ПИСЬМО
от 17 августа 2011 года N 14-3/10/2-8051
Об организацонно-методической помощи и поддержке онкологической службы Российской Федерации
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по организационно-методической помощи и поддержке онкологической службы Российской Федерации и задачах работы специалистов разного уровня.
В.И.Скворцова
"УТВЕРЖДАЮ"
Главный внештатный
специалист-онколог
Минздравсоцразвития России
академик РАМН
В.И.Чиссов
2011 год
Организационно-методическая помощь и поддержка онкологической службы России и задачи работы специалистов разного уровня
Методические рекомендации
Методические рекомендации посвящены вопросам организационно-методической помощи и поддержки деятельности онкологической службы России и задачам, стоящим перед специалистами-онкологами разного уровня.
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей и руководителей организационно-методических отделений онкологических диспансеров, специалистов-онкологов, организаторов здравоохранения.
Учреждение-разработчик: ФГУ "МНИОИ им.П.А.Герцена" Минздравсоцразвития России
Авторы: О.В.Кривонос, В.И.Чиссов, В.В.Старинский, Л.М.Александрова, Скачкова Е.И.
Методические рекомендации рекомендованы и издаются по решению Ассоциации онкологов России
Ответственный за издание проф. В.В.Старинский
Список сокращений
РФ - Российская Федерация;
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
ОД - онкологический диспансер;
ЗНО - злокачественные новообразования;
ПОК - первичный онкологический кабинет
В 2010 году онкологическая служба России отметила свое 70-летие. За эти годы произошли значительные изменения в ее организации, деятельности, материально-технической оснащенности. В настоящее время онкологическая служба представляет собой стройную систему лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) с определенными функциями каждого подразделения: первичные онкологические кабинеты, областные, краевые, республиканские онкологические диспансеры (ОД), федеральные медицинские учреждения онкологического и радиологического профиля. Структура службы и ее задачи регламентированы приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 944н от 3 декабря 2009 года "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях" и N 255н от 20 апреля 2010 года "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями".
В 2010 году в Российской Федерации функционировало 107 ОД, общая коечная мощность которых составляла 28496 коек. Численность врачей-онкологов составляла 6005, радиологов 1854, среднего медицинского персонала - 23410 человек.
Деятельность службы охватывает широкий круг вопросов: выявление возможных канцерогенных факторов окружающей среды, формирование групп повышенного онкологического риска с разработкой и реализацией профилактических мероприятий, выявление и своевременная уточняющая, а, в ряде случаев, первичная диагностика онкологической патологии, регистрация больных с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования (ЗНО), проведение им специального адекватного лечения с последующим диспансерным наблюдением, включающим комплекс реабилитационных мероприятий.
С целью оказания паллиативной помощи и создания условий для обеспечения оптимального качества жизни онкологическим больным в структуре ОД предусматривается организация отделений паллиативной помощи.
В своей деятельности онкологическая служба тесно связана с общей лечебной сетью, которая осуществляет выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний, симптоматическое лечение онкологических больных IV клинической группы. В исключительных случаях, при возникновении острой ситуации, учреждения общей лечебной сети оказывают экстренную хирургическую помощь.
Отмечается тенденция к росту показателя активной выявляемости ЗНО при проведении профилактических осмотров, который в 2010 году составил 13,2%. Одновременно расширяется и сеть смотровых кабинетов. В Российской Федерации в поликлиниках и центральных районных больницах функционировало 4290 смотровых кабинета.
Активизация профилактической направленности совместной работы ЛПУ общей лечебной сети и онкологической службы способствовала росту выявляемости больных с ЗНО I-II стадии. Так, доля больных с I и II стадиями ЗНО среди всех впервые взятых на учет в 2010 году составила 47,8 %, среди взятых на учет по поводу рака шейки матки - 59,8 %, среди взятых на учет по поводу рака молочной железы - 63,6 %.
Вместе с тем, в структуре смертности населения России ЗНО занимают второе место после болезней сердечно-сосудистой системы. Среди умерших в трудоспособном возрасте (15-59 лет) доля умерших от ЗНО в 2010 году достигла 13,5%. Доля женщин среди всех умерших также велика и составляет 21,9%. что требует повышения внимания медицинских работников к данной категории пациентов.
Правительством Российской Федерации в 2008 году было принято решение о выделении в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" отдельного раздела: мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями. В ходе реализации указанных мероприятий предусмотрено повысить онкологическую настороженность и ответственность врачей первичного контакта: терапевтов, хирургов, гинекологов, оториноларингологов, стоматологов, дерматологов и врачей других специальностей. Такой подход должен обеспечить более раннее выявление ЗНО, быстрое обследование пациентов на доспециализированном этапе и своевременное направление больных в онкологические медицинские учреждения для уточняющей диагностики и лечения.
Важным компонентом мер в борьбе с онкологическими заболеваниями станет выстраивание системы оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, включая стандартизацию кадрового и материально-технического обеспечения ЛПУ в соответствии с утвержденным Порядком.
Ожидается, что реализация мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, позволит увеличить процент раннего выявления ЗНО, приведет к снижению инвалидности от онкологических заболеваний создаст условия для равной доступности получения пациентами специализированной помощи независимо от места их проживания.
В 2009 году реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, были включены 11 регионов (Челябинская, Белгородская, Волгоградская, Калужская, Кировская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Тульская, Тюменская области и Хабаровский край) и два государственных учреждения ("Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И.Бурназяна" ФМБА и ФГУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им.П.А.Герцена" Минздравсоцразвития России). С 2010 года в данный проект включились ещё 9 регионов Российской Федерации (Алтайский край, Республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, а также Ивановская, Липецкая, Новосибирская, Рязанская и Ярославская области) и 3 государственных учреждения (ФГУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" Минздравсоцразвития России, "Северный медицинский центр им.Н.А.Семашко" ФМБА, "Российский онкологический научный центр им.Н.Н.Блохина" РАМН). В 2011 году мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями были развернуты еще в 14 регионах (Республики Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Амурская, Архангельская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Курская, Мурманская, Нижегородская, Орловская, Свердловская, Тамбовская области) и 2 федеральных государственных учреждениях ("Научно-исследовательский институт онкологии им.Н.Н.Петрова" Минздравсоцразвития России и "Медицинский радиологический научный центр" Минздравсоцразвития России). До 2015 года в работу должны поэтапно включиться все субъекты Российской Федерации.
Важными условиями реализации мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению, являются организационно-методическое руководство, оценка и анализ качества выполнения задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед онкологической службой страны.
В России функционирует многоуровневая вертикаль организационно-методической помощи и поддержки научной и практической профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной деятельности территориальных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь населению при онкологических заболеваниях.
I уровень (федеральный)
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 283 от 26.11.2004 и последующими его изменениями в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 621 от 05.11.2008 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 ноября 2004 года N 283 "О главных внештатных специалистах-экспертах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" методическое руководство деятельности онкологической службы России осуществляет главный внештатный специалист онколог.
Обязанности главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации определяются на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и возлагаются на одного из ведущих специалистов-онкологов профильного федерального медицинского учреждения. Деятельность главного внештатного специалиста осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с положением о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 26.11.2004 N 283 (с внесенными изменениями в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.11.2008 N 621) основными задачами главного специалиста-онколога являются:
- участие в разработке стратегии развития онкологии и тактических решений по ее реализации с целью обеспечения современного уровня оказания медицинской помощи;
- участие в разработке нормативно-правовых документов;
- участие в организации внедрения современных медицинских и организационных технологий по онкологии;
- участие в организации разработки стандартов медицинской помощи, протоколов ведения больных с ЗНО и внедрении их в практику работы медицинских организаций;
- участие в формировании номенклатуры специалистов с высшим, послевузовским, средним медицинским и фармацевтическим образованием, специальностей научных работников по профилю онкология и радиотерапия;
- участие в планировании и организации кадрового обеспечения здравоохранения по профилю онкология и радиотерапия;
- участие в выборе приоритетных направлений, организации и координации научных медицинских исследований по онкологии.
Главный внештатный специалист-онколог Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации из числа главных специалистов онкологов территориального уровня формирует профильную комиссию, состав которой утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Главный внештатный специалист-онколог Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации выносит на согласование в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о кандидатурах главных внештатных специалистов-онкологов федеральных округов страны.
Обязанности главного внештатного специалиста-онколога федерального округа возлагаются на одного из высококвалифицированных специалистов-онкологов профильного медицинского учреждения федерального или территориального подчинения, в том числе имеющего статус окружного ОД. Главный внештатный специалист федерального округа должен иметь большой опыт организационной и практической работы и высшую квалификационную категорию. Его деятельность осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Основными функциональными обязанностями главного внештатного специалиста-онколога федерального округа являются:
- экспертная оценка состояния онкологической службы в субъектах федерального округа;
- участие в разработке оперативных и стратегических направлений дальнейшего развития онкологической службы с учетом практических и научно-технических достижений;
- участие в разработке нормативно-правовых документов;
- участие в организации внедрения современных медицинских и организационных технологий по онкологии;
- участие в организации разработки стандартов, протоколов ведения больных с ЗНО и внедрении их в практику работы медицинских учреждений онкологического профиля;
- экспертная оценка организационной и методической работы по совершенствованию онкологической службы и повышению уровня качества лечебно-профилактической помощи в федеральном округе;
- экспертная оценка деятельности специализированных медицинских учреждений, оказывающих онкологическую помощь населению федерального округа;
- экспертная оценка кадровой и технической потребности онкологической службы федерального округа;
- организационно-методическое руководство работой главных специалистов-онкологов субъектов федерации, входящих в состав подведомственного федерального округа.
Главный специалист-онколог федерального округа обязан не реже 1 раза в год отчитываться о своей работе главному внештатному специалисту-онкологу Министерства здравоохранения и социального развития.
II уровень (субъектовый)
Руководитель органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации назначает главного специалиста-онколога (штатного или внештатного) из числа высококвалифицированных онкологов, имеющих большой опыт организационной и практической работы и высшую или первую квалификационную категорию.
Главный специалист непосредственно подчиняется руководителю органа управления здравоохранением, а также, если он является заместителем главного врача, главному врачу лечебного учреждения по месту работы, входит в состав коллегии органа управления здравоохранением. В своей работе главный специалист-онколог руководствуется законодательством Российской Федерации, действующими нормативно-правовыми актами и другими нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации и территориального органа управления здравоохранением.
Основными функциональными обязанностями главного специалиста онколога территории являются:
- анализ и оценка мероприятий территориального уровня по реализации государственной политики в области охраны здоровья населения региона;
- анализ состояния онкологической службы региона, разработка оперативных и стратегических направлений дальнейшего ее развития с учетом научно-технических достижений и практики;
- руководство и участие вместе с главными специалистами других профилей в формировании территориальной противораковой программы и скрининговых программ, мониторинг их реализации и анализ эффективности;
- экспертиза деятельности учреждений, подразделений и отдельных специалистов онкологической службы;
- организационная и методическая работа по совершенствованию онкологической службы и повышению уровня качества лечебно-профилактической помощи в территории и ее мониторинг;