ПРИКАЗ
от 28 мая 2012 года N 218
(с изменениями на 4 февраля 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Рослесхоза (Федерального агентства лесного хозяйства) от 4 февраля 2022 года N 32.
____________________________________________________________________
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 18 августа 2011 года". - Примечание изготовителя базы данных.
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по вопросам организации и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, руководствоваться настоящими Методическими указаниями.
3. Управлению охраны и защиты лесов (А.Н.Грибенников) организовать контроль за деятельностью специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Е.С.Трунова.
Руководитель
В.Н.Масляков
Методические указания по вопросам организации и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений
(с изменениями на 4 февраля 2022 года)
1.1. Настоящие Методические указания по вопросам организации и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений (далее - Методические указания), определяют порядок создания и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.
1.2. Специализированная диспетчерская служба органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений (далее - Региональная диспетчерская служба лесного хозяйства), состоит из двух уровней:
Региональные диспетчерские службы лесного хозяйства, создаваемые органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений;
Диспетчерские службы лесничеств, создаваемые специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями и организациями, выполняющими работы по охране лесов от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иных негативных воздействий, а также вредных организмов и осуществлению иных мер пожарной безопасности в лесах.
1.3. Правовую основу деятельности Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства составляют Конституция Российской Федерации; Лесной кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года N 687 "Об утверждении правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах", приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 3 ноября 2011 года N 470 "Об утверждении Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов".
2.1. Задачи Региональных диспетчерских служб лесного хозяйства:
2.1.1. Прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
2.1.2. Прием и учет информации о захламлении, загрязнении (в том числе радиоактивными веществами) и иных негативных воздействиях, а также об очагах вредных организмов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых располагаются леса.
2.1.3. Прием и учет информации о действиях, создающих угрозу нарушения лесного законодательства.
2.1.4. Координация работ по охране лесов от пожаров.
2.1.5. Информационно-аналитическое обеспечение мероприятий по охране и защите лесов и предупреждению нарушений лесного законодательства.
2.1.6. Иные задачи, возлагаемые на Региональную диспетчерскую службу лесного хозяйства органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
2.2. Задачи диспетчерских служб лесничеств:
2.2.1. Прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах на контролируемых территориях земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса.
2.2.2. Прием и учет информации о захламлении, загрязнении (в том числе радиоактивными веществами) и иных негативных воздействиях, а также об очагах вредных организмов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых располагаются леса.
3.1. Прием сообщений от граждан и юридических лиц осуществляется:
3.1.1. по "Прямой линии лесной охраны", 8-800-100-94-00.
3.1.2. по телефонам Региональных диспетчерских служб лесного хозяйства.
3.2. При организации работы службы приема сообщений от граждан и юридических лиц выполняются следующие требования:
3.2.1. круглосуточный приём звонков;
3.2.2. аудиозапись звонков;
3.2.3. регистрация звонков и дополнительной информации в электронной базе данных;
3.2.4. возможность осуществления переадресации абонента на другую линию (экстренные оперативные службы).
3.3. Действия оператора при поступлении звонка с обращением (сообщением):
3.3.1. При поступлении звонков на "Прямую линию лесной охраны" (8-800-100-94-00) звонка автоматически перенаправляется на выделенный номер Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства субъекта Российской Федерации, с территории которого поступил звонок. Оператор "Прямой линии лесной охраны" (8-800-100-94-00) в Региональной диспетчерской службе лесного хозяйства принимает обращение (сообщение), регистрирует, обрабатывает и передает полученную информацию в Федеральную диспетчерскую службу лесного хозяйства, федеральные органы государственной власти, их территориальные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.3.2. В случае невозможности соединения с оператором "Прямой линии лесной охраны" (8-800-100-94-00) в Региональной диспетчерской службе лесного хозяйства (номер занят, перегружена линия, и иные случаи), звонок абонента автоматически перенаправляется оператору "Прямой линии лесной охраны" (8-800-100-94-00) в Федеральной диспетчерской службе лесного хозяйства, где оператор регистрирует, обрабатывает обращение (сообщение) и передает полученную информацию в федеральные органы государственной власти, их территориальные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.3.3. При необходимости звонок, поступивший на "Прямую линю лесной охраны" (8-800-100-94-00) в Региональной диспетчерской службе лесного хозяйства, может быть переведён оператору "Прямой линии лесной охраны" в Федеральной диспетчерской службе лесного хозяйства.
3.3.4. При поступлении информации от абонента производятся следующие действия:
Принятие обращение (сообщения) о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, нарушениях лесного законодательства, загрязнении (в том числе радиоактивными веществами) и иных негативных воздействиях, а также очагах вредных организмов на землях лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса.
Запись текста и передача обращения (сообщения) о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, нарушениях лесного законодательства, загрязнении (в том числе радиоактивными веществами) и иных негативных воздействиях, а также очагах вредных организмов на территориях земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса, с указанием перечня информации согласно приложению N 4 к настоящим Методическим указаниям, в федеральные органы государственной власти, их территориальные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
В случае принятия информации, которая частично или полностью относится к сфере деятельности экстренных оперативных служб органов государственной власти (правоохранительные органы, скорая помощь, МЧС России, электросети, газовые, коммунальные службы и иные), оператором производится передача или переадресация сообщения в соответствующую единую дежурно-диспетчерскую службу для экстренного реагирования.
Выдача стандартных рекомендаций по спасению жизни и здоровья граждан, находящихся на задымлённой лесной местности или в районе очага лесного пожара в части защиты органов дыхания;
3.3.5. Для оперативного взаимодействия со службами экстренного реагирования руководителем Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства, отвечающим за организацию работы "Прямой линии лесной охраны" (8-800-100-94-00), заблаговременно заключаются соглашения о взаимодействии, содержащие основные и резервные каналы для передачи обращений (сообщений), сроки и перечень информации, подлежащей передаче;
3.3.6. В случае если информация, принятая от абонента, поступила повторно или зарегистрирована по обращению (сообщению) другого абонента, производится только регистрация звонка.
3.3.7. В случае принятия информации, требующей незамедлительного реагирования, производится запись текста обращения (сообщения) и его направление в соответствующую организацию для принятия дальнейших решений и осуществления действий.
3.3.8. Если требуется проверка или уточнение информации по поступившему обращению (сообщению, вопросу, предложению), оператор, при наличии разрешения руководства региональной диспетчерской службы лесного хозяйства, вправе отложить направление такого сообщения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений до получения уточнений. С учётом режима работы региональных диспетчерских служб лесного хозяйства и разницы в часовых поясах между субъектами Российской Федерации, задержка в направлении такого сообщения не может превышать 24 часа.
4.1. Региональные диспетчерские службы лесного хозяйства осуществляют координацию работ по охране лесов по следующим направлениям:
4.1.1. Информирование федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций о пожарной опасности и лесных пожарах, о фактах нарушений лесного законодательства на территории земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса, согласно приложению N 6 к настоящим Методическим указаниям.
4.1.2. Информирование подразделений и мобильных групп, выполняющих работы по охране лесов от пожаров, в том числе обеспечение доступа к сведениям о ситуации на конкретных участках.
4.1.3. Предоставление уполномоченным организациям и учреждениям информации о наличии и состоянии сил и средств пожаротушения по устранению последствий лесных пожаров и нарушений лесного законодательства на территориях земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса.
4.1.4. Диспетчеризация и информационное сопровождение передвижения сил и средств по тушению пожаров на территориях земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса.
4.1.5. Оповещение соответствующих подразделений, указанных в п.п.4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, и групп по тушению пожаров на территории земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса, о распоряжениях, принятых оперативными штабами и на заседаниях Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
4.1.6. Подготовка рекомендаций (проектов актов) органам государственной власти субъектов Российской Федерации по введению ограничения доступа населения в леса и введению особого противопожарного режима или режима чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или ее части и анализ среднегодовых значений пожароопасной обстановки на территории лесного фонда.
5.1. Специалисты Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства осуществляют перекрестный и логический контроль всей поступающей информации.
5.2. Информационно-аналитическое обеспечение работ в области охраны лесов, выполняемое Региональной диспетчерской службой лесного хозяйства, осуществляется посредством специально разработанных функциональных блоков Информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства и состоит из следующих элементов:
5.2.1. Оповещение уполномоченных органов исполнительной власти о событиях и происшествиях на землях лесного фонда и землях иных категорий на которых располагаются леса.
5.2.2. Еженедельное и ежемесячное плановое представление отчетных данных, а также аналитических отчетов.
5.2.3. Представление ответов на запросы граждан, организаций и органов государственной власти (в том числе представителей средств массовой информации) в рамках своих полномочий.
5.2.4. Проведение анализа поступившей информации.
5.3. Передача оперативных сведений и информации по лесопожарной обстановке Региональной диспетчерской службой лесного хозяйства осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 N 687 "Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах" в соответствии с Регламентом работы специализированной диспетчерской службы Федерального агентства лесного хозяйства (Федеральной диспетчерской службы лесного хозяйства), а также:
5.3.1. Схемой оповещения, в которой указаны перечень (действий), перечень организаций и должностных лиц, которым передается информация, срок, в течение которого производится оповещение, формат оповещения, порядок (способ) передачи оповещения, необходимость подтверждения.
5.3.2. Графиком представления отчетов и сведений, в котором указан перечень типовых (утвержденных) форм, получатели информации, отчетный период, срок представления согласно приложению N 7 к настоящим Методическим указаниям.
5.4. Рекомендуемая структура информационного обеспечения Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства указана в приложении N 5 к настоящим Методическим указаниям.
5.5. Вся полученная информация регистрируется и документируется техническими методами или путем ведения журнала учета сообщений, при этом регистрируются следующие показатели:
источник информации (кто передал);
время поступления (передачи) информации;