Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 6 сентября 1989 года N 511

Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства  

____________________________________________________________________
Не действует на территории РФ на основании
приказа Минздрава России от 7 ноября 2012 года N 587
____________________________________________________________________



Медико-санитарное обеспечение работников морского, речного флотов и рыбного хозяйства осуществляется системой учреждений здравоохранения, созданной в дополнение к имеющейся сети территориальных лечебно-профилактических учреждений для преимущественного оказания медицинской помощи этой категории работников.

В настоящее время работники водного транспорта и рыбного хозяйства получают медицинскую помощь в 220 амбулаторно-поликлинических учреждениях и в стационарах на 25 тыс. коек. Действует 3,5 тыс. здравпунктов, из которых 3 тыс. на судах. В этих учреждениях трудятся более 10 тыс. врачей и 19 тыс. средних медицинских работников.

Вместе с тем, в организации работы лечебно-профилактических учреждений водного транспорта имеются серьезные недостатки. В практику работы учреждений здравоохранения медленно внедряются новые формы организации медицинской помощи (дневные стационары на дому, бригадная форма работы медработников и др.).

В ряде центральных бассейновых больниц, медико-санитарных частей и поликлиник не все лица с заболеваниями, требующими систематического наблюдения врачей-специалистов, охвачены диспансерным наблюдением, недостаточно используется стационарное и санаторно-курортное лечение больных, направление их в санатории-профилактории, на диетическое питание, в оздоровительно-профилактические комплексы и др.

Обращает на себя внимание низкое качество профилактических осмотров моряков перед выходом в дальние плавания, а также периодических осмотров.

Недостатки в организации медицинской помощи, невыполнение отраслевых комплексных программ "Здоровье", неблагополучное положение дел с охраной труда в значительной степени сказываются на качественных показателях здоровья работников этих отраслей.

Отмечается рост профессиональных заболеваний работников Министерства рыбного хозяйства, только по РСФСР в 1988 году на 22,8% по сравнению с 1987 годом.

Учитывая тот факт, что работники водного транспорта и рыбного хозяйства проходят тщательный медицинский осмотр при поступлении на работу - в основном, это практически здоровые лица, - показатели их заболеваемости нельзя признать удовлетворительными - 720,8 дня и 55,6 случая на 100 работающих.

В структуре заболеваемости основное место занимают простудные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, производственный травматизм, основными причинами которых являются неудовлетворительные условия труда, несоблюдение элементарных санитарно-гигиенических условий, нехватка питьевой воды, отсутствие полноценных продуктов питания во время длительного пребывания в рейсах.

Ярким примером является вспышка острых кишечных инфекций в октябре-ноябре 1988 года в порту Лас-Пальмас на РТМ "Дионис" Калининградской базы тралового флота, где из 68 членов экипажа пострадало 64. Только в 1987 году расходы на лечение моряков за рубежом составили 1,5 млн. инвалютных рублей.

Министерства и ведомства недостаточно уделяют внимание развитию учреждений здравоохранения на водном транспорте. Материально-техническая база ряда лечебно-профилактических учреждений неудовлетворительная, больницы, как правило, маломощные, на 35-100 коек, их рабочие площади не соответствуют санитарным нормам, набор лечебных и диагностических кабинетов не позволяет обеспечить высокое качество диагностики, лечения и реабилитации больных.

Так, например, в Батумской бассейновой больнице на одного больного приходится 4 кв.м площади, в хирургическом отделении в одной перевязочной проводятся гнойные и чистые перевязки. В кабинетах поликлиники ведутся совмещенные приемы и отпуск процедур.

Обращает на себя внимание нерациональная профилизация коечного фонда в бассейновых больницах, отсутствие отдельных видов специализированной медицинской помощи, службы "скорой медицинской помощи", отдаленность лечебных учреждений от места проживания работников этой отрасли, что приводит к дублированию медицинской помощи территориальной сетью.

Отмечается значительная текучесть судового медицинского персонала из-за плохой обеспеченности их жильем, неудовлетворительных условий труда и отдыха, режима работы на судах.

Так, например, при достаточно хорошей обеспеченности в целом лечебно-профилактических учреждений на водном транспорте врачебными кадрами - 51,9 на 10000 населения (СССР - 44,6), укомплектованность ими судовых медицинских пунктов во многих бассейнах неудовлетворительная, довольно часто в них вместо врачей работают фельдшеры.

Не обеспечена должная комплексность в работе СЭС на водном транспорте и санэпидслужбы административных территорий. Сдерживает развитие санэпидслужбы административное подчинение санэпидстанций центральным бассейновым больницам. Материально-техническая база многих СЭС продолжает оставаться неудовлетворительной.

Имеющиеся в настоящее время нормативные документы, касающиеся обеспечения медицинской помощью работников морского, речного флотов и рыбного хозяйства, частично устарели, иные не отвечают современным требованиям, предъявляемым к охране здоровья населения нашей страны.

В целях повышения качества медико-санитарного обеспечения и внедрения новых организационных форм в систему здравоохранения на водном транспорте и рыбопромысловом флоте

утверждаю:

1. Положение о центральной бассейновой больнице на водном транспорте (приложение 1).

2. Положение об отделении судового медицинского персонала центральной бассейновой больницы, поликлиники и медико-санитарной части, оказывающей медицинскую помощь работникам рыбного хозяйства (приложение 2).     

3. Положение о судовом враче (приложение 3).

4. Положение о комиссии по медицинскому освидетельствованию плавсостава (КМОП) (приложение 4).     

5. Положение о центральной врачебно-экспертной комиссии при центральной бассейновой больнице, поликлинике, медико-санитарной части, оказывающей медицинскую помощь работникам рыбного хозяйства (приложение 5).     

6. Инструкцию о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров плавсостава морского, речного, рыбопромыслового флотов, флота других министерств и ведомств СССР и лиц, поступающих в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на судах (приложение 6).     

7. Список профессий плавающего состава (по группам с учетом выполняемой работы), работники которых подлежат обязательным предварительным при поступлении на работу и периодическим медосмотрам (приложение 7).     

8. Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работу лиц плавсостава и поступлению в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на судах (приложение 8).     

9. Перечень дополнительных медицинских противопоказаний к допуску на работу лиц плавсостава, дальнейшей их работе в плавсоставе, а также поступлению в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на судах (приложение 9).

10. Примерный перечень изделий медицинского назначения и медицинских препаратов для судов морского, речного, озерного, рыбопромыслового флотов и плавучих производственных объектов (приложение 10).

11. Положение о бассейновой, линейной санитарно-эпидемиологической станции на водном транспорте (приложение 11).     

12. Положение о санитарно-контрольном отделе санитарно-эпидемиологической станции в портах (морском, речном, рыбном) (приложение 12).     

13. Дополнения и изменения Положения о санитарно-карантинном отделе санитарно-эпидемиологической станции в порту, открытом для международных судов (приложение 13).

14. Изменение номенклатуры учреждений здравоохранения (приложение 14).     

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных республик:

1.1. Обеспечить оказание преимущественной медико-санитарной помощи работникам морского, речного флота, рыбного хозяйства, а также работникам флота других министерств и ведомств.

1.2. Принять меры к устранению имеющихся недостатков и добиться в кратчайшие сроки коренного совершенствования организации медико-санитарной помощи, повысить ответственность руководителей и коллективов лечебно-профилактических учреждений за оказание высококвалифицированной медицинской помощи и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий работникам водного транспорта, повысить качество диспансерного наблюдения. Обеспечить с 01.01.90 централизованное выделение лимитов на медикаменты, перевязочный материал, медаппаратуру с целью внеочередного снабжения судов медицинским оборудованием, инструментарием и медикаментами, создания на судах неснижаемого запаса медикаментов и бакпрепаратов в специальных упаковках для использования и хранения в морских условиях.

1.3. Обеспечить взаимодействие и преемственность в работе лечебно-профилактических учреждений на водном транспорте с территориальными учреждениями здравоохранения по вопросу рационального распределения и использования кадровых и материальных ресурсов с учетом региональных условий.

1.4. Реорганизацию, перепрофилирование и закрытие учреждений здравоохранения, построенных за счет средств или при долевом участии предприятий и организаций Министерства морского флота СССР, Министерства рыбного хозяйства СССР и Министерства речного флота РСФСР, проводить только с согласия руководства указанных министерств, предприятий, отраслевых ЦК профсоюзов и трудовых коллективов.

1.5. При обращении министерств и ведомств, ведущих водолазные и кессонные работы, полностью обеспечить всей необходимой медико-санитарной помощью работников, занятых на водолазных и кессонных работах.

1.6. С целью более полного укомплектования медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений на водном транспорте, судовых медпунктов обеспечить максимальное удовлетворение заявок на медицинские кадры указанным учреждениям. Шире использовать для закрепления медицинских кадров договора с предприятиями по обеспечению медработников жилой площадью и другими видами социальной помощи.

1.7. Заключать договора на хозрасчетной основе с администрацией пароходств и объединениями, предприятиями и организациями о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи работникам водного транспорта и членам их семей.

1.8. Шире использовать внедрение новых форм в организацию работы стационаров и поликлиник на водном транспорте, в том числе передвижных видов медицинской помощи плавсоставу.

1.9. С целью усиления профилактической направленности расширить практику совместной работы учреждений здравоохранения на водном транспорте с руководителями и профсоюзными комитетами предприятий, организаций и учреждений по комплексным целевым программам "Здоровье".

1.10. Обеспечить экспертное решение вопросов о связи заболевания с профессией у работников водного транспорта в территориальных профпатологических центрах.

1.11. До 01.11.89 разработать и утвердить Положение о республиканской врачебно-экспертной комиссии для решения особо сложных случаев, возникающих при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров плавсостава, рабочих и служащих на судах обеспечения ВМФ, а также лиц, поступающих в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на судах.

Для работы в составе комиссии привлекать любых специалистов системы Минздрава республики.

В случае несогласия с решением республиканской врачебно-экспертной комиссии заявителям предоставляется право обжаловать его в установленном порядке.

1.12. Обеспечить совершенствование системы организации санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте за счет укрупнения отдельных санитарно-эпидемиологических станций, их структурных подразделений и участков обслуживания на водных путях сообщения с учетом перспективного развития обслуживаемых отраслей народного хозяйства.

1.13. Возложить на республиканские санитарно-эпидемиологические станции министерств здравоохранения союзных республик административное, финансовое и методическое руководство санэпидстанциями на водном транспорте.

1.14. Считать главными задачами санэпидслужбы на водном транспорте:

1.14.1. Определение на основании всестороннего анализа приоритетных санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и устранение вредного влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья.

1.14.2. Повышение эффективности государственного санитарного надзора за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий на судах и объектах эксплуатационно-технического обслуживания.

1.14.3. Улучшение организаторской работы санэпидстанции в разработке и контроле за реализацией комплексных программ "Здоровье".

2. Главному управлению организации медицинской помощи Минздрава СССР (тов. Калинин В.И.), Главному санитарно-профилактическому управлению Минздрава СССР (тов. Чибураев В.И.):

2.1. В течение 1989-1990 годов совместно с Минморфлотом СССР, Минрыбхозом СССР, Миннефтегазпромом СССР и Минречфлотом РСФСР внести предложения в установленном порядке о создании отдела медико-санитарного обеспечения работников водного транспорта и разработать Положение об этом отделе.

2.2. В течение 1989-1990 годов совместно с соответствующими министерствами и ведомствами изучить организацию медико-санитарной помощи учащимся учебных заведений, готовящих специалистов для работы на судах, и разработать предложения по ее дальнейшему улучшению.

3. Главному санитарно-профилактическому управлению Минздрава СССР (тов. Чибураев В.И.), Всесоюзному научно-исследовательскому институту гигиены водного транспорта Минздрава СССР (тов. Войтенко А.М.):

3.1. Обеспечить до 01.01.90 научную разработку рекомендаций по условиям труда и отдыха судового медперсонала, рационального питания плавсостава.

4. Главному санитарно-профилактическому управлению Минздрава СССР (тов. Чибураев В.И.):

4.1. Разработать и представить на утверждение санитарные правила для портов, другие методические документы, регламентирующие деятельность санэпидстанций на водном транспорте (срок: 1990 год).

4.2. Подготавливать изменения и дополнения к действующим санитарным правилам для судов всех назначений и береговых объектов с учетом данных научных исследований, современных достижений в области судостроения и эксплуатации судов и береговых объектов. Обеспечить издание не реже 1 раза в 2 года бюллетеней изменений и дополнений санитарных правил.

5. Главному управлению подготовки и использования медицинских кадров Минздрава СССР (тов. Кривошеев Г.Г.):

5.1. Пересмотреть программу и план последипломного обучения судовых врачей (срок: 1989-1990 годы).

5.2. Пересмотреть программу и цикл специализации врачей "Медицинское обеспечение водолазных работ на малых и средних глубинах" (срок: 1990 год).

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Главного управления организации медицинской помощи Минздрава СССР тов. Калинина В.И. и начальника Главного санитарно-профилактического управления Минздрава СССР тов. Чибураева В.И.

7. Считать утратившими силу приказы Минздрава СССР от 04.03.77 N 188, от 20.04.84 N 715, от 06.11.81 N 1145, от 15.03.71 N 166, от 10.08.83 N 942, от 06.08.87 N 935 и от 12.02.58 N 69, "Положение о бассейновой санитарно-эпидемиологической станции на водном транспорте" от 30.07.64 N 492-64, "Положение о портовой и линейной санитарно-эпидемиологических станциях на водном транспорте" от 01.08.64 N 491-64, от 21.06.68 N 497.

Разрешаю данный приказ размножить в необходимом количестве экземпляров.

Министр
Е.И.Чазов

     

Приложение 1
к приказу Минздрава СССР
от 6 сентября 1989 года N 511

     

Положение о центральной бассейновой больнице на водном транспорте



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»