ПРИКАЗ
от 6 сентября 1989 года N 511
Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства
____________________________________________________________________
Не действует на территории РФ на основании
приказа Минздрава России от 7 ноября 2012 года N 587
____________________________________________________________________
Медико-санитарное обеспечение работников морского, речного флотов и рыбного хозяйства осуществляется системой учреждений здравоохранения, созданной в дополнение к имеющейся сети территориальных лечебно-профилактических учреждений для преимущественного оказания медицинской помощи этой категории работников.
В настоящее время работники водного транспорта и рыбного хозяйства получают медицинскую помощь в 220 амбулаторно-поликлинических учреждениях и в стационарах на 25 тыс. коек. Действует 3,5 тыс. здравпунктов, из которых 3 тыс. на судах. В этих учреждениях трудятся более 10 тыс. врачей и 19 тыс. средних медицинских работников.
Вместе с тем, в организации работы лечебно-профилактических учреждений водного транспорта имеются серьезные недостатки. В практику работы учреждений здравоохранения медленно внедряются новые формы организации медицинской помощи (дневные стационары на дому, бригадная форма работы медработников и др.).
В ряде центральных бассейновых больниц, медико-санитарных частей и поликлиник не все лица с заболеваниями, требующими систематического наблюдения врачей-специалистов, охвачены диспансерным наблюдением, недостаточно используется стационарное и санаторно-курортное лечение больных, направление их в санатории-профилактории, на диетическое питание, в оздоровительно-профилактические комплексы и др.
Обращает на себя внимание низкое качество профилактических осмотров моряков перед выходом в дальние плавания, а также периодических осмотров.
Недостатки в организации медицинской помощи, невыполнение отраслевых комплексных программ "Здоровье", неблагополучное положение дел с охраной труда в значительной степени сказываются на качественных показателях здоровья работников этих отраслей.
Отмечается рост профессиональных заболеваний работников Министерства рыбного хозяйства, только по РСФСР в 1988 году на 22,8% по сравнению с 1987 годом.
Учитывая тот факт, что работники водного транспорта и рыбного хозяйства проходят тщательный медицинский осмотр при поступлении на работу - в основном, это практически здоровые лица, - показатели их заболеваемости нельзя признать удовлетворительными - 720,8 дня и 55,6 случая на 100 работающих.
В структуре заболеваемости основное место занимают простудные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, производственный травматизм, основными причинами которых являются неудовлетворительные условия труда, несоблюдение элементарных санитарно-гигиенических условий, нехватка питьевой воды, отсутствие полноценных продуктов питания во время длительного пребывания в рейсах.
Ярким примером является вспышка острых кишечных инфекций в октябре-ноябре 1988 года в порту Лас-Пальмас на РТМ "Дионис" Калининградской базы тралового флота, где из 68 членов экипажа пострадало 64. Только в 1987 году расходы на лечение моряков за рубежом составили 1,5 млн. инвалютных рублей.
Министерства и ведомства недостаточно уделяют внимание развитию учреждений здравоохранения на водном транспорте. Материально-техническая база ряда лечебно-профилактических учреждений неудовлетворительная, больницы, как правило, маломощные, на 35-100 коек, их рабочие площади не соответствуют санитарным нормам, набор лечебных и диагностических кабинетов не позволяет обеспечить высокое качество диагностики, лечения и реабилитации больных.
Так, например, в Батумской бассейновой больнице на одного больного приходится 4 кв.м площади, в хирургическом отделении в одной перевязочной проводятся гнойные и чистые перевязки. В кабинетах поликлиники ведутся совмещенные приемы и отпуск процедур.
Обращает на себя внимание нерациональная профилизация коечного фонда в бассейновых больницах, отсутствие отдельных видов специализированной медицинской помощи, службы "скорой медицинской помощи", отдаленность лечебных учреждений от места проживания работников этой отрасли, что приводит к дублированию медицинской помощи территориальной сетью.
Отмечается значительная текучесть судового медицинского персонала из-за плохой обеспеченности их жильем, неудовлетворительных условий труда и отдыха, режима работы на судах.
Так, например, при достаточно хорошей обеспеченности в целом лечебно-профилактических учреждений на водном транспорте врачебными кадрами - 51,9 на 10000 населения (СССР - 44,6), укомплектованность ими судовых медицинских пунктов во многих бассейнах неудовлетворительная, довольно часто в них вместо врачей работают фельдшеры.
Не обеспечена должная комплексность в работе СЭС на водном транспорте и санэпидслужбы административных территорий. Сдерживает развитие санэпидслужбы административное подчинение санэпидстанций центральным бассейновым больницам. Материально-техническая база многих СЭС продолжает оставаться неудовлетворительной.
Имеющиеся в настоящее время нормативные документы, касающиеся обеспечения медицинской помощью работников морского, речного флотов и рыбного хозяйства, частично устарели, иные не отвечают современным требованиям, предъявляемым к охране здоровья населения нашей страны.
В целях повышения качества медико-санитарного обеспечения и внедрения новых организационных форм в систему здравоохранения на водном транспорте и рыбопромысловом флоте
утверждаю:
1. Положение о центральной бассейновой больнице на водном транспорте (приложение 1).
2. Положение об отделении судового медицинского персонала центральной бассейновой больницы, поликлиники и медико-санитарной части, оказывающей медицинскую помощь работникам рыбного хозяйства (приложение 2).
3. Положение о судовом враче (приложение 3).
4. Положение о комиссии по медицинскому освидетельствованию плавсостава (КМОП) (приложение 4).
5. Положение о центральной врачебно-экспертной комиссии при центральной бассейновой больнице, поликлинике, медико-санитарной части, оказывающей медицинскую помощь работникам рыбного хозяйства (приложение 5).