Недействующий

О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах (не действует на территории Российской Федерации на основании приказа Минпромторга России от 30.04.2020 N 1399)

Таблица 4

     

Расчетное количество секций стойки-накопителя линии комплектации и отпуска обедов типа "Эффект" в зависимости от численности учащихся и вместимости школьной столовой  

Вмести-
мость школы

Кол-во классов
-------------
число

22
------
844

33
--------
1266

44
-------
1688

Блоки общешкольных помещений для сблокированных школ на:

учащихся

2 х 22 класса

22 + 33 класса

2 х 33 класса

3 х 33 класса

Число мест в столовой при нормативе 250 мест на 1000 учащихся в первую смену

210

316

422

2 х 210

210 + 316

2 х 316

3 х 316

Количество секций линии "Эффект" в школьном исполнении

5

8

11

2 x 5

5 + 8

2 x 8

3 x 8

4.10. При организации работы школьной столовой с применением линии комплектации и отпуска обедов типа "Эффект" рекомендуется пользоваться примерной планировкой рабочих мест на постах комплектации рационов питания (см. приложение 6), с указанием входящего в состав линии раздаточного оборудования, а при установке линии - примерной планировкой столовой школы на 30 классов (см. приложение 7).

4.11. Для обеспечения рационального использования линии "Эффект" необходимо учитывать:

габариты обеденного зала (должны позволять установку расчетного количества секции стойки-накопителя вдоль одной стены);

емкость одной секции (на поднос комплектуется один обед или два школьных завтрака, то есть в этом случае емкость секции и всего накопителя в целом удваивается);

количество мест в зале (должно соответствовать нормативному);

емкость (по завтракам) установленных секций (должна равняться количеству мест в зале);

численность комплектовщиков (должна соответствовать производительности линии);

необходимость рациональной взаимосвязи работы кухни, постов комплектации, обеденного зала и моечного отделения;

площади кухни и моечной (должны позволять установку дополнительного оборудования - транспортера для сбора посуды, передвижного раздаточного оборудования и др.).

4.12. Линия комплектации и отпуска обедов типа "Эффект" в школьной столовой должна быть предназначена для обслуживания горячим питанием учащихся VI-XI классов. Учащихся подготовительных и младших классов рекомендуется обслуживать методом предварительного накрытия столов.

4.13. При нормативном количестве мест в школьной столовой организация питания учащихся (завтраки) с применением линии может осуществляться в течение двух больших перемен по 20 минут в 2 потока.

Линия комплектации и отпуска обедов типа "Эффект" позволяет производить реализацию двух вариантов скомплектованных рационов.

4.14. Процесс обслуживания учащихся горячими завтраками с использованием механизированной линии комплектации и отпуска обедов типа "Эффект" рекомендуется осуществлять следующим образом:

перед началом приема пищи работники столовой комплектуют и с помощью дежурных учащихся устанавливают с секции стойки-накопителя подносы с рационами питания таким образом, чтобы металлические диски подносов полностью совпадали с поверхностями электронагревательных элементов для обеспечения контакта между ними;

одновременно дежурные учащиеся расставляют на столах холодную закуску, холодный напиток, раскладывают столовые приборы, хлеб, проверяют и при необходимости добавляют на столы салфетки, соль;

согласно графику посещения столовой группы учащихся в количестве, равном числу мест в зале, после мытья рук организованно входят в зал в сопровождении классных руководителей (воспитателей) и, равномерно распределяясь вдоль стойки-накопителя, вынимают из его секций подносы с пищей и направляются с ними к закрепленным местам в зале;

после освобождения накопителя он заполняется вторично для учащихся второго потока;

пищу учащиеся принимают, не снимая посуды с подносов, после чего самостоятельно (младшие с помощью дежурных) относят использованную посуду вместе с подносом на транспортер, который доставляет ее в моечную столовой посуды. Чистая посуда, приборы и подносы поступают к постам комплектации для осуществления повторного цикла.

4.15. При отпуске с линии комплектации и отпуска обедов типа "Эффект" скомплектованных обедов (для групп учащихся продленного дня) первоначально в зал входят учащиеся (число которых должно равняться половине количества мест в зале) и разбирают подносы из накопителя.

После вторичного заполнения свободных секций накопителя скомплектованными обедами (примерно через 10 минут) входит следующая группа учащихся - и зал заполняется полностью.

4.16. В условиях малой численности работников школьной столовой, для сокращения затрат времени на организацию питания учащихся, целесообразно применение комбинированного метода обслуживания: предварительное накрытие столов для первого потока (учащихся младших групп) и заполнение секций стойки-накопителя линии для остальных учащихся.

4.17. Для учащихся из малообеспеченных и многодетных (три ребенка и более) семей в школах за счет средств госбюджета следует предусматривать льготное (50 процентов стоимости) или бесплатное питание.

Наряду с этим для удешевления стоимости и разнообразия питания необходимо шире привлекать учащихся (особенно сельских школ) для выращивания сельхозпродуктов на пришкольных учебно-опытных и садовых участках, теплицах, оказания помощи колхозам и совхозам в уборке урожая и др., используя выращенную и полученную продукцию в школьных столовых.

4.18. Горячее питание преподавательского состава и обслуживающего персонала школ должно осуществляться по свободному графику методов самообслуживания по меню и стоимости, установленным для учащихся с абонементной системой расчета.