РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами
Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N26, ст. 3009; 2001, N 1, ст. 21; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 46, ст. 5554; 2009, N 1, ст. 17) следующие изменения:
1) статью 5 дополнить абзацами следующего содержания:
"установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю;
прием отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;";
2) в статье 6:
а) абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:
"принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам обращения, возврата и оплаты залоговой цены тары, представленной стеклянными, полиэтиленовыми бутылками и банками и пригодной для многоразового использования, контроль за их исполнением;";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
прием отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
определение в программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых бытовых отходов, направляемых на захоронение, представленных остатками материалов, изделий или продуктов и их упаковки, которые образовались в результате потребления продукция (товаров) физическими лицами, а также готовой продукцией, использованной населением для удовлетворения личных потребностей и утратившей свои потребительские свойства;
включение в региональные программы в области обращения с отходами, и периодическое обновление (не реже одного раза в 5 лет) баланса количественных характеристик образования, использования,
обезвреживания и размещения отходов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
3) дополнить абзац третий статьи 11 после слов "их образования" словами ", за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;";
4) в пункте втором статьи 18 слова "лимиты на размещение отходов" заменить словами "нормативы образования отходов и лимиты на их размещение";
5) дополнить пункт 2 статьи 19 абзацами следующего содержания:
"Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов обязаны ежегодно предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета сведения об объемах образования и использования лома и отходов цветных и черных металлов по форме, утверждаемой указанным федеральным органом исполнительной власти, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.
В состав получателей данных статистического учета, в области обращения с отходами, систематизированных на уровне субъекта Российской Федерации, включаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.”;
6) статью 23 изложить в следующей редакции:
“Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. При размещении отходов в объектах размещения отходов, обеспечивающих исключение негативного воздействия на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.
Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами проведения контрольных мероприятий и мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.";
7) в абзаце втором пункта 1 статьи 24 слова "платы за размещение отходов" заменить словами "платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов";
8) дополнить статьей 24* следующего содержания:
__________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
"Статья 24. Государственное регулирование использования, обезвреживания, захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства
1. Производители (импортеры) готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства, обязаны обеспечивать их использование, обезвреживание и (или) захоронение в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Порядок использования, обезвреживания, захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства, устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели -производители и продавцы тары, пригодной для многоразового использования (продукции в таре, представленной стеклянными, полиэтиленовыми бутылками и банками и пригодной для многоразового использования), обязаны обеспечивать на территории субъекта Российской Федерации, на которой они осуществляют свою хозяйственную деятельность, прием тары, возвращаемой для многоразового использования, и оплату ее залоговой цены в порядке, установленном органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.".
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2011, N13, ст. 1688) следующие изменения:
1) часть 3 статьи 14 дополнить подпунктом 2_1 следующего содержания:
"2_1) использование (утилизация), обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов;";
2) в подпункте "е" пункта 1) части 3 статьи 19 слово "бытовых" заменить словами "твердых бытовых";
3) в подпункте "в" пункта 1) части 5 статьи 23 слово "бытовых" заменить словами "твердых бытовых".
В части первой статьи 7 Федерального слово закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N2, ст. 133; 2004, 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N52, ст. 5498; 2011, N1, ст. 54) слово "бытовых" заменить словами "твердых бытовых".
В Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2004, N25, ст. 2484; 2006, N31, ст. 3427; 2007, N10, ст. 1151; N 43, ст. 5084; 2009, N 19, ст. 2280; N 52, ст. 6441; 2010, N 49, ст. 6411; 2011, N 19, ст. 2705) внести следующие изменения:
1) в пункте 18) части 1 статьи 14 слово "бытовых" заменить словами "твердых бытовых";
2) в пункте 14 части 1 статьи 15 слово "бытовых" заменить словами "твердых бытовых";
3) в пункте 24) части 1 статьи 16 слово "бытовых" заменить словами "твердых бытовых";
4) в статье 50:
а) в пункте 12) части 2 слово "бытовых" заменить словами "твердых бытовых";
б) в пункте 9) части 3 слово "бытовых" заменить словами "твердых бытовых".
В части 1 статьи 26 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N16, ст. 1801; 2000, N48, ст. 4632; 2002, N 12, ст. 1093; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2006, N 27, ст. 2881;(2007, N 48, ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 17) слово "бытовыми" заменить словами "твердыми бытовыми".
В пункте 11) части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-Ф3 "О концессионных соглашениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N30, ст. 3126; 2007, N 46. ст. 5557; N 50, ст. 6245; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 29, ст. 3582; 2010, N 27, ст. 3436) слово "бытовых" заменить словами "твердых бытовых".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.
Президент
Российской Федерации
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами" (далее - законопроект) разработан Минприроды России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (от 12 июня 2010 г. N ВП-П9-3955, пункт 1) и в целях реализации поручения Президента Российской Федерации (от 6 июня 2010 г. N Пр-1640) по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 27 мая 2010 года.
Целью законопроекта является создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.
Законопроектом предлагается уточнить полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части включения в региональные программы социально-экономического развития прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых бытовых отходов, направляемых на захоронение, а также утверждения балансовых схем образования и удаления экологически безопасными способами отходов производства и потребления.
В рамках имеющихся полномочий по разработке и утверждению нормативных правовых актов субъектам Российской Федерации предоставляется право утверждать порядок приема производителем и (или) продавцом тары, пригодной для многоразового использования, и оплаты ее залоговой стоимости. Предлагаемая мера позволит сократить количество отходов, направляемых на захоронение, и будет способствовать экономии материальных и природных ресурсов.
Для информационного обеспечения выполнения вышеуказанных полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации включаются в состав получателей данных статистического учета в области обращения с отходами.
Законопроектом устраняется несоответствие правовых норм закона "Об отходах производства и потребления" в отношении полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для хозяйствующих субъектов, а также по приему отчетности, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в уведомительном порядке (статьи 6, 18 и 19).
Предлагаемые уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации не приведут к появлению новых расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку указанные полномочия уже установлены в действующих законодательных актах.
Предлагается также законодательно закрепить освобождение хозяйствующих субъектов от платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ими отходов в объектах размещения отходов, обеспечивающих исключение воздействия на окружающую среду. Реализация этой нормы будет стимулировать создание экологически безопасных объектов размещения отходов.
В законопроекте предлагается установить обязанность производителя (импортера) продукции за использование (утилизацию), обезвреживание и (или) захоронение произведенной (ввезенной) продукции, утратившей потребительские свойства.
Законопроектом вносятся изменения в федеральные законы "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", "О концессионных соглашениях" и Градостроительный кодекс Российской Федерации в части устранения несоответствия в понятийном аппарате.
Вступление законопроекта в силу предусмотрено с 1 января 2012 года.
Этот период необходим для внесения соответствующих изменений в ведомственные акты Минприроды России и Росстата.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка