении существенности признаки могут быть разделены на существенные и несущественные по степени их влияния на формирование общего зрительного впечатления, оставляемого внешним видом изделия (абзацы пятый и шестой подпункта (1) пункта 9.9.4.4.1 Регламента), по принадлежности их к доминантным либо нюансным признакам.
Доминантными являются господствующие признаки. Это элементы внешнего вида, явно выделяющиеся из признаков, образующих композицию, своим размером, формой, конфигурацией, образностью, тоном, цветом и другими свойствами.
Существенные признаки промышленного образца, как правило, являются доминантными и поэтому оставляют зрительное впечатление.
К нюансным признакам относятся признаки, недостаточно выразительные, зрительно мало различимые*. В промышленном дизайне - это беспредельно разнообразная гамма вариантов в тончайших отношениях различных материалов, пластики, фактуры, графики, отделок, цвета и т.п. Мысленное исключение или включение этих признаков в совокупность признаков внешнего вида изделия не приводит к изменению зрительного впечатления, оставляемого изделием, поэтому, как правило, они признаются несущественными.
________________
* Нюанс - (франц. nuance), оттенок, едва заметный переход в интонациях речи, в значении слов, в красках и т.д.
Например, рассмотрим промышленный образец "Печенье" (фиг.1)
Фиг.1
и ближайший аналог "Печенье" (фиг.2).
1.1 | 1.2 | 1.3 |