Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 15 августа 2012 года N ЕД-4-2/13526
О направлении запроса
Федеральная налоговая служба направляет обращение Члена Общественной палаты Российской Федерации от 17.07.2012 N 4ОП-Ч/1231 по вопросу правомерности использования бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания населению услуг, поименованных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), в частности, по предоставлению социальных услуг без обеспечения проживания: дневной уход за детьми (детские сады, ясли), и просит разъяснить следующее.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, которое устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Министерство финансов Российской Федерации письмами от 09.11.2010 N 03-01-15/8-232 и от 16.12.2010 N 03-01-15/9-259 разъяснило, что при определении перечня услуг следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163.
ОКУН содержит услуги по созданию условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам (код 131401 в ОКУН), и по присмотру за детьми и больными (код 019738 в ОКУН).
Минфин России в письме от 23.12.2011 N 03-01-15/8-302 разъяснил, что использование организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности, применяемых при оказании услуг населению, не поименованных в ОКУН, неправомерно.
Вместе с тем ОКВЭД содержит сведения об услугах, не поименованных в ОКУН, которые могут предоставляться организациями и индивидуальными предпринимателями населению, в том числе предоставление социальных услуг без обеспечения проживания: дневной уход за детьми (детские сады, ясли) (код по ОКВЭД 85.32). Данная услуга идентична услугам, указанным в ОКУН по кодам 131401 и 019738.
По мнению ФНС России, определение права организации и индивидуального предпринимателя, предоставляющего услугу населению, использовать бланки строгой отчетности в зависимости от наличия или отсутствия таких услуг в том или ином классификаторе, искажает смысл, заложенный в пункте 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт с выдачей бланков строгой отчетности без применения контрольно-кассовой техники.
В этой связи ФНС России просит Минфин России сообщить свою позицию по вышеуказанному вопросу в целях ответа заявителю и направления разъяснений налоговым органам.
Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.Егоров
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка