Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике

(с изменениями на 2 июля 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 18 марта 2019 года N 41-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.03.2019, N 0001201903180018);

Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096);

Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020061) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ).

____________________________________________________________________

     

Принят
Государственной Думой
18 мая 2012 года

Одобрен
Советом Федерации
30 мая 2012 года

     

     

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) Антарктика - район южнее шестидесятой параллели южной широты, включая все шельфовые ледники;

2) Договор об Антарктике - Договор об Антарктике, заключенный в городе Вашингтоне 1 декабря 1959 года;

3) система Договора об Антарктике - Договор об Антарктике, Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, заключенный в городе Мадриде 4 октября 1991 года, Конвенция о сохранении тюленей Антарктики, заключенная в городе Лондоне 1 июня 1972 года, Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, заключенная в городе Канберре 20 мая 1980 года, а также рекомендации, меры и решения консультативных совещаний по Договору об Антарктике и меры по сохранению, принимаемые Комиссией по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, созданной в соответствии с Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики;

4) деятельность в Антарктике - любая деятельность, осуществляемая российскими гражданами, российскими юридическими лицами в Антарктике и регулируемая международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) оператор - российский гражданин или российское юридическое лицо, организующие и осуществляющие деятельность в Антарктике, в том числе с участием иностранных граждан, и (или) иностранных юридических лиц, и (или) лиц без гражданства, на основании разрешения на осуществление деятельности в Антарктике (государственный оператор, негосударственный оператор);

6) государственный оператор - оператор, назначенный Правительством Российской Федерации для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации, в том числе в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации;

7) негосударственный оператор - оператор, организующий и осуществляющий деятельность в Антарктике в инициативном порядке;

8) разрешение на осуществление деятельности в Антарктике (далее также - разрешение) - документ, выданный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и устанавливающий требования и условия, в соответствии с которыми может осуществляться деятельность оператора в Антарктике;

9) наблюдатель - должностное лицо, на которое решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти возложены функции по проведению национальной инспекции;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 марта 2019 года Федеральным законом от 18 марта 2019 года N 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

10) чрезвычайная экологическая ситуация - инцидент, который оказывает любое значительное и вредное воздействие на окружающую среду Антарктики или создает неотвратимую угрозу такого воздействия;

11) ответные действия - разумные (целесообразные, практически осуществимые, пропорциональные) меры, которые должны быть предприняты или совершены после возникновения чрезвычайной экологической ситуации в целях предотвращения, минимизации или ограничения масштаба воздействия этой чрезвычайной экологической ситуации и которые с этой целью могут включать в себя очистку территории Антарктики в соответствующих обстоятельствах, а также определение масштаба этой чрезвычайной экологической ситуации и ее воздействия;

12) национальная инспекция - мероприятие по выявлению нарушений требований и условий, установленных разрешением на осуществление деятельности в Антарктике.

(Пункт дополнительно включен с 29 марта 2019 года Федеральным законом от 18 марта 2019 года N 41-ФЗ)

Статья 2. Правовое регулирование деятельности в Антарктике

1. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности в Антарктике российскими гражданами и российскими юридическими лицами, регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права международными договорами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи и не урегулированные международными договорами Российской Федерации, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)

Статья 3. Принципы осуществления деятельности в Антарктике


Деятельность в Антарктике осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) использование Антарктики исключительно в мирных целях;

2) взаимовыгодное международное сотрудничество в Антарктике;

3) свобода научных исследований в Антарктике;

4) охрана окружающей среды Антарктики, а также зависящих от нее и связанных с ней экологических систем.

Статья 4. Государственное регулирование деятельности в Антарктике


Государственное регулирование деятельности в Антарктике включает в себя:

1) определение и реализацию основных направлений развития деятельности в Антарктике;

2) назначение государственных операторов и обеспечение их деятельности;

3) организацию и проведение инспекций в Антарктике, в том числе инспекций расположенных в Антарктике станций, установок и оборудования, а также морских судов и воздушных судов в пунктах разгрузки и погрузки грузов или персонала в Антарктике в соответствии со статьей VII Договора об Антарктике;

4) регулирование деятельности в Антарктике операторов и проведение национальной инспекции;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 марта 2019 года Федеральным законом от 18 марта 2019 года N 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) установление требований к обеспечению безопасности деятельности в Антарктике, а также к финансовому обеспечению безопасности такой деятельности;

6) установление ответственности российских граждан и российских юридических лиц за нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении ими деятельности в Антарктике.

Статья 5. Организация деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации

1. Определение основных направлений развития деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на обеспечение участия Российской Федерации в деятельности органов и организаций системы Договора об Антарктике, осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Развитие деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации обеспечивают уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, а также государственные операторы.

3. На основании предложений уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации принимает решения об организации и о проведении инспекций в Антарктике, в том числе инспекций расположенных в Антарктике станций, установок и оборудования, а также морских судов и воздушных судов в пунктах разгрузки и погрузки грузов или персонала в Антарктике в соответствии со статьей VII Договора об Антарктике.

4. Организацию и проведение научных исследований в Антарктике (в том числе географических, гидрологических, геофизических, геологических, геохимических исследований), мониторинг окружающей среды Антарктики, обеспечение деятельности российских антарктических станций и сезонных полевых баз в форме зимовочных и сезонных экспедиций Российской антарктической экспедиции осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

5. В целях организации деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти определяет государственного оператора, обеспечивающего деятельность Российской антарктической экспедиции, в том числе создание и функционирование необходимых для осуществления ее деятельности объектов инфраструктуры Российской антарктической экспедиции (далее - уполномоченный государственный оператор).

6. Российская антарктическая экспедиция осуществляет деятельность в Антарктике от имени уполномоченного государственного оператора.

7. Параметры деятельности в Антарктике Российской антарктической экспедиции (в том числе ее численность и транспортное обеспечение) и план мероприятий по обеспечению ее деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

8. Финансирование деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации Российской антарктической экспедиции осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период на указанные цели, а также за счет иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

9. Объекты инфраструктуры, используемые Российской антарктической экспедицией, должны иметь информационные знаки, которые указывают на принадлежность таких объектов к Российской Федерации и порядок нанесения которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

10. Лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, предоставляются следующие гарантии и компенсации, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера:

1) районный коэффициент к заработной плате;

2) процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в Антарктике.

11. Размер и порядок выплаты районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в Антарктике устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции, включая членов экипажей морских судов и воздушных судов, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью сорок четыре календарных дня.

13. Лица, входящие в состав Российской антарктической экспедиции, обеспечиваются бесплатным питанием, вещевым довольствием и лекарственными средствами по нормам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 6. Разрешение на осуществление деятельности в Антарктике

1. Российские граждане и российские юридические лица, которые планируют осуществлять деятельность в Антарктике, обязаны получить разрешение.

2. В случае, если российский гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, или российское юридическое лицо планирует осуществлять в Антарктике вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии (разрешения) в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" или другими федеральными законами (далее - лицензируемый вид деятельности), необходимым условием для получения разрешения на осуществление деятельности в Антарктике является наличие лицензии (разрешения) на лицензируемый вид деятельности.

3. Разрешения выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Содержание, порядок выдачи, приостановления, ограничения, возобновления разрешений, прекращения их действия или аннулирования разрешений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Разрешениями также должны предусматриваться следующие требования к осуществлению операторами деятельности в Антарктике и условия ее осуществления:

1) соблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) пункт утратил силу с 29 марта 2019 года - Федеральный закон от 18 марта 2019 года N 41-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

3) предоставление на безвозмездной основе полученных в результате осуществления деятельности в Антарктике данных и результатов научных исследований уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти.

5. Порядок проведения национальной инспекции устанавливает Правительство Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 29 марта 2019 года Федеральным законом от 18 марта 2019 года N 41-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 7. Обеспечение безопасности деятельности в Антарктике

1. Операторы осуществляют обеспечение безопасности своей деятельности в Антарктике и несут ответственность за безопасность своих работников, безопасность других лиц, находящихся в Антарктике на основании заключенных с операторами договоров, в том числе лиц, находящихся в Антарктике в целях туризма, а также за безопасность своей деятельности для окружающей среды Антарктики.

2. Операторы до начала осуществления деятельности в Антарктике разрабатывают планы действий в чрезвычайных ситуациях, а также осуществляют страхование своей гражданской ответственности или принимают иные меры, обеспечивающие покрытие расходов, связанных с ответными действиями, проведением поисковых, аварийно-спасательных работ, оказанием медицинской помощи и проведением эвакуации.

3. В целях исключения вредного воздействия на окружающую среду Антарктики и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников операторов, а также лиц, находящихся в Антарктике на основании заключенных с операторами договоров, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утверждает правила обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правила обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении такой деятельности.

4. В течение срока действия разрешений операторы обязаны обеспечить регулярный вывоз из Антарктики отходов, образующихся в результате своей деятельности, в соответствии с требованиями, установленными системой Договора об Антарктике.

5. Имущество, использовавшееся негосударственными операторами для осуществления деятельности в Антарктике, независимо от его состояния, а также отходы, образовавшиеся в результате такой деятельности, подлежат вывозу негосударственными операторами из Антарктики в течение трех лет после окончания срока действия разрешений.

Статья 8. Финансовое обеспечение гражданской ответственности операторов

1. Осуществление негосударственным оператором деятельности в Антарктике допускается только при условии финансового обеспечения, подтвержденного или договором страхования гражданской ответственности негосударственного оператора за причинение вреда третьим лицам (далее - договор страхования гражданской ответственности), или банковской гарантией, предусматривающей надлежащее исполнение обязательств негосударственного оператора в случае причинения вреда третьим лицам (далее - банковская гарантия).

2. Для целей настоящего Федерального закона под третьими лицами понимаются Российская Федерация и (или) являющееся стороной международных договоров системы Договора об Антарктике иностранное государство, которые при возникновении чрезвычайной экологической ситуации в результате осуществления негосударственным оператором деятельности в Антарктике предприняли или совершили ответные действия и (или) за счет которых предприняты или совершены ответные действия.