Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 июня 2012 года N 21

Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации



В целях организации исполнения Роскомнадзором и территориальными органами Роскомнадзора государственной функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

2. Начальнику Управления контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора (Н.И.Новиков) обеспечить ознакомление руководителей территориальных органов Роскомнадзора с настоящим распоряжением в срок до 16 июля 2012 года.

3. Признать утратившим силу Распоряжение Россвязьохранкультуры от 03.03.2008 N 51 "Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Врио заместителя руководителя
М.Ю.Ксензов

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Роскомнадзора
от 29 июня 2012 года N 21

     

Методические рекомендации по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации

Введение

1. Методические рекомендации по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (далее - Методические рекомендации) разработаны Управлением контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).

2. Целью Методических рекомендаций является оказание практической помощи должностным лицам Роскомнадзора и его территориальных органов по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Методические рекомендации предназначены для использования при организации и проведении плановых и внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации учредителями и редакциями периодических печатных изданий, электронных периодических изданий, телепрограмм, телеканалов, радиопрограмм, радиоканалов, сетевых изданий.

Нормативно-правовые основы организации и проведения государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации

3. Организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, основными из которых являются:

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации";

Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне";

Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 года N 75 "Об утверждении Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами";

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций";

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти";

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 4 мая 2010 года N 70 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 51 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций".

Организация контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации

4. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляется Роскомнадзором и его территориальными органами в форме мероприятий систематического наблюдения на предмет соблюдения законодательства о средствах массовой информации без взаимодействия с проверяемыми лицами (далее - мероприятия систематического наблюдения), а также в форме мониторинга.

5. Мероприятия систематического наблюдения могут быть плановыми и внеплановыми. Мероприятия систематического наблюдения осуществляются уполномоченными должностными лицами территориального органа по месту нахождения территориального органа.

Мероприятия систематического наблюдения осуществляются на основании ежегодного приказа территориального органа о проведении систематического наблюдения в соответствии с Планом Роскомнадзора, а также на основании приказа (распоряжения) территориального органа при проведении мероприятий систематического наблюдения, предусмотренных  п.7 настоящих Методических рекомендаций.

6. Срок проведения мероприятия систематического наблюдения составляет не более 3 рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения экспертиз, на основании мотивированного обоснования должностного лица Роскомнадзора или его территориального органа, проводящих мероприятие систематического наблюдения, срок его проведения может быть продлен руководителем Роскомнадзора или руководителем территориального органа на срок проведения экспертизы.

В случае возникновения необходимости продления срока проведения мероприятия систематического наблюдения проводящие его должностные лица Роскомнадзора и (или) территориального органа не позднее чем за один день до даты окончания мероприятия систематического наблюдения готовят докладную записку с изложением причин продления срока и направляют ее руководителю Роскомнадзора или руководителю территориального органа, принявшему решение о проведении мероприятия систематического наблюдения.

7. Основанием для проведения внепланового мероприятия систематического наблюдения являются:

а) непосредственное обнаружение должностными лицами Роскомнадзора или его территориальных органов нарушений обязательных требований, в том числе признаков злоупотребления свободой массовой информации и экстремистской деятельности;

б) истечение срока исполнения редакцией средства массовой информации требования об устранении выявленных нарушений, содержащегося в вынесенном Роскомнадзором или его территориальными органами предупреждении или обращении;

в) по поручению центрального аппарата Роскомнадзора;

г) поступление в Роскомнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, из средств массовой информации о фактах нарушений средствами массовой информации законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, в том числе о признаках злоупотребления свободой массовой информации и экстремистской деятельности.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роскомнадзор или его территориальный орган, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия систематического наблюдения.

8. Проверка выполнения требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации к деятельности периодических печатных изданий, телепрограмм, телеканалов, радиопрограмм, радиоканалов, электронных периодических изданий, сетевых изданий, осуществляется на основании экземпляра отдельного номера периодического печатного издания, записи эфира теле- или радиопрограммы, снимка экрана (скриншота) web-страницы сетевого издания.

9. При проведении мероприятия систематического наблюдения лица, уполномоченные на их проведение, с целью формирования доказательной базы осуществляют:

а) выполнение аудио- и видеозаписи вышедших в свет (эфир) теле-, радиоканалов, теле- и радиопрограмм (в том числе с привлечением территориального подразделения предприятия радиочастотной службы);

б) запрос на время проведения мероприятий систематического наблюдения экземпляров продукции средств массовой информации у получателей обязательного экземпляра документов;

в) распечатку на бумажном носителе и заверение подписями должностных лиц, проводящих мероприятие систематического наблюдения, web-страницы (страниц) сетевого издания, содержащей информацию, не соответствующую обязательным требованиям, а также сведения о сетевом издании (наименование, адрес страницы (сайта) в сети Интернет и другие);

г) взаимодействие по результатам проведения мероприятий систематического наблюдения:

- с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля и надзора в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

- с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере противодействия экстремистской деятельности, органами федеральной службы безопасности;

- с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

10. При проведении мероприятия систематического наблюдения не допускается делать запросы в адрес проверяемого средства массовой информации с просьбой представить необходимые для проведения мероприятия систематического наблюдения документы и информацию.

Проведение мониторинга в конкурсных городах в отношении телепрограмм, телеканалов, радиопрограмм, радиоканалов

11. Мониторинг в конкурсных городах осуществляется уполномоченными должностными лицами каждый месяц в отношении всех телеканалов (телепрограмм), радиоканалов (радиопрограмм), распространяемых на подведомственной территории, включая федеральные телеканалы (телепрограммы), радиоканалы (радиопрограммы).

Перечень телеканалов (телепрограмм), радиоканалов (радиопрограмм), в отношении которых проводится мониторинг, а также список должностных лиц, уполномоченных на проведение мониторинга, утверждается Приказом руководителя (заместителя руководителя) Роскомнадзора или его территориального органа.

В ходе мониторинга должностные лица осуществляют проверку следующих требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации о лицензировании и о средствах массовой информации:

- выходные данные распространяемых СМИ и соответствие их названий названиям, указанным в лицензии на вещание;

- наличие или отсутствие в эфире средства массовой информации (выход/невыход в свет);

- соблюдение требований о порядке распространения сообщений и материалов эротического характера;

- соблюдение требований ст.4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон "О СМИ") и Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности");

- соблюдение номера частотного канала, на котором должно распространяться средство массовой информации;

- распространение соответствующих общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (радиоканалов) - для лицензиатов - вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (радиоканалов).

При проведении мониторинга необходимо также осуществлять контроль за соблюдением объемов вещания СМИ, соблюдением заявленной тематики. Данный контроль осуществляется посредством анализа содержания совокупности теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов, распространяемых в составе СМИ. Кроме того, посредством анализа содержания опубликованных в СМИ телепрограмм, информации, размещенной на официальных сайтах теле- и радиоканалов, иных источников информации.

Отчеты о ходе мониторинга и о его результатах направляются в Управление контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций еженедельно до 17.00 понедельника следующего за отчетной неделей посредством заполнения формы в ЕИС Роскомнадзора.

Оформление результатов мероприятий систематического наблюдения и мониторинга

12. По результатам проведенного мероприятия систематического наблюдения или мониторинга уполномоченными должностными лицами Роскомнадзора или его территориального органа, проводившими контрольное мероприятие, составляется докладная записка, которая оформляется непосредственно после его завершения.

13. В докладной записке указываются:

дата и время проведения мероприятия систематического наблюдения (мониторинга);

фамилии, имена, отчества и должности уполномоченного лица или уполномоченных лиц, проводивших мероприятие систематического наблюдения (мониторинг);

наименование средства массовой информации, в отношении которого проводилось мероприятие систематического наблюдения (мониторинг), номер свидетельства о его регистрации, иные сведения о средстве массовой информации (номер выпуска, дата выхода в свет (эфир) и другие);

сведения о выявленном несоответствии содержания средства массовой информации обязательным требованиям, а также сведения о выявленных фактах использования сетевого издания для распространения информации и материалов, не соответствующих обязательным требованиям;

данные, свидетельствующие о наличии признаков административного правонарушения или преступления;

сведения о результатах проведения мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) в отношении телеканала (телепрограммы), радиоканала (радиопрограммы), свидетельствующие о наличии признаков нарушения лицензионных требований, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании.

Докладная записка оформляется непосредственно после завершения мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) и хранится в деле Роскомнадзора или его территориального органа. Докладная записка может содержать информацию о результатах мероприятий систематического наблюдения (мониторинга) в отношении одного или нескольких СМИ.

14. Докладную записку, подписанную всеми должностными лицами Роскомнадзора или его территориального органа, проводившими мероприятие систематического наблюдения (мониторинг), визирует руководитель (заместитель руководителя) Роскомнадзора или его территориального органа, после чего в нее запрещается вносить изменения и дополнения.