ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 апреля 2012 года N 434-р

 [О Концепции развития циркового дела в Российской Федерации до 2020 года]

(с изменениями на 13 декабря 2017 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 2792-р.

____________________________________________________________________


1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

2. Минкультуры России обеспечить реализацию Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

разработать комплекс мер, направленных на сохранение и развитие циркового дела;

учитывать положения Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года при утверждении региональных программ развития культуры.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2012 года
N 434-р

Концепция развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года

(с изменениями на 13 декабря 2017 года)

I. Общие положения

Российский цирк является выдающимся творческим явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау, а также другими авторскими разработками, получившими признание и распространение в мире. Цирковые представления с участием российских артистов имеют широчайшую географию и пользуются успехом во многих странах, их номера и аттракционы постоянно завоевывают призовые места на международных конкурсах и фестивалях.

В современных условиях требуется переход к качественно новому развитию циркового дела в Российской Федерации, в том числе путем:

модернизации и развития российского цирка, внедрения и распространения новых цирковых продуктов, совершенствования механизмов поддержки;

расширения спектра и улучшения качества услуг цирков;

модернизации системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, задействованных в цирковом деле.

Современное состояние циркового дела в России обусловлено как изменившимися политическими, социальными и экономическими условиями, так и внутренними проблемами самой цирковой системы. Последние два десятилетия наблюдается замедление организационно-экономического и художественно-творческого развития отечественного цирка. Недостаточно развиваются новые направления циркового искусства. Снижается художественно-эстетический уровень цирковых представлений. Падает престиж профессии циркового артиста. Кадровый состав нуждается в обновлении, требуется совершенствование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки артистов цирка, а также специалистов - управленцев (менеджеров) в сфере циркового дела. Имущественный комплекс нуждается в модернизации, реконструкции и капитальном ремонте. В управлении цирковым делом не в полной мере используются современные маркетинговые методы и инструменты продвижения услуг, оказываемых цирковыми организациями на мировом и внутреннем рынке. Общественные организации и объединения не оказывают ощутимого влияния на развитие циркового дела в стране.

Государственная поддержка циркового дела должна базироваться на следующих принципах:

обеспечение доступности циркового продукта для социально незащищенных слоев, жителей отдаленных регионов и населенных пунктов страны, не имеющих специально оборудованных помещений для показа цирковых программ;

сочетание государственной поддержки создания циркового продукта и рыночных принципов организации его распространения;

предоставление социальных гарантий цирковым артистам, улучшение условий их труда и отдыха;

выработка эффективных механизмов поддержки цирковой деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности цирковых организаций;

формирование эффективной системы взаимодействия между органами власти всех уровней, а также институтами гражданского общества в целях развития циркового дела;

использование механизмов государственно-частного партнерства, в том числе распространение практики заключения концессионных соглашений для привлечения дополнительных источников финансирования циркового дела;

создание условий для развития любительского циркового движения, самоорганизации циркового сообщества, активизации общественных институтов.

Следует отметить, что несмотря на то, что поддержка деятельности цирков со стороны государства осуществляется на постоянной основе, ее явно недостаточно.

Разработка настоящей Концепции осуществлялась в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В настоящей Концепции учтены предложения специалистов в области циркового искусства, представителей цирковых творческих союзов, федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной власти Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также результаты общественного обсуждения развития циркового дела на различных публичных мероприятиях.

Сроки реализации настоящей Концепции - 2012-2020 годы.

План мероприятий по реализации настоящей Концепции приводится в приложении.

В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

"цирковое дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление цирковой деятельности;

"цирковая деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ произведений циркового искусства;

"цирковое искусство" - вид исполнительских искусств (наряду с театральным и музыкальным), отличающийся дивертисментным характером, предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости, а также необычного и смешного;

"жанры циркового искусства" - исторически сложившиеся группы цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак (акробатика, атлетика, гимнастика, дрессура, жонглирование, иллюзия, клоунада, пантомима, эквилибристика);

"цирк":

обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности;

специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием и манежем, предназначенное для создания и (или) показа цирковых произведений;

"номер":

отдельное законченное выступление, исполняемое в цирковом представлении одним или несколькими артистами;

творчески-организованная совокупность элементов, в основе которой лежит завершенный художественно-цирковой образ;

"аттракцион" - центральный номер циркового представления, отличающийся элементами новизны, трюковой насыщенностью, высоким исполнительским мастерством и зрелищными эффектами;

"представление в цирке" - цирковая программа или спектакль;

"цирковая программа" - совокупность номеров, интермедий, пролога, эпилога и т. п., составляющих цирковое представление;

"цирковой спектакль" - сюжетно-тематическое цирковое представление;

"постановка" - создание цирковых спектаклей, программ, номеров;

"цирковой конвейер" - объединение цирковых номеров и аттракционов в цирковые программы, которые поочередно демонстрируются в цирках страны;

"репертуар" - совокупность цирковых произведений, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;

"репетиционный период" - период творческой работы артистов под руководством режиссера, педагога или тренера по подготовке новых, доработке или восстановлению ранее созданных цирковых произведений;

"цирковые фестивали (смотры, конкурсы)" - вид творческого соревнования, публичный показ достижений циркового искусства;

"цирковой продюсер (импресарио и т. п.)" - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание и (или) показ циркового представления.

     

II. Цель и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции - развитие циркового дела и создание условий для его эффективного функционирования в соответствии с современными требованиями и условиями.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

популяризация циркового искусства среди населения и увеличение его вклада в культурную жизнь страны;

повышение доступности цирковых услуг для населения;

расширение зрительской аудитории как в России, так и за рубежом;

координация деятельности всех субъектов циркового дела;

повышение экономической эффективности работы учреждений, работающих в сфере циркового дела;

повышение качества оказания цирковых услуг, предоставляемых населению, использование современных технологий создания и распространения циркового продукта;

модернизация имущественного комплекса цирковых организаций;

совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

реализация мер социальной защиты работников цирковых организаций;

поддержка научных исследований в области циркового дела;

развитие механизмов финансирования цирковой деятельности из различных источников;

совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление цирковой деятельности.

     

III. Основные субъекты цирковой деятельности

На протяжении XX века в России формировалась цирковая система.

В советские годы было создано Всесоюзное творческо-производственное объединение "Союзгосцирк", которое монопольно управляло творческим составом и имущественным комплексом циркового дела. Социально-экономические изменения конца 80-х годов прошлого века повлекли за собой организационную перестройку цирковой системы, в результате чего была создана Государственная компания "Российский цирк", ставшая правопреемником Союзгосцирка.

В целях сохранения единого государственного циркового комплекса, укрепления его материально-технической базы и закрепления правовых основ деятельности цирковых организаций эта компания была преобразована в федеральное казенное предприятие "Российская государственная цирковая компания" (далее - Российская государственная цирковая компания).

Вместе с тем ряд цирков использовали возможность свободно выбирать форму организации своей работы. Наряду с Российской государственной цирковой компанией появились другие субъекты цирковой деятельности, которые также активно участвуют в современном творческом процессе.

В настоящее время субъектами цирковой деятельности в Российской Федерации являются:

Российская государственная цирковая компания;

федеральные государственные цирки - Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского и Большой Санкт-Петербургский государственный цирк;

государственные цирки, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации (Государственный цирк Республики Бурятия, Казанский государственный цирк, Государственный цирк Республики Саха (Якутия), Государственный цирк Республики Удмуртия, Киноцирковое объединение Хабаровского края);

частные цирковые организации, самая крупная из которых Московский цирк на Цветном бульваре им. Ю.Никулина;

цирковые продюсеры, импресарио, агенты и т. п., работающие как с образованием, так и без образования юридического лица.

Таким образом, за последние два десятилетия прежняя строго централизованная система управления отечественным цирком значительно трансформировалась. Ряд государственных цирков не входят в состав Российской государственной цирковой компании, работают цирки, учрежденные субъектами Российской Федерации, появились частные цирки. Кроме того, десятки посреднических фирм занимаются распространением циркового продукта в России и за рубежом.

Вместе с тем в сфере циркового искусства сохраняется тенденция концентрации творческого состава в рамках крупных систем, что соответствует мировым трендам. Основным субъектом цирковой деятельности остается Российская государственная цирковая компания, которая в настоящее время функционирует в организационно-правовой форме федерального казенного предприятия, распоряжающегося имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, имеет 58 филиалов, из них 41 стационарных цирков, 5 цирков-шапито, 1 зооцирк, 4 дирекции "Цирк на сцене", Центр циркового искусства, Питомник экзотических животных, художественно-производственный комбинат, гостиница "Арена", 2 базы отдыха. Численность работников Российской государственной цирковой компании составляет 5276 человек, в том числе - 1396 артистов, также используется 1467 цирковых животных 140 видов. Численность работников Российской государственной цирковой компании составляет 7000 человек, в том числе - 1300 артистов, также используется 2000 цирковых животных 140 видов.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 2792-р. - См. предыдущую редакцию)


Помимо субъектов, профессионально занимающихся цирковой деятельностью, существуют цирковые кружки, студии, любительские цирковые коллективы. Однако любительское цирковое движение не получает должной поддержки со стороны государства и профессиональных цирков.

В цирковом пространстве функционируют общественные объединения циркового профиля, призванные представлять и защищать интересы цирков и цирковых деятелей. К ним относятся Российский союз цирковых деятелей, Ассоциация артистов цирка, Ассоциация любительских цирков России. Кроме того, созданы Академия циркового искусства и Цирковой клуб при Центральном доме работников искусств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»