4.1. Основным направлением совершенствования организации питания учащихся следует считать реализацию скомплектованных рационов с абонементной системой расчета.
4.2. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные столы, а за учащимися класса (группы) - индивидуальные места за столами - в соответствии с их ростовыми данными.
4.3. Отпуск учащимся питания в столовой необходимо организовывать по классам (группам) в соответствии с графиком, который разрабатывается исходя из режима учебных занятий руководством столовой совместно с дирекцией школы, родительским и ученическим комитетами, утверждается директором школы и вывешивается на видном месте. Контроль за соблюдением графика посещения столовой и порядком во время приема пищи учащимися должен возлагаться на дежурного преподавателя (воспитателя).
4.4. При разработке графика следует учитывать необходимость полного (100%) обеспечения учащихся первой смены горячими завтраками, занимающихся в группах продленного дня (в среднем 50 процентов численности учащихся в первую смену) -обедами и находящихся в школе полный день (в среднем 25 процентов) - полдниками, отпускаемыми после 16 часов.
Примерный график организации питания учащихся общеобразовательных школ, имеющих подготовительные классы, при нормативном количестве мест в школьной столовой приведен на рис.1.
Время перемен = 70 мин. (5 + 30 + 20 + 5 + 10)
Рис.1. График организации питания учащихся
(с изменением режима занятий) при нормативе 250 мест
4.5. Организация завтраков в соответствии с требованиями рационального питания должна осуществляться для учащихся I-XI классов на двух (после второго и третьего уроков) больших переменах в четыре потока, а обедов (для групп продленного дня) - после пятого урока в два потока, что позволит обеспечить длительность интервалов между отдельными приемами пищи в пределах не более 3,5-4 часов.
4.6. Организацию обслуживания учащихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов или с использованием механизированных линий раздачи пищи типа "Эффект".
4.7. Предварительное накрытие столов осуществляется дежурными учащимися под руководством дежурного преподавателя (воспитателя).
Первоначально на столах расставляют столовую посуду, кладут приборы, ставят сладкий напиток, порционированную на одного учащегося холодную закуску, раскладывают хлеб. Одновременно проверяют и при необходимости пополняют на столах салфетки, соль.
Перед началом приема пищи дежурные по столовой под руководством дежурного преподавателя (воспитателя) получают по групповому абонементу согласно заявке горячие блюда на раздаче и до прихода в столовую класса (группы) расставляют их на столах.
Первые блюда рекомендуется подавать в порционных (по количеству обедающих за столом) суповых мисках с крышкой (дольше сохраняющих пищу в горячем состоянии).
Для порционирования первых блюд на каждом столе должна быть разливательная ложка.
Для приема сладких блюд, а младшим школьникам - и первых блюд, рекомендуется иметь десертные ложки.
4.8. В установленное по графику время посещения столовой, учащиеся по классам, вместе с классным руководителем (воспитателем) организованным порядком после мытья рук входят в зал, рассаживаются на закрепленные за классом (группой) столы и места и принимают пищу;
вторые блюда подают на столы после окончания получения первых блюд.
Более рациональной, с точки зрения физиологии и гигиены питания, является подача вторых блюд ко времени их приема;
после окончания приема пищи, учащиеся I-V классов вместе с классным руководителем и дежурными по столовой, а учащиеся VI-XI классов - самостоятельно, собирают и относят использованные посуду и приборы в моечную, а затем выходят из зала;
дежурные учащиеся наводят порядок в обеденном зале, убирают со столов и вновь накрывают их к приходу следующей группы.
4.9. Предварительное накрытие столов скомплектованными рационами питания следует применять в небольших и средних по вместимости (до 200 мест) школьных столовых. При численности учащихся в первую смену 800 человек и более для отпуска скомплектованных рационов питания рекомендуется использовать механизированную линию комплектации и отпуска обедов типа "Эффект" в школьном исполнении, расчетное количество секций стойки-накопителя которой (габаритные размеры 2000 x 475 x 1440) следует принимать по табл.4.