Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 апреля 2012 года N ЕД-4-3/5976


О применении отдельных положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации



Федеральная налоговая служба в связи с возникающими у налогоплательщиков и налоговых органов вопросами о налогообложении результатов предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по проверке технического состояния автотранспортных средств при техническом осмотре транспортных средств, а также ремонту прицепов и полуприцепов просит разъяснить следующее.

1. В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) может переводиться предпринимательская деятельность по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Согласно статье 346.27 Кодекса к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163 (далее - Классификатор).

Классификатором услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств классифицированы в подгруппе услуг 017000. При этом работы и услуги по проверке технического состояния автотранспортных средств при государственном техническом осмотре, техническому осмотру транспортных средств в данной подгруппе услуг не поименованы.

До 2009 года Минфин России в своих письмах (от 15.07.2005 N 03-11-04/3/21 и от 14.09.2005 N 03-11-04/3/88) разъяснял, что налогоплательщики при оказании услуг по проверке технического состояния автотранспортных средств при государственном техническом осмотре проводят контрольно-диагностические работы (коды услуг 017104 и 017305, отнесенные к подгруппе услуг 017000 Классификатора) и, следовательно, должны уплачивать ЕНВД.

С 2009 года позиция Минфина России по данному вопросу изменилась. В письме от 05.11.2009 N 03-11-11/209 (доведенном по системе налоговых органов письмом ФНС России от 17.11.2009 N ШС-17-3/204@) было указано, что Ростехрегулированием в Классификатор не включены услуги по проверке технического состояния автотранспортных средств при их государственном техническом осмотре и, следовательно, такие услуги не относятся к бытовым услугам, оказываемым населению. Поэтому организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в данной сфере, плательщиками ЕНВД не признаются.

Данная позиция подтверждена Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.11.2010 N АЗЗ-1572/2010.

Однако сложившаяся в 2010-2011 годах арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна.

Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 27.02.2010 N А14-13564/2009/398/24 судом установлено, что в процессе проведения государственного техосмотра юридические лица, привлеченные к проверке технического состояния транспортных средств выполняют исключительно контрольно-диагностические работы. результатом которых является установление соответствия технических показателей транспортного средства определенным требованиям. Данное постановление оставлено в силе Определением ВАС от 24.08.2010 N ВАС-7809/10.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2011 N А05-14092/2010 отмечено, что необходимость проведения государственного технического осмотра определена пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.93 N 1090). В качестве приложения к этим Основным положениям утвержден Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, т.е. проведение периодического технического осмотра автомобилей является обязательной процедурой и условием допуска автомобиля к эксплуатации.

Из содержания данных документов следует, что в процессе проведения государственного технического осмотра хозяйствующие субъекты, привлеченные к проверке технического состояния транспортных средств, выполняют исключительно контрольно-диагностические работы, результатом которых является установление соответствия технических показателей транспортного средства определенным требованиям. Последующее использование полученных сведений (осуществление ремонта транспортного средства, выдача либо отказ в выдаче разрешения на его эксплуатацию) не влияют на существо работ по техническому диагностированию транспортного средства.

Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России 24.09.99 утверждены "Рекомендации. Технологическое содержание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Р 3112199-0395-00", в которых указано, что контрольно-диагностические работы включают в себя работы по проверке систем зажигания, питания, механизма газораспределения, кривошипно-шатунного механизма рулевого управления и подвески, тормозной системы, системы освещения и контрольно-измерительных приборов, колес и шин.

Поскольку без использования специального диагностического оборудования проведение качественной проверки технического состояния транспортных средств невозможно, то судебный орган считает, что проведение в рамках государственного технического осмотра контрольно-диагностических работ для целей налогообложения охватывается понятием технического обслуживания автотранспортных средств, приведенным в статье 346.27 Кодекса, что позволяет отнести оказываемые налогоплательщиками услуги к услугам по техническому обслуживанию автотранспортных средств, облагаемым в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса ЕНВД.

Аналогичный подход к решению данного вопроса отражен также и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2011 N А56-59846/2010).

С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 170-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Закона технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 170-ФЗ одним из требований к аккредитации является наличие у оператора техосмотра на праве собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), соответствующих установленным основным техническим характеристикам и входящим в утвержденный перечень.

Кроме того, на основании статьи 14 Закона N 170-ФЗ оператор технического осмотра обязан оказывать услугу, связанную с проведением технического осмотра, любому лицу, обратившемуся за ее оказанием, вне зависимости от места жительства физического лица, места нахождения юридического лица, места регистрации транспортного средства.

С учетом вышеизложенного, ФНС России просит сообщить, обязаны ли налогоплательщики, проводящие технический осмотр транспортных средств, применять систему налогообложения в виде ЕНВД.

2. Главой 26.3 Кодекса не определено понятие "автотранспортные средства" в целых подпункта 3 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса.

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 N 1090, прицеп - это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Классификатором в подгруппе услуг 017000 услуги по техническому обслуживанию и ремонту прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков не поименованы.

В то же время среди прочих услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств поименован "ремонт и изготовление автомотопринадлежностей (подголовников, подлокотников, багажников, прицепных устройств и т.п.)" (код услуги 017611).

Учитывая то обстоятельство, что по виду деятельности "оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств" в отношении оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту мототранспортных средств Минфин России признал возможным применение системы налогообложения в виде ЕНВД, ФНС России просит разъяснить, подлежит ли переводу на данный режим налогообложения оказание услуг по ремонту прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков.

Советник
государственной гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.Егоров



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»