Таблица 1
Общая применимость принципов к конкретным типам ИФР
Принцип | ПС | ЦДЦБ* | СРЦБ* | ЦКА | ТР | ||
________________ * Данная таблица отражает применимость принципов к каждому типу ИФР, описываемому в пунктах 1.10-1.14. В случае, если ИФР выполняет функции более чем одного типа ИФР, на практике применяются все принципы, имеющие отношение к фактическим функциям, исполняемым конкретным ИФР. | |||||||
1. | Правовая основа | - | - | - | - | - | |
2. | Управление | - | - | - | - | - | |
3. | Основы комплексного управления рисками | - | - | - | - | - | |
4. | Кредитный риск | - | - | - | |||
5. | Залоговое обеспечение | - | - | - | |||
6. | Гарантийный депозит | - | |||||
7. | Риск ликвидности | - | - | - | |||
8. | Завершенность расчетов | - | - | - | |||
9. | Денежные расчеты | - | - | - | |||
10. | Фактическая поставка | - | - | - | |||
11. | Центральные депозитарии ценных бумаг | - | |||||
12. | Расчетные системы обмена активов | - | - | - | |||
13. | Правила и процедуры, относящиеся к невыполнению обязательств участником | - | - | - | - | ||
14. | Сегрегация и возможность перевода | - | |||||
15. | Общий коммерческий риск | - | - | - | - | - | |
16. | Депозитарный и инвестиционный риски | - | - | - | |||
17. | Операционный риск | - | - | - | - | - | |
18. | Требования к доступу и участию | - | - | - | - | - | |
19. | Многоуровневая структура участия | - | - | - | - | - | |
20. | Связи ИФР | - | - | - | - | ||
21. | Эффективность и результативность | - | - | - | - | - | |
22. | Процедуры и стандарты связи | - | - | - | - | - | |
23. | Раскрытие правил, основных процедур и рыночных данных | - | - | - | - | - | |
24. | Раскрытие рыночных данных торговыми репозиториями | - |
Восстановление ИФР и упорядоченный процесс прекращения функционирования ИФР
1.24. В настоящем докладе и описанных в нем принципах основное внимание уделяется обеспечению того, чтобы ИФР работали как можно более бесперебойно в нормальной ситуации и в периоды рыночного стресса. Тем не менее в определенных экстремальных ситуациях, невзирая на все предупредительные меры, ИФР может стать нежизнеспособной как действующее предприятие или несостоятельной. Учитывая системно значимую роль ИФР, к которым относятся принципы, изложенные в настоящем докладе, непредвиденный сбой ИФР может привести к системным нарушениям для организаций и рынков, которые поддерживает ИФР, для других ИФР, с которыми связана данная ИФР, и финансовой системы в целом. Негативные последствия были бы особенно серьезными в ситуациях, когда другая ИФР не может своевременно и эффективно осуществлять критические операции и оказывать услуги вместо ИФР, работа которой нарушена.
1.25. Поэтому, если ИФР становится нежизнеспособной как действующее предприятие или несостоятельной, важно принимать надлежащие меры, которые обеспечивают (а) восстановление ИФР, чтобы она могла продолжать осуществление критических операций и оказание услуг, или (b) упорядоченное свертывание нежизнеспособной ИФР, например, путем передачи ее критических операций и услуг альтернативной организации. В зависимости от конкретной ситуации, а также полномочий и инструментов, которыми располагают органы соответствующих юрисдикций, эти меры могут приниматься самой ИФР и/или компетентными органами. Принципы, изложенные в настоящем докладе, предусматривают ряд мер, которые должны принимать ИФР для подготовки и выполнения планов своего восстановления или упорядоченного прекращения функционирования в случае необходимости. Проблемам и анализу, связанным с потенциальной необходимостью, схемой и выполнением ИФР дополнительных официальных решений, включая полномочия и инструменты принятия решений, которые могут использоваться компетентными органами в таких ситуациях, будет посвящен отдельный труд КПРС - МОКЦБ, основанный, насколько это возможно, на предшествующей работе СФС по эффективным режимам упорядоченного прекращения функционирования финансовых организаций.
________________
См. FSB, Effective resolution of systemically important financial institutions - consultative document (СФС, Эффективный процесс упорядоченного прекращения функционирования системно значимых финансовых организаций - консультативный документ), июль 2011.
Доступ к ИФР
1.26. Доступ к ИФР, как правило, имеет большое значение вследствие критической роли, которую играют многие ИФР на обслуживаемых ими рынках. В большинстве случаев ИФР должна определять соответствующую политику в области доступа, обеспечивающую справедливый и открытый доступ при одновременном обеспечении собственной безопасности и эффективности. Доступ к ЦКА имеет еще большее значение в свете выраженного в 2009 году Группой двадцати намерения централизованно прояснить ситуацию по всем стандартизированным OTC-деривативам к концу 2012 года. В докладе, опубликованном в ноябре 2011 года, Комитет по глобальной финансовой системе (КГФС) рассмотрел потенциальные последствия альтернативных режимов доступа, таких как доступ на основе прямого участия в глобальных ЦКА, многоуровневое участие, создание местных ЦКА и связи между ЦКА. Принципы, изложенные в настоящем докладе, уделяют основное внимание выявлению, контролю, уменьшению и управлению рисками, которым ИФР подвергаются со стороны таких режимов доступа, и содержат руководящие указания о требованиях к участию и доступу (см. Принцип 18), управлении многоуровневым участием (см. Принцип 19) и связях ИФР (см. Принцип 20).
________________
См. Declaration of the G20 (Декларация Группы двадцати), 2009 Pittsburgh Summit, адрес в Интернете: http://www.g20.org.
См. CGFS, The macrofinancial implications of alternative configurations for access to central counterparties in OTC derivatives markets (КГФС, Макрофинансовые последствия альтернативных конфигураций для доступа к центральным контрагентам на рынках ВБ-деривативов), ноябрь 2011.
Многоуровневая структура участия
1.27. Многоуровневая структура участия отмечается в случае, когда некоторые организации (косвенные участники) рассчитывают на услуги, предоставляемые другими организациями (прямыми участниками), по централизованному использованию средств ИФР в проведении платежей, клиринга, расчетов и учета. Многоуровневая структура участия может позволить расширить доступ к услугам ИФР. Вместе с тем взаимозависимость и подверженность риску (включая риск ликвидности, кредитный и операционный риски), свойственные такой многоуровневой структуре, могут подвергать рискам конкретную ИФР и бесперебойность ее функционирования, а также участников и финансовые рынки в целом. Эти риски могут быть особенно острыми для систем с многоуровневой структурой. Принцип 19 обеспечивает руководство по вопросу о том, как ИФР должна реагировать на риски, возникающие в многоуровневой системе. Дополнительные проблемы, связанные с косвенными участниками, рассмотрены в (а) Принципе 1 о правовой основе, (b) Принципе 2 об управлении, (с) Принципе 3 об основах комплексного управления рисками, (d) Принципе 13 о правилах и процедурах, относящихся к невыполнению обязательств участником, (е) Принципе 14 о сегрегации и возможности перевода, (f) Принципе 18 о требованиях к доступу и участию и (g) Принципе 23 о раскрытии правил, основных процедур и рыночных данных.
Взаимозависимости и функциональная совместимость
1.28. В данном докладе различные формы взаимозависимости, в том числе функциональная совместимость, отражены в различных принципах, включая Принцип 20, в котором детально рассматриваются связи ИФР и управление риском. Кроме того, взаимозависимости отражены в (а) Принципе 2 об управлении, где установлено, что ИФР должна учитывать интересы рынка в целом; (b) Принципе 3 об основах комплексного управления рисками, где отмечено, что ИФР должна принимать во внимание существенные риски, которым они подвергаются и представляют собой для других организаций; (с) Принципе 17 об операционном риске, где установлено, что ИФР должна выявлять, контролировать и управлять рисками, обусловленными взаимным влиянием ее операций и других ИФР; (d) Принципе 18 о требованиях к доступу и участию, где предусмотрено, что ИФР должны обеспечивать справедливый и открытый доступ в том числе других ИФР; (е) Принципе 21 об эффективности и результативности, который устанавливает, что ИФР должны быть предназначены для исполнения потребностей их участников; и (f) Принципе 22 о процедурах и стандартах связи, который гласит, что ИФР должны использовать или как минимум адаптировать процедуры и стандарты связи, соответствующие принятым на международном уровне. Сочетание этих принципов должно обеспечивать наличие обоснованного и сбалансированного подхода к функциональной совместимости.
Содержание обязанностей центральных банков, регуляторов рынка и других соответствующих компетентных органов для инфраструктур финансового рынка
1.29. Раздел 4 доклада в общих чертах намечает пять обязательств для центральных банков, регуляторов рынка и других соответствующих компетентных органов для ИФР и предоставляет руководящие указания для последовательного и эффективного управления, надзора и наблюдения за ИФР. Компетентные органы для ИФР должны принять и руководствоваться описанными в докладе обязательствами при согласовании с соответствующим национальным законодательством. Несмотря на то что каждая отдельная ИФР несет ответственность за соблюдение этих принципов, для гарантии их соблюдения и внесения изменений необходимы эффективное регулирование, надзор и наблюдение. Компетентные органы должны взаимодействовать друг с другом как на внутреннем, так и на международном уровне в целях поддержания официального наблюдения и надзора, минимизации возможного дублирования усилий и сокращения нагрузки на ИФР и соответствующие компетентные органы. Эти обязанности соответствуют передовой международной практике. Также могут иметь значение другие руководящие указания КПРС и МОКЦБ для компетентных органов по регулированию, надзору и наблюдению за ИФР.