Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об экологической ответственности в отношении предупреждения
и ликвидации вреда окружающей среде
Целью настоящего Закона является установление основанной на принципе "загрязнитель платит" и гармонизированной с нормами международного права системы экологической ответственности для предотвращения и ликвидации вреда окружающей среде с перенесением бремени компенсации нанесенного ущерба окружающей среде с общества в целом на хозяйствующих субъектов, чья деятельность причинила вред окружающей среде.
Для целей настоящего Закона применяются следующие термины и определения:
1. Экологическая ответственность:
- сознательное отношение хозяйствующего субъекта к нормативно-правовым требованиям охраны окружающей среды на основе понимания им последствий осуществляемой хозяйственной деятельности для окружающей среды и добровольно принятых на себя обязанности и готовности осуществлять превентивные мероприятия по предотвращению ущерба окружающей среде, а также добровольно ликвидировать нанесенный ей вред;
- обязанность субъекта правоотношений претерпеть неблагоприятные последствия в связи с нанесением им вреда окружающей среде.
2. Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
3. Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
4. Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
5. Экологический ущерб (вред) - все негативные последствия, вызванные загрязнением окружающей среды, утратой и истощением природных ресурсов, разрушением экосистем и создающие реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям. К таким последствиям могут относиться ухудшение здоровья человека и его преждевременная смерть, исчезновение растений и животных, разрушение естественных экосистем, снижение продуктивности сельхозугодий и стоимости недвижимости и др.
6. Экономическая оценка вреда, нанесенного окружающей среде, стоимостное выражение затрат на восстановление окружающей среды до устойчивого состояния.
7. Объекты охраны - охраняемые природные объекты, в том числе:
а) живые организмы (объекты животного и растительного мира):
- находящиеся под угрозой исчезновения;
- уязвимые, узкоэндемичные, эндемичные и редкие объекты растительного и животного мира, охрана которых важна для сохранения флоры и фауны различных природно-климатических зон;
- реальная или потенциальная хозяйственная ценность которых установлена и запасы которых при существующих темпах эксплуатации поставлены на грань исчезновения, в результате чего назрела необходимость принятия срочных мер по их охране и воспроизводству;
- которым не требуется срочных мер охраны, но необходим государственный контроль за их состоянием в силу их уязвимости (обитающие на краю ареала, естественно редкие и т.д.);
- подпадающие под действие международных соглашений и конвенций;
- занесенные в Международную Красную книгу и Красную книгу государств - участников СНГ;
б) природные комплексы (экосистемы), в том числе ценные ландшафты, природные объекты и территории: охраняемые и особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории), природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
в) водные объекты (поверхностные) - сосредоточение вод на поверхности суши, в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима и представляющее отдельный и значительный элемент поверхностных вод: река, ручей, озеро, водохранилище, пруд, болото и иные водные объекты в естественных или искусственных впадинах;
г) почвы - естественный или измененный в результате хозяйственной и иной деятельности поверхностный слой земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающий плодородием, структурой и свойствами, необходимыми для существования растений и животных, жизнеобеспечения и деятельности человека.
8. Устойчивое состояние окружающей среды:
а) в отношении охраняемых объектов животного и растительного мира - способность объектов животного и растительного мира в долгосрочной перспективе воспроизводить себя как жизнеспособный компонент своей естественной среды обитания, наличие естественной среды обитания объектов животного и растительного мира, необходимой для их сохранения в долгосрочной перспективе;
б) в отношении природных и природно-антропогенных комплексов - стабильность в долгосрочной перспективе процессов и отношений природных и природно-антропогенных комплексов, обеспечивающих их функционирование.
9. Загрязняющее вещество - любое вещество, которое при внесении в окружающую среду может вызвать загрязнение ее компонентов.
10. Загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом загрязняющих веществ в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
11. Потенциальная угроза нанесения вреда - высокий риск нанесения вреда объектам охраны в краткосрочной перспективе.
12. Компетентный орган - специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды, который в соответствии с положением о нем наделяется полномочиями по охране окружающей среды и природных ресурсов и который осуществляет координацию деятельности других специально уполномоченных государственных органов.
13. Хозяйствующие субъекты - юридические лица всех организационно-правовых форм (в том числе иностранные), занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров, их объединения, а также физические лица, осуществляющие самостоятельную или совместную с другими лицами предпринимательскую деятельность.
14. Превентивные мероприятия - любые мероприятия, проводимые для предотвращения или минимизации воздействия аварийных ситуаций, непреднамеренных действий, создающих непосредственную угрозу нанесения вреда окружающей среде.
15. Мероприятия по ликвидации вреда объектам охраны - любые действия по восстановлению, реабилитации или замене поврежденных объектов охраны до возвращения их в устойчивое позитивное состояние в системе окружающей среды.
16. Затраты - затраты, подтвержденные необходимостью исполнения настоящего Закона, включая затраты: на оценку объема ущерба окружающей среде и (или) надвигающейся угрозы такого ущерба; проведение превентивных мероприятий; проведение мероприятий по ликвидации вреда окружающей среде; на сбор данных; мониторинг и надзор.
17. Финансовая ответственность хозяйствующего субъекта - финансово-правовая обязанность хозяйствующего субъекта проводить превентивные мероприятия и ликвидировать вред, нанесенный объектам охраны в результате его производственной деятельности, за счет собственных средств.
1. Настоящий Закон применяется в отношении:
- нанесения вреда объектам охраны в результате любой хозяйственной деятельности, указанной в Приложении 1 к настоящему Закону, и в случае потенциальной угрозы нанесения такого вреда вследствие любого из этих видов деятельности;
- нанесения вреда объектам охраны в результате любой хозяйственной деятельности, если этот вред нанесен умышленно или в результате халатности.
2. Настоящий Закон не применяется в отношении нанесения вреда объектам охраны и потенциальной угрозы нанесения такого вреда, вызванных:
- форс-мажорными обстоятельствами (вооруженными конфликтами, природными явлениями непреодолимого характера);
- диффузным загрязнением атмосферы от передвижных транспортных средств (за исключением случая, при котором можно установить причинную связь между ущербом и деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта).
Настоящий Закон не применяется в отношении:
- рисков радиоактивного загрязнения или потенциальной угрозы такого загрязнения;
- нанесения вреда объектам охраны или потенциальной угрозы нанесения такого вреда вследствие аварийных ситуаций, ответственность за которые подпадает под действие любой из международных конвенций, членом которых является государство.
3. Настоящий Закон распространяется на хозяйствующих субъектов, осуществляющих и (или) планирующих хозяйственную деятельность на территории государства, в том числе способных производить трансграничное загрязнение, включая загрязнение сопредельных территорий.
4. Действие настоящего Закона не распространяется на виды деятельности, основной целью которых является обеспечение национальной и международной безопасности либо единственной целью которых является защита объектов охраны от природных катастроф.
1. В целях повышения экологической ответственности хозяйствующие субъекты, деятельность которых перечислена в Приложении 1 к настоящему Закону и является реально или потенциально опасной, обязаны:
- нести финансовую ответственность за проведение превентивных мероприятий и ликвидацию вреда объектам охраны;
- страховать свою ответственность за нанесение вреда окружающей среде.
В случае возникновения потенциальной угрозы нанесения вреда объектам охраны хозяйствующие субъекты обязаны без промедления осуществить необходимые превентивные мероприятия.
2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие любые виды деятельности, послужившие причиной нанесения вреда объектам охраны, несут финансовую ответственность только в том случае, если компетентный орган документально подтвердил их вину или факт проявления халатности.
3. В случае нанесения вреда объектам охраны хозяйствующий субъект обязан без промедления известить компетентный орган об инциденте и:
а) осуществить необходимые мероприятия по ограничению воздействия загрязняющих веществ, их удалению и (или) другие мероприятия с целью ограничения или предотвращения увеличения вреда объектам охраны и неблагоприятного воздействия на здоровье человека или снижения устойчивости окружающей среды;
б) согласовать с компетентным органом план мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны;
в) осуществить необходимые мероприятия по ликвидации вреда, причиненного объектам охраны, в соответствии с порядком, установленным в Приложении 2 к настоящему Закону.
4. Хозяйствующий субъект имеет право не осуществлять мероприятия по ликвидации вреда, если он докажет, что вред объектам охраны или потенциальная угроза нанесения такого вреда:
а) возникли в результате действий третьей стороны и невзирая на проведение превентивных мероприятий;
б) явились результатом выполнения обязательных предписаний и(или) инструкций органов государственной власти, которые в этом случае несут субсидиарную ответственность за покрытие затрат.
5. Хозяйствующий субъект имеет право создавать резерв предстоящих расходов, которые направляются на техническую модернизацию собственного производства в целях проведения превентивных мероприятий, основанных на наилучших доступных технологиях. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет. Сумма отчислений в этот резерв включается в состав внереализационных расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода.
1. Компетентный орган обязан:
а) обнаруживать факты нарушения экологического законодательства государства и устанавливать допустивших их хозяйствующих субъектов;
б) разрабатывать в установленных законодательством государства случаях методики исчисления размера нанесенного окружающей среде вреда, гармонизированные с нормами международного права, и утверждать их в порядке, установленном законодательством государства;
в) производить оценку вреда, нанесенного объектам охраны, согласно разработанным и утвержденным в установленном порядке методикам;
г) утверждать по результатам экологической экспертизы план мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны;
д) осуществлять контроль выполнения превентивных мероприятий;
е) рассматривать заявления, поступающие от граждан и общественных организаций, деятельность которых связана с природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на государственном и международном уровнях, и указывающие на необходимость проведения превентивных мероприятий и (или) мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны, организовывать экологическую экспертизу и направлять эти заявления для исполнения заинтересованным хозяйствующим субъектам;
ж) информировать граждан и общественные организации, деятельность которых связана с природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на государственном и международном уровнях, направивших заявления о необходимости проведения превентивных мероприятий и (или) мероприятий по ликвидации вреда объектам охраны, о своем согласии с указанными в заявлениях требованиями или мотивированном отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлениях;
з) требовать от хозяйствующих субъектов, разрабатывающих проекты строительства, реконструкции, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов, обязательного учета нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, обеспечения проведения мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способов обращения с отходами, применения наилучших доступных технологий, способствующих охране окружающей среды, ее восстановлению, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
и) информировать хозяйствующих субъектов, виды деятельности которых перечислены в Приложении 1 к настоящему Закону, об утвержденных в рамках действующего законодательства государства методиках исчисления размера нанесенного окружающей среде вреда;