Недействующий

Кодекс профессиональной этики аудиторов (с изменениями на 22 декабря 2017 года) (фактически утратил силу)

Конфликт интересов


(в ред. от 27.06.2013, протокол N 9)

2.29. Аудитор должен не допускать, чтобы конфликт интересов мог бы скомпрометировать его профессиональное суждение.

В случаях, когда целью профессиональной услуги является выражение уверенности, соблюдение одного из основных принципов этики - объективности требует независимости аудитора от клиентов, которым предоставляется такая услуга, в соответствии с применимыми положениями Правил независимости.

2.30. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть конфликт интересов, являются, в частности:

а) предоставление консультационной услуги по сопровождению сделки клиента, планирующего приобрести аудируемое лицо, в отношении которого в ходе аудита аудиторская организация получила конфиденциальную информацию, важную для такой сделки;

б) одновременное консультирование двух клиентов, которые являются прямыми конкурентами в сделке по покупке одной и той же компании, когда консультация аудиторской организации может повлиять на конкурентные позиции этих клиентов;

в) оказание услуг покупателю и продавцу, которые являются сторонами одной и той же сделки;

г) оказание услуг по оценке стоимости активов двум сторонам, которые по отношению к таким активам являются противоборствующими сторонами;

д) представление интересов двух клиентов по одному и тому же вопросу, при том, что между этими клиентами существует правовой спор, например, они находятся в состоянии прекращения отношений или ликвидации партнерства;

е) выражение аудиторской организацией уверенности в предоставляемом лицензиару заключении в отношении роялти по лицензионному соглашению с одновременным консультированием лицензиата в отношении правильности расчета причитающихся к уплате сумм роялти;

ж) рекомендация клиенту инвестировать в компанию, в которой, например, супруг(а) аудитора, имеет финансовую заинтересованность;

з) предоставление клиенту стратегически важной консультации в отношении его конкурентоспособности при наличии совместного предприятия с его основным конкурентом или иной заинтересованности в нем;

и) консультирование клиента по вопросам приобретения компании, в приобретении которой заинтересована и сама аудиторская организация;

к) консультирование клиента по вопросам покупки продукта или услуги при наличии соглашения о лицензионных платежах или договора комиссии с одним из потенциальных поставщиков такого продукта или услуги.

2.31. При определении и оценке заинтересованности и взаимоотношений, которые могли бы привести к возникновению конфликта интересов и принятию мер предосторожности (при необходимости) в целях устранения или сведения угрозы нарушения основных принципов этики до приемлемого уровня, аудитор должен, основываясь на профессиональном суждении, определить, заключило бы разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все конкретные факты и обстоятельства, известные аудитору в момент принятия решения, что соблюдение основных принципов этики не подвергается опасности.

2.32. Предпринимая меры предосторожности в отношении конфликтов интересов, аудитор должен также тщательно соблюдать конфиденциальность, например, в случаях раскрытия или распространения информации внутри аудиторской организации или сети, или в случае обращения за консультацией к третьим сторонам.

2.33. В случае, когда угроза, создаваемая конфликтом интересов, превышает приемлемый уровень, аудитор должен принять меры предосторожности для устранения угрозы или сведения ее до приемлемого уровня. Если меры предосторожности не могут свести угрозу до приемлемого уровня, аудитор должен отказаться от предоставления или прекратить предоставление профессиональных услуг, которые могут привести к конфликту интересов, либо он должен устранить заинтересованность или прекратить взаимоотношения, чтобы устранить угрозу или свести ее до приемлемого уровня.

2.34. Прежде чем принять на обслуживание нового клиента или задание или установить деловые взаимоотношения аудитор должен предпринять разумные действия по выявлению обстоятельств, которые могли бы привести к конфликту интересов, в том числе установить:

а) характер соответствующих взаимоотношений и заинтересованности участвующих сторон;

б) характер услуги и ее влияние на участвующие стороны.

По мере выполнения задания характер услуг, заинтересованность и взаимоотношения могут претерпевать изменения. В особенности это касается случаев, когда к аудитору обращаются с просьбой выполнить задание в ситуации, которая в дальнейшем может привести к противоборству сторон даже если стороны, привлекающие аудитора, изначально не имели каких-либо разногласий. Аудитор должен тщательно отслеживать подобные изменения, с тем, чтобы выявлять обстоятельства, которые могли бы привести к возникновению конфликта интересов.

2.34.1. Для целей установления интересов и взаимоотношений, которые могли бы привести к возникновению конфликта интересов, необходим эффективный процесс выявления таких конфликтов, который позволил бы аудитору выявлять существующие или потенциальные конфликты интересов как до принятия задания, так и при выполнении задания. Этот процесс включает, в том числе выявленные, например, клиентами или потенциальными клиентами обстоятельства. Чем раньше будет выявлен существующий или потенциальный конфликт интересов, тем выше вероятность того, что аудитор сможет принять меры предосторожности (при необходимости), с тем чтобы устранить угрозу объективности и любую угрозу нарушения иных основных принципов этики, или свести ее до приемлемого уровня. Процесс выявления существующих или потенциальных конфликтов интересов зависит от таких факторов, как:

а) характер предоставляемых профессиональных услуг;

б) размер аудиторской организации;

в) объем и состав клиентской базы;

г) структура аудиторской организации, например количество и географическое местонахождение подразделений аудиторской организации.

2.34.2. В случае, когда аудиторская организация является членом сети, выявление конфликта интересов включает, в том числе выявление любого конфликта интересов, существование или возможность возникновения которого аудитор имеет основания предполагать в связи с заинтересованностями и взаимоотношениями любой иной аудиторской организации, входящей в эту сеть. Разумные действия по выявлению таких заинтересованностей и взаимоотношений какой либо аудиторской организации, входящей в эту сеть, будут зависеть от ряда факторов, таких, например, как характер оказываемых профессиональных услуг, клиенты, которым оказывает услуги сеть, и географическое местонахождение всех участвующих сторон.

2.34.3. В случае выявления конфликта интересов аудитор должен оценить:

а) значимость соответствующих заинтересованностей или взаимоотношений,