Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный)

Комментарий к преамбуле


Переход от жесткого администрирования и абсолютной валютной монополии к демократизации экономики и рыночным отношениям в Российском государстве обусловил необходимость формирования принципиально новых подходов к регулированию обращения валютных ценностей.

Первым этапом на данном пути стало принятие Закона N 3615-1, который с 1992 года был основой нормативной правовой базы валютного регулирования и организационной системы валютного контроля в Российской Федерации. Несмотря на вносимые изменения, данный закон сохранял пробелы и противоречия с положениями других законодательных актов и международных договоров Российской Федерации. Закон N 3615-1 содержал многие валютные ограничения, предоставлял практически неограниченные права в сфере валютного регулирования Центральному банку РФ. Как отмечалось в Пояснительной записке к проекту Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", направленный первоначально на устранение ряда нежелательных ситуаций в национальной экономике, которые могли бы возникнуть в результате международного движения капитала, Закон N 3615-1 предусматривал для этого не столько экономические, сколько административные меры.

_______________

Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 258104-3 "О валютном регулировании и валютном контроле".


Принятие комментируемого закона было продиктовано необходимостью последовательной либерализации валютного законодательства, необходимостью преимущественного применения регулирующих мер денежно-кредитной политики при одновременном отказе от большинства ограничительных мер валютного регулирования.

Цель принятия комментируемого закона определена в преамбуле и заключается в обеспечении:

1) реализации единой государственной валютной политики. Государственная валютная политика представляет собой совокупность направлений развития и действий государства в области валютных отношений. К основным инструментам валютной политики относят валютную интервенцию, валютные ограничения, валютные резервы и др.;

2) устойчивости валюты Российской Федерации. В силу п.2 ст.75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Деятельность Центрального банка РФ должна быть направлена на поддержку покупательной способности рубля. Также одним из проявлений политики, направленной на укрепление устойчивости рубля, является обеспечение стабилизации курса рубля по отношению к иностранным валютам;

3) стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как совокупности экономических отношений, связанных с совершением операций с валютными ценностями и национальной валютой на территории государства.