Стратегия в области развития науки и инноваций реализуется в три этапа:
первый этап - 2006-2007 годы;
второй этап - 2008-2010 годы;
третий этап - 2011-2015 годы.
В соответствии с основными целями на этих этапах определены приоритеты и принципы финансирования соответствующих мероприятий:
| | |
Первый этап (2006-2007 годы) | Второй этап (2008-2010 годы) | Третий этап (2011-2015 годы) |
Основные цели |
Развитие сектора исследований и разработок, в первую очередь опережающее развитие фундаментальной науки.
Повышение восприимчивости предпринимательского сектора к технологическим инновациям.
Ускоренная "достройка" отдельных элементов инновационной инфраструктуры, гармонизация институтов в сфере инноваций с международными принципами. | Активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике.
Реализация крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития
Создание эффективной целостной инновационной системы. | Устойчивое и сбалансированное развитие сектора исследований и разработок, обеспечивающее расширенное воспроизводство знаний
Масштабирование реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития.
Развитие технологической способности российских компаний, укрепление международных позиций российских высокотехнологичных компаний.
Динамичное развитие современной инновационной системы, соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран. |
Основной маневр в управлении ресурсами |
- Сокращается в абсолютном и относительном выражении финансирование НИОКР по направлениям, не отнесенным к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетам технологического развития, при этом опережающими темпами возрастает финансирование фундаментальных исследований.
- Опережающий рост финансирования академического сектора науки, существенное повышение заработной платы научных работников.
- Оптимизация программных расходов (увеличение длительности и объемов контрактов по НИОКР в рамках закупок для государственных нужд).
- Государственная поддержка инновационных проектов смещается на ранние стадии их реализации. | - Опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление "институционализации" расходов по исследованиям и разработкам.
- Увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения.
- Концентрация ресурсов в сфере научно-технического сотрудничества на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков.
- Консолидация программных бюджетных расходов на НИОКР на ограниченном числе крупных федеральных целевых программ технологического профиля.
- Рост частного софинансирования научных разработок на основе механизмов частно-государственного партнерства в рамках реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития.
- Существенное увеличение бюджетных расходов на развитие отдельных элементов инновационной финансовой и производственно-технологической инфраструктуры. | - Увеличение бюджетных расходов на развитие научных основ перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов
- Рост бюджетных расходов по реализации крупных целевых программ технологического профиля при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования.
- Увеличение бюджетных расходов по формированию крупных объектов научной инфраструктуры.
- Увеличение доли частных и смешанных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в финансировании сектора исследований и разработок, расширение финансирования науки за счет зарубежных научных фондов, в рамках международных научно- технических программ.
- Рост частных инвестиций в научную и инновационную сферу.
- Существенное перераспределение расходов по поддержке и развитию инновационной инфраструктуры от государства к частному бизнесу, выход государства из части элементов инновационной инфраструктуры. |
В рамках этапов реализации Стратегии осуществляются следующие основные группы мероприятий:
| | | | |
Группы мероприятий, специфические для этапа |
на первом этапе (2006-2007 годы) | на втором этапе (2008-2010 годы) | на третьем этапе (2011-2015 годы) |
________________
Представленные основные параметры третьего этапа приведены в относительно общем виде для обозначения ключевых принципов и возможных направлений государственной политики в сфере науки и инновационной деятельности в долгосрочной перспективе, а, соответственно, должны корректироваться исходя из складывающейся в стране социально-экономической ситуации и результатов реализации предыдущих этапов.
|
1.1. Повышение результативности сектора исследований и разработок
Развитие системы определения и реализации приоритетных направлений проведения исследований, обеспечивающей реальную концентрацию ресурсов, иерархию направлений, включая приоритеты в сфере гуманитарных наук, четкие процедуры участия представителей научного и экспертного сообщества, бизнеса, власти в определении приоритетов. | 2.1. Развитие механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере
Государственная поддержка формирования долгосрочного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе.
Формирование и реализация 4-6 крупных федеральных целевых программ технологического профиля.
| 3.1. Развитие механизмов частно-государственного партнерства в научной и инновационной сферах
Формирование условий и стимулов для спонсирования частным бизнесом социально- значимых фундаментальных исследований.
Расширение участия частного бизнеса в |
Инвентаризация имущественных комплексов научных организаций, включая права на результаты интеллектуальной деятельности.
Совершенствование механизмов реформирования и приватизации государственных научных организаций, создание необходимой нормативной базы для оптимизации организационно- правовых форм таких организаций.
Развитие системы ГНЦ, создание условий для организации и функционирования крупных научно-исследовательских
| Расширение практики формирования и реализации мегапроектов при смещении акцентов на предметно- ориентированные проекты для определения перспективных направлений технологического развития.
2.2. Стимулирование предпринимательского сектора к финансированию НИОКР, содействие развитию внутрикорпоративного научного сектора и технологического аутсорсинга
Государственное | формировании и софинансировании деятельности фондов поддержки науки и инноваций. Стимулирование расширения участия бизнеса в развитии инновационной инфраструктуры.
3.2. Реализация прорывных направлений технологического развития и распространения передовых технологий в экономике. |
центров ("национальных лабораторий"), институциональная концентрация расходов по НИОКР.
Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности российского сектора исследований, а также системы мониторинга и оценки результативности научных организаций.
1.2. Повышение капитализации научных организаций и вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности
Принципиальное повышение качества и результативности системы охраны прав на результаты исследований и разработок.
Передача государством прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств, научным организациям, малым инновационным фирмам.
Поддержка патентования государственными научными и образовательными организациями результатов интеллектуальной деятельности.
Создание с участием государства фондов "посевного" | софинансирование проектов НИОКР, проводимых крупными частными компаниями в сотрудничестве с вузами и научными организациями.
Определение требований к компаниям по заключению субконтрактов с небольшими инновационными фирмами при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд.
2.3. Повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение воспроизводства в секторе исследований и разработок
Увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам.
Опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление "институционализации" расходов по исследованиям и разработкам.
Реформирования государственных научных организаций и изменение их организационно-правовых форм в целях расширения возможностей привлечения внебюджетного финансирования. | Формирование и развитие новых механизмов комплексирования НИОКР, проводимых различными ведомствами, и их программно-целевой координации с применением различных механизмов бюджетного финансирования.
Реализация крупных межведомственных междисциплинарных технологических проектов, ориентированных на широкое распространение технологий в экономике и определяющих переход к новым технологическим укладам.
Реализация крупных научно-технических программ с опорой на научную координацию со стороны национальных лабораторий.
3.3. Привлечение частных и зарубежных инвестиций в сектор исследований и разработок
|
финансирования.
1.3. Смягчение проблемы дефицита молодых научных кадров и реализация "мягких" форм интеграции научной и образовательной деятельности
Предоставление исследовательских грантов молодым ученым.
Развитие системы базовых кафедр при крупных научных организациях, расширение практики стажировок студентов.
Развитие системы научно-образовательных центров при крупных вузах. | Содействие реализации "жестких" форм интеграции научной и образовательной деятельности, формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов, в том числе "исследовательских университетов".
2.4. Интеграция и позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике
Развитие научно-технического взаимодействия в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров.
| Проведение приватизаций части государственных научных организаций в целях привлечения стратегических инвесторов и обеспечения долгосрочного развития при обязательном условии сохранения научного профиля.
Содействие формированию устойчивых научно-производственных комплексов.
Формирование условий и |
1.4. Стимулирование технологического перевооружения в предпринимательском секторе
Снижение пошлин по импорту компаниями передового оборудования и технологий.
Налоговое стимулирование, в частности, освобождение от обложения НДС выполнения любых НИОКР и ввоза необходимого для этого технологического оборудования.
Содействие в обмене лучшим опытом в организации управления инновациями в корпорациях.
1.5. Формирование благоприятных условий для
| Активное позиционирование сектора исследований и разработок в рамках 7-й Рамочной программы ЕС.
Расширение практики государственного софинансирования реализации тех донорских научных программ, которые в целом усиливают международные позиции российских научных организаций.
2.5. Содействие формированию "центров превосходства" в научно-технической сфере
Формирование сети "национальных лабораторий" по прорывным направлениям технологического развития, выступающих в качестве научных координаторов по проводимым | стимулов для привлечения зарубежных инвестиций в интересах развития научных организаций и их интеграции в международную систему научно-технической кооперации.
3.4. Развитие научной инфраструктуры
Формирование крупных объектов научной инфраструктуры и содействие формированию научных и инновационных кластеров на основе таких объектов.
Развитие |
расширения международной технологической интеграции
Совершенствование таможенного законодательства в интересах расширения использования компаниями различных режимов ввоза передовых технологий.
Развитие системы технических регламентов и гармонизация их с международными.
Либерализация рынков капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов при обеспечении необходимых требований национальной безопасности. | за счет средств федерального бюджета НИОКР.
Содействие формированию и развитию отраслевых научно-технологических "центров превосходства" (в том числе на основе ГНЦ и "исследовательских университетов"), обеспечивающих разработку передовых коммерческих технологий и содействующих их распространению в отраслях экономики.
2.6. Развитие инновационной финансовой и производственно-технологической инфраструктуры
Существенное расширение системы региональных венчурных фондов, капитализируемых Венчурным инвестиционным фондом; содействие формированию фондового рынка высокотехнологичных компаний.
Содействие (в том числе имущественная поддержка) созданию технопарков и бизнес-инкубаторов при крупных вузах и научных организациях.
Государственная поддержка формирования инфраструктуры технико-внедренческих зон.
Поддержка формирования региональных инновационных кластеров. | деятельности ресурсных фондов поддержки научной деятельности.
Формирование и поддержка "институтов развития" в научно-технической сфере.
3.5. Развитие рынков интеллектуальных активов и технологий, а также фондового рынка высокотехнологичных компаний.
Стимулирование процессов передачи прав на результаты научно-технической деятельности в интересах расширения трансфера результатов НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета.
Развитие механизмов трансфера результатов НИОКР гражданского, двойного и военного назначения.
Стимулирование капитализации интеллектуальных активов в научно-технологических организациях.
Содействие развитию "бирж высоких технологий". |
Стратегия реализуется преимущественно на основе формирования и выполнения совокупности федеральных и ведомственных целевых программ.
На начальном этапе системная основа для решения поставленных в Стратегии задач программно формируется за счет реализации:
ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы;
ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы;
программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
программ Российского фонда технологического развития;
Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
В последующем в 2006-2007 годах эта основа модернизируется и расширяется за счет формирования и реализации следующих федеральных и ведомственных целевых программ:
| | | |
Наименование целевой программы | Основное содержание | Тип целевой программы | Начало реализации программы |
Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы) | Конкурсное финансирование научных исследований подведомственных Рособразованию вузов и научных организаций | ведомственная | 2006 год |
Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня | Конкурсное финансирование фундаментальных исследований мирового уровня, проводимых организациями РАН | ведомственная | 2007 год |
Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России на 2007-2009 годы | Конкурсное финансирование фундаментальных исследований высших учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности | ведомственная | 2007 год |
Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы | Поддержка и развитие существующих уникальных научно-технических объектов и приборной базы науки, проведение научных исследований с использованием их технической и кадровой базы | ведомственная | 2007 год |
Научно-технологическая база России | Ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетами технологического развития и "достройка" необходимых элементов инновационной инфраструктуры | федеральная | 2007 год |
Трансфер двойных технологий | Развитие трансфера технологий между военными гражданским секторами | федеральная | 2008 год |
Формирование названных федеральных целевых программ должно осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 594, ведомственных целевых программ - в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 N 239.
Основные экономические результаты и структурные сдвиги в рамках Стратегии достигаются за счет разработки и реализации федеральных и ведомственных целевых программ, технологическая основа для которых формируется в рамках ФЦП по развитию научно-технологической базы России и разработке двойных технологий, кадровая основа - в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, субъектная основа - в рамках программных мероприятий по реструктуризации государственного сектора исследований и разработок.
Предварительно, в качестве потенциальных (как новых, так и модернизированных) федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля определены:
________________