Действующий

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года

5. Этапы и сроки реализации Стратегии



Стратегия в области развития науки и инноваций реализуется в три этапа:

первый этап - 2006-2007 годы;

второй этап - 2008-2010 годы;

третий этап - 2011-2015 годы.

В соответствии с основными целями на этих этапах определены приоритеты и принципы финансирования соответствующих мероприятий:

Первый этап
(2006-2007 годы)

Второй этап
(2008-2010 годы)

Третий этап
(2011-2015 годы)

Основные цели

Развитие сектора исследований и разработок, в первую очередь опережающее развитие фундаментальной науки.

Повышение восприимчивости предпринимательского сектора к технологическим инновациям.

Ускоренная "достройка" отдельных элементов инновационной инфраструктуры, гармонизация институтов в сфере инноваций с международными принципами.

Активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике.

Реализация крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития

Создание эффективной целостной инновационной системы.

Устойчивое и сбалансированное развитие сектора исследований и разработок, обеспечивающее расширенное воспроизводство знаний

Масштабирование реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития.

Развитие технологической способности российских компаний, укрепление международных позиций российских высокотехнологичных компаний.

Динамичное развитие современной инновационной системы, соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.

Основной маневр в управлении ресурсами

- Сокращается в абсолютном и относительном выражении финансирование НИОКР по направлениям, не отнесенным к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетам технологического развития, при этом опережающими темпами возрастает финансирование фундаментальных исследований.

- Опережающий рост финансирования академического сектора науки, существенное повышение заработной платы научных работников.

- Оптимизация программных расходов (увеличение длительности и объемов контрактов по НИОКР в рамках закупок для государственных нужд).

- Государственная поддержка инновационных проектов смещается на ранние стадии их реализации.

- Опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление "институционализации" расходов по исследованиям и разработкам.

- Увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения.

- Концентрация ресурсов в сфере научно-технического сотрудничества на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков.

- Консолидация программных бюджетных расходов на НИОКР на ограниченном числе крупных федеральных целевых программ технологического профиля.

- Рост частного софинансирования научных разработок на основе механизмов частно-государственного партнерства в рамках реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития.

- Существенное увеличение бюджетных расходов на развитие отдельных элементов инновационной финансовой и производственно-технологической инфраструктуры.

- Увеличение бюджетных расходов на развитие научных основ перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов

- Рост бюджетных расходов по реализации крупных целевых программ технологического профиля при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования.

- Увеличение бюджетных расходов по формированию крупных объектов научной инфраструктуры.

- Увеличение доли частных и смешанных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в финансировании сектора исследований и разработок, расширение финансирования науки за счет зарубежных научных фондов, в рамках международных научно- технических программ.

- Рост частных инвестиций в научную и инновационную сферу.

- Существенное перераспределение расходов по поддержке и развитию инновационной инфраструктуры от государства к частному бизнесу, выход государства из части элементов инновационной инфраструктуры.



В рамках этапов реализации Стратегии осуществляются следующие основные группы мероприятий:

Группы мероприятий, специфические для этапа

на первом этапе
(2006-2007 годы)

на втором этапе
(2008-2010 годы)

на третьем этапе
(2011-2015 годы)

________________

Представленные основные параметры третьего этапа приведены в относительно общем виде для обозначения ключевых принципов и возможных направлений государственной политики в сфере науки и инновационной деятельности в долгосрочной перспективе, а, соответственно, должны корректироваться исходя из складывающейся в стране социально-экономической ситуации и результатов реализации предыдущих этапов.

1.1. Повышение результативности сектора исследований и разработок

Развитие системы определения и реализации приоритетных направлений проведения исследований, обеспечивающей реальную концентрацию ресурсов, иерархию направлений, включая приоритеты в сфере гуманитарных наук, четкие процедуры участия представителей научного и экспертного сообщества, бизнеса, власти в определении приоритетов.

2.1. Развитие механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере

Государственная поддержка формирования долгосрочного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе.

Формирование и реализация 4-6 крупных федеральных целевых программ технологического профиля.

3.1. Развитие механизмов частно-государственного партнерства в научной и инновационной сферах

Формирование условий и стимулов для спонсирования частным бизнесом социально- значимых фундаментальных исследований.

Расширение участия частного бизнеса в


Инвентаризация имущественных комплексов научных организаций, включая права на результаты интеллектуальной деятельности.

Совершенствование механизмов реформирования и приватизации государственных научных организаций, создание необходимой нормативной базы для оптимизации организационно- правовых форм таких организаций.

Развитие системы ГНЦ, создание условий для организации и функционирования крупных научно-исследовательских

Расширение практики формирования и реализации мегапроектов при смещении акцентов на предметно- ориентированные проекты для определения перспективных направлений технологического развития.

2.2. Стимулирование предпринимательского сектора к финансированию НИОКР, содействие развитию внутрикорпоративного научного сектора и технологического аутсорсинга

Государственное

формировании и софинансировании деятельности фондов поддержки науки и инноваций.
Стимулирование расширения участия бизнеса в развитии инновационной инфраструктуры.

3.2. Реализация прорывных направлений технологического развития и распространения передовых технологий в экономике.

центров ("национальных
лабораторий"), институциональная концентрация расходов по НИОКР.

Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности российского сектора исследований, а также системы мониторинга и оценки результативности научных организаций.

1.2. Повышение капитализации научных организаций и вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности

Принципиальное повышение качества и результативности системы охраны прав на результаты исследований и разработок.

Передача государством прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств, научным организациям, малым инновационным фирмам.

Поддержка патентования государственными научными и образовательными организациями результатов интеллектуальной деятельности.

Создание с участием государства фондов "посевного"

софинансирование проектов НИОКР, проводимых крупными частными компаниями в сотрудничестве с вузами и научными организациями.

Определение требований к компаниям по заключению субконтрактов с небольшими инновационными фирмами при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд.

2.3. Повышение инвестиционной
привлекательности и обеспечение воспроизводства в секторе исследований и разработок


Увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам.

Опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление "институционализации" расходов по исследованиям и разработкам.

Реформирования государственных научных организаций и изменение их организационно-правовых форм в целях расширения возможностей привлечения внебюджетного финансирования.


Формирование и развитие новых механизмов комплексирования НИОКР, проводимых различными ведомствами, и их программно-целевой координации с применением различных механизмов бюджетного финансирования.

Реализация крупных
межведомственных междисциплинарных
технологических проектов, ориентированных на широкое распространение технологий в экономике и определяющих переход к новым технологическим укладам.

Реализация крупных научно-технических программ с опорой на научную координацию со стороны национальных лабораторий.

3.3. Привлечение частных и зарубежных инвестиций в сектор исследований и разработок

финансирования.

1.3. Смягчение проблемы дефицита молодых научных кадров и реализация "мягких" форм интеграции научной и образовательной деятельности

Предоставление исследовательских грантов молодым ученым.

Развитие системы базовых кафедр при крупных научных организациях, расширение практики стажировок студентов.

Развитие системы научно-образовательных центров при крупных вузах.

Содействие реализации "жестких" форм интеграции научной и образовательной деятельности, формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов, в том числе "исследовательских университетов".

2.4. Интеграция и позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике

Развитие научно-технического взаимодействия в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров.

Проведение приватизаций части государственных научных организаций в целях привлечения стратегических инвесторов и обеспечения долгосрочного развития при обязательном условии сохранения научного профиля.

Содействие формированию устойчивых научно-производственных комплексов.

Формирование условий и


1.4. Стимулирование технологического перевооружения в предпринимательском секторе

Снижение пошлин по импорту компаниями передового оборудования и технологий.

Налоговое стимулирование, в частности, освобождение от обложения НДС выполнения любых НИОКР и ввоза необходимого для этого технологического оборудования.

Содействие в обмене лучшим опытом в организации управления инновациями в корпорациях.

1.5. Формирование благоприятных условий для

Активное позиционирование сектора исследований и разработок в рамках 7-й Рамочной программы ЕС.

Расширение практики государственного софинансирования реализации тех донорских научных программ, которые в целом усиливают международные позиции российских научных организаций.

2.5. Содействие формированию "центров превосходства" в научно-технической сфере

Формирование сети "национальных лабораторий" по прорывным направлениям технологического развития, выступающих в качестве научных координаторов по проводимым

стимулов для привлечения зарубежных инвестиций в интересах развития научных организаций и их интеграции в международную систему научно-технической кооперации.

3.4. Развитие научной инфраструктуры

Формирование крупных объектов научной инфраструктуры и содействие формированию научных и инновационных кластеров на основе таких объектов.

Развитие

расширения международной технологической интеграции

Совершенствование таможенного законодательства в интересах расширения использования компаниями различных режимов ввоза передовых технологий.

Развитие системы технических регламентов и гармонизация их с международными.

Либерализация рынков капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов при обеспечении необходимых требований национальной безопасности.

за счет средств федерального бюджета НИОКР.

Содействие формированию и развитию отраслевых научно-технологических "центров превосходства" (в том числе на основе ГНЦ и "исследовательских университетов"), обеспечивающих разработку передовых коммерческих технологий и содействующих их распространению в отраслях экономики.

2.6. Развитие инновационной финансовой и производственно-технологической инфраструктуры

Существенное расширение системы региональных венчурных фондов, капитализируемых Венчурным инвестиционным фондом; содействие формированию фондового рынка высокотехнологичных компаний.

Содействие (в том числе имущественная поддержка) созданию технопарков и бизнес-инкубаторов при крупных вузах и научных организациях.

Государственная поддержка формирования инфраструктуры технико-внедренческих зон.

Поддержка формирования региональных инновационных кластеров.

деятельности ресурсных фондов поддержки научной деятельности.

Формирование и поддержка "институтов развития" в научно-технической сфере.

3.5. Развитие рынков интеллектуальных активов и технологий, а также фондового рынка высокотехнологичных компаний.

Стимулирование процессов передачи прав на результаты научно-технической деятельности в интересах расширения трансфера результатов НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета.

Развитие механизмов трансфера результатов НИОКР гражданского, двойного и военного назначения.

Стимулирование капитализации интеллектуальных активов в научно-технологических организациях.

Содействие развитию "бирж высоких технологий".



Стратегия реализуется преимущественно на основе формирования и выполнения совокупности федеральных и ведомственных целевых программ.

На начальном этапе системная основа для решения поставленных в Стратегии задач программно формируется за счет реализации:

ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы;

ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы;

программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;

программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

программ Российского фонда технологического развития;

Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

В последующем в 2006-2007 годах эта основа модернизируется и расширяется за счет формирования и реализации следующих федеральных и ведомственных целевых программ:

Наименование  целевой программы

Основное содержание

Тип целевой  программы

Начало  реализации  программы

Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)

Конкурсное финансирование научных исследований подведомственных Рособразованию вузов и научных организаций

ведомственная

2006 год

Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня

Конкурсное финансирование фундаментальных исследований мирового уровня, проводимых организациями РАН

ведомственная

2007 год

Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России на 2007-2009 годы

Конкурсное финансирование фундаментальных исследований высших учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности

ведомственная

2007 год

Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы

Поддержка и развитие существующих уникальных научно-технических объектов и приборной базы науки, проведение научных исследований с использованием их технической и кадровой базы

ведомственная

2007 год

Научно-технологическая база России

Ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетами технологического развития и "достройка" необходимых элементов инновационной инфраструктуры

федеральная

2007 год

Трансфер двойных технологий

Развитие трансфера технологий между военными гражданским секторами

федеральная

2008 год



Формирование названных федеральных целевых программ должно осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 594, ведомственных целевых программ - в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 N 239.

Основные экономические результаты и структурные сдвиги в рамках Стратегии достигаются за счет разработки и реализации федеральных и ведомственных целевых программ, технологическая основа для которых формируется в рамках ФЦП по развитию научно-технологической базы России и разработке двойных технологий, кадровая основа - в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, субъектная основа - в рамках программных мероприятий по реструктуризации государственного сектора исследований и разработок.

Предварительно, в качестве потенциальных (как новых, так и модернизированных) федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля определены:

________________