В 2010 году онкологическая служба России отметила свое 70-летие. За эти годы произошли значительные изменения в ее организации, деятельности, материально-технической оснащенности. В настоящее время онкологическая служба представляет собой стройную систему лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) с определенными функциями каждого подразделения: первичные онкологические кабинеты, областные, краевые, республиканские онкологические диспансеры (ОД), федеральные медицинские учреждения онкологического и радиологического профиля. Структура службы и ее задачи регламентированы приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 944н от 3 декабря 2009 года "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях" и N 255н от 20 апреля 2010 года "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями".
В 2010 году в Российской Федерации функционировало 107 ОД, общая коечная мощность которых составляла 28496 коек. Численность врачей-онкологов составляла 6005, радиологов 1854, среднего медицинского персонала - 23410 человек.
Деятельность службы охватывает широкий круг вопросов: выявление возможных канцерогенных факторов окружающей среды, формирование групп повышенного онкологического риска с разработкой и реализацией профилактических мероприятий, выявление и своевременная уточняющая, а, в ряде случаев, первичная диагностика онкологической патологии, регистрация больных с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования (ЗНО), проведение им специального адекватного лечения с последующим диспансерным наблюдением, включающим комплекс реабилитационных мероприятий.
С целью оказания паллиативной помощи и создания условий для обеспечения оптимального качества жизни онкологическим больным в структуре ОД предусматривается организация отделений паллиативной помощи.
В своей деятельности онкологическая служба тесно связана с общей лечебной сетью, которая осуществляет выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний, симптоматическое лечение онкологических больных IV клинической группы. В исключительных случаях, при возникновении острой ситуации, учреждения общей лечебной сети оказывают экстренную хирургическую помощь.
Отмечается тенденция к росту показателя активной выявляемости ЗНО при проведении профилактических осмотров, который в 2010 году составил 13,2%. Одновременно расширяется и сеть смотровых кабинетов. В Российской Федерации в поликлиниках и центральных районных больницах функционировало 4290 смотровых кабинета.
Активизация профилактической направленности совместной работы ЛПУ общей лечебной сети и онкологической службы способствовала росту выявляемости больных с ЗНО I-II стадии. Так, доля больных с I и II стадиями ЗНО среди всех впервые взятых на учет в 2010 году составила 47,8 %, среди взятых на учет по поводу рака шейки матки - 59,8 %, среди взятых на учет по поводу рака молочной железы - 63,6 %.
Вместе с тем, в структуре смертности населения России ЗНО занимают второе место после болезней сердечно-сосудистой системы. Среди умерших в трудоспособном возрасте (15-59 лет) доля умерших от ЗНО в 2010 году достигла 13,5%. Доля женщин среди всех умерших также велика и составляет 21,9%. что требует повышения внимания медицинских работников к данной категории пациентов.
Правительством Российской Федерации в 2008 году было принято решение о выделении в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" отдельного раздела: мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями. В ходе реализации указанных мероприятий предусмотрено повысить онкологическую настороженность и ответственность врачей первичного контакта: терапевтов, хирургов, гинекологов, оториноларингологов, стоматологов, дерматологов и врачей других специальностей. Такой подход должен обеспечить более раннее выявление ЗНО, быстрое обследование пациентов на доспециализированном этапе и своевременное направление больных в онкологические медицинские учреждения для уточняющей диагностики и лечения.
Важным компонентом мер в борьбе с онкологическими заболеваниями станет выстраивание системы оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, включая стандартизацию кадрового и материально-технического обеспечения ЛПУ в соответствии с утвержденным Порядком.
Ожидается, что реализация мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, позволит увеличить процент раннего выявления ЗНО, приведет к снижению инвалидности от онкологических заболеваний создаст условия для равной доступности получения пациентами специализированной помощи независимо от места их проживания.
В 2009 году реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, были включены 11 регионов (Челябинская, Белгородская, Волгоградская, Калужская, Кировская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Тульская, Тюменская области и Хабаровский край) и два государственных учреждения ("Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И.Бурназяна" ФМБА и ФГУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им.П.А.Герцена" Минздравсоцразвития России). С 2010 года в данный проект включились ещё 9 регионов Российской Федерации (Алтайский край, Республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, а также Ивановская, Липецкая, Новосибирская, Рязанская и Ярославская области) и 3 государственных учреждения (ФГУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" Минздравсоцразвития России, "Северный медицинский центр им.Н.А.Семашко" ФМБА, "Российский онкологический научный центр им.Н.Н.Блохина" РАМН). В 2011 году мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями были развернуты еще в 14 регионах (Республики Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Амурская, Архангельская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Курская, Мурманская, Нижегородская, Орловская, Свердловская, Тамбовская области) и 2 федеральных государственных учреждениях ("Научно-исследовательский институт онкологии им.Н.Н.Петрова" Минздравсоцразвития России и "Медицинский радиологический научный центр" Минздравсоцразвития России). До 2015 года в работу должны поэтапно включиться все субъекты Российской Федерации.