О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка"

Содержание принципов построения ИФР

1.19. Принципы, изложенные в настоящем докладе, представляют собой руководящие указания по управлению рисками и обеспечению эффективности ИФР. За немногочисленными исключениями эти принципы не предлагают конкретных инструментов или механизмов выполнения предусмотренных ими требований и подразумевают различные способы реализации конкретного принципа. В тех случаях, когда это целесообразно, некоторые принципы содержат минимальное требование, позволяющее уменьшать риски и создавать однородную конкурентную среду. Принципы предназначены для холистического применения вследствие их тесной взаимосвязанности; принципы должны применяться все вместе, а не по отдельности. Одни принципы основаны на других принципах, а другие принципы дополняют друг друга. В других случаях принципы относятся к одному важному аспекту. Некоторые принципы, в частности посвященные управлению и операционному риску, включают ссылки на передовую практику ИФР, которая со временем может эволюционировать и совершенствоваться. ИФР и их компетентные органы должны надлежащим образом учитывать такую передовую практику. Кроме того, компетентные органы обладают гибкостью, позволяющей предъявлять более строгие требования к ИФР, относящимся к их юрисдикции, исходя из конкретных рисков, которые представляет ИФР, или общей политики.

________________

Например, при управлении финансовым риском ИФР должны опираться, в частности, на принципы системы комплексного управления рисками, кредитным риском, залоговым обеспечением, гарантийными депозитами, риском ликвидности, денежными расчетами и расчетными системами обмена активами. К другим существенным принципам относятся правовая основа, управление, правила и процедуры, относящиеся к невыполнению обязательств участниками, общий коммерческий риск, депозитарный и инвестиционный риски и операционный риск. Неприменение всех этих принципов в комплексе может привести к ненадежному общему управлению риском ИФР.

Например, роли управления и прозрачности при управлении риском и проведении последовательной политики посвящены соответственно Принципы 2 и 23. Вследствие общего значения и существенности управления и прозрачности ссылки на них содержатся в нескольких других принципах.

    Общая применимость принципов

1.20. В широком смысле принципы, изложенные в настоящем докладе, предназначены для применения ко всем системно значимым платежным системам, ЦДЦБ, СРЦБ, ЦКА и ТР. ИФР, которые национальные органы считают системно значимыми, должны соблюдать эти принципы. При наличии установленных законом определений системной значимости они могут отчасти варьироваться в различных юрисдикциях, но в целом платежная система является системно значимой, если она может провоцировать или распространять системные сбои; к таким системам относятся, в частности, системы, являющиеся единственной платежной системой в стране или основной системой с точки зрения совокупной суммы платежей; системы, в основном осуществляющие срочные крупные платежи; и системы, производящие платежи для осуществления расчетов в других системно значимых ИФР. Предполагается, что все ЦДЦБ, СРЦБ, ЦКА и ТР являются системно значимыми, по меньшей мере в юрисдикции, к которой они относятся, в основном вследствие критической роли, которую они играют на обслуживаемых рынках. Если какой-либо орган устанавливает, что ЦДЦБ, СРЦБ, ЦКА или ТР, относящийся к его юрисдикции, не является системно значимым и рассматриваемые принципы к нему не применимы, то этот орган должен обнародовать наименование ИФР и ясное и полное обоснование своего заключения. В то же время органы могут обнародовать критерии, используемые для определения того, какие ИФР следует считать системно значимыми, и объявлять, какие ИФР они считают системно значимыми на основе таких критериев. Эти принципы предназначены для применения к внутренним, трансграничным и мультивалютным ИФР. Всем ИФР рекомендуется соблюдать эти принципы.

________________

Описанные критерии определения системно значимых систем отражают положения КПСЗПС.

    Применимость принципов к различным типам ИФР

1.21. Большинство принципов, изложенных в настоящем докладе, применимо ко всем типам ИФР, описанным в настоящем докладе. Однако ряд принципов относится только к конкретным типам ИФР (см. объяснение общей применимости принципов к конкретным типам ИФР в Таблице 1, а также объяснение применимости основных соображений к конкретным типам ИФР к Приложении Е). В частности, поскольку ТР не подвергаются кредитному риску или риску ликвидности, принципы о кредитном риске и риске ликвидности к ним не относятся, в то время как Принцип 24 о раскрытии ТР рыночных данных относится только к ТР. Кроме того, в том случае, когда принцип применяется к конкретному типу ИФР, в докладе даются соответствующие указания. Например, Принцип 4 о кредитном риске содержит конкретные руководящие указания для платежных систем, СРЦБ и ЦКА.

1.22. Применимость принципов и ключевых понятий к конкретным типам ИФР, как указано в Таблице 1, основывается на функциональных определениях каждого типа ИФР, представленных в пунктах 1.10-1.14. Вместе с тем в некоторых случаях одно юридическое лицо может выполнять функции более чем одного типа ИФР. Например, многие ЦДЦБ также эксплуатируют СРЦБ, а некоторые платежные системы выполняют отдельные функции как ЦКА. С другой стороны, определение конкретного типа ИФР в конкретной юрисдикции может отличаться от определения этого типа в докладе. В любом случае совокупность принципов, применимых к ИФР, такова, что отражает функции, осуществляемые конкретной организацией.

1.23. В целом принципы применяются к ИФР, эксплуатируемым центральными банками, так же, как к эксплуатируемым частным сектором. Центральные банки должны применять к своим ИФР такие же стандарты, какие применяются к аналогичным ИФР частного сектора. При этом существуют исключительные случаи, когда принципы по-другому применяются к ИФР центральных банков вследствие требований соответствующего законодательства, регулирования или политики. В частности, центральные банки могут иметь особые политические цели и обязанности в сфере денежно-кредитной политики и политики в области ликвидности, имеющие преимущественное значение. Такие исключительные случаи упоминаются в (а) Принципе 2 об управлении, (b) Принципе 4 о кредитном риске, (с) Принципе 5 о залоговом обеспечении, (d) Принципе 15 об общем коммерческом риске и (e) Принципе 18 о требованиях к доступу и участию. В некоторых случаях соответствующая законодательная база или политические цели центрального банка могут обязывать ИФР центральных банков превосходить требования, предусмотренные одним или несколькими принципами.