Весомым дополнением к регулированию письменной формы лицензионного договора является пункт 5 ст.1286 ГК РФ. Письменная форма лицензионного договора признается соблюденной, когда при заключении данного договора в упрощенном порядке пользователь начал использование программы ЭВМ или базы данных. С момента отчуждения экземпляра программы лицензионный договор считается прекращенным, если срок действия лицензии сторонами не определен. Предметом лицензионного договора может быть только экземпляр программы, правомерно приобретенный пользователем. Так называемые "коробочные лицензии" являются договорами присоединения, поэтому заключаются в указанном упрощенном порядке. Отметим, что по общему правилу лицензионный договор в подобных случаях признается безвозмездным, если не указано иное, что оправданно, поскольку за экземпляр программы или базы данных ЭВМ пользователь уже уплачивает продавцу денежные средства, а тот в свою очередь оплачивает свою покупку правообладателю. Согласно пункту 37 переходных положений комментируемого ФЗ правила пункта 5 ст.1286 ГК РФ применяются к лицензионным договорам, предложения о заключении которых сделаны после введения в действие данного закона. Под предложением заключить лицензионные договоры необходимо понимать должным образом направленную оферту другой стороне.
В новой редакции ст.1291 ГК РФ получили свое развитие правоотношения, связанные с отчуждением автором оригинала произведения. По общему правилу при отчуждении оригинала исключительные права остаются за автором либо переходят к его наследникам в пределах срока действия исключительных прав. Вместе с тем в договоре купли-продажи или об ином отчуждении произведения стороны могут предусмотреть иные условия.
Кроме того, если собственник обладает исключительными правами, но не является автором, может также в разном объеме передавать исключительные права приобретателю, указывая данные условия в соответствующем договоре.
Если к приобретателю оригинала произведения не перешли исключительные права на произведение, то за ним остается право демонстрировать приобретенный оригинал, а также воспроизводить его в каталогах и демонстрировать на выставках, организованных другими лицами. При этом автору не выплачивается вознаграждение и согласие его или иного правообладателя на совершение перечисленных действий не требуется. При этом не имеет значения, совершает данные действия собственник оригинала за плату или безвозмездно.
Ограниченными правами на произведение обладает также лицо, изображенное на произведении, которое без выплаты вознаграждения и согласия имеет право использовать без цели извлечения прибыли, если иное не предусмотрено в договоре с автором или иным правообладателем. В то же время использование указанным лицом произведения может заключаться во включении в качестве иллюстрации в свое литературное произведение, воспроизводить, публично показывать и распространять копии произведения.
Приобретатели фотоизображений, изображенные на них, вправе свободно размещать их в издаваемых собственных биографиях, если иное не предусмотрено договором с автором или обладателем прав на фотопроизведение.
Изменения затронули также служебные произведения, направленные на большую защиту прав автора такого произведения (ст.1295 ГК РФ). Напомним, что важным признаком служебного произведения является нахождение автора в трудовых отношениях с работодателем, поэтому регулирование вопроса о принадлежности исключительных прав лежит в плоскости трудового или иного договора между работодателем и автором (работником). Право автора на вознаграждение неотчуждаемо, но при этом права по договору с работодателем и не полученные наследодателем доходы по нему переходят к наследникам автора.
Необходимо, что в случае перехода исключительных прав на произведение к автору работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Если условия не согласованы сторонами ввиду спора между ними, то они устанавливаются судом.
Работодатель имеет право на обнародование служебного произведения, если запрет не установлен в договоре с автором, а вот право указывать или требовать указания своего имени или наименования у работодателя при использовании служебного произведения - безусловно.
От служебных произведений необходимо отделять произведения, созданные по заказу (ст.1296 ГК РФ). Отличительным признаком последних является исполнение заказа на создание произведений в рамках гражданско-правового договора (подряда) не самим подрядчиком, а иными лицами. В данном договоре подрядчик не является автором. В том случае, когда автор и подрядчик совпадают в одном лице, отношения с заказчиком регулируются договором авторского заказа (ст.1288 ГК РФ).
В отношении произведений, созданных по заказу, необходимо правильно определять объем прав, которыми обладает каждый из трех субъектов в течение срока действия исключительного права: заказчик, подрядчик и автор. Когда заказчик обладает исключительными правами, то у подрядчика остается только право использовать произведение для собственных нужд на условиях безвозмездной (неисключительной) лицензии, если иное не предусмотрено договором с заказчиком. Когда подрядчик обладает всеми исключительными правами, то заказчик использует произведение для нужд, указанных в договоре с подрядчиком также на условиях безвозмездной (неисключительной) лицензии. Автор по таким договорам не обладает исключительными правами, но у него есть право на вознаграждение.
В рамках договорных отношений между заказчиком и подрядчиком может возникнуть ситуация, когда по ходу выполнения основного подряда заказчик создает помимо прочего иное произведение, которое прямо не предусматривалось в качестве результата (ст.1297 ГК РФ). Фактически данное произведение - побочный продукт, прямо не указанный в заказе, что, собственно, отличает данные правоотношения от тех, предметом которых является произведение, созданное по заказу. По умолчанию, то есть если иное не предусмотрено первоначальным договором между заказчиком и подрядчиком исключительные права принадлежат подрядчику (исполнителю), а заказчик вправе использовать произведение, как и в случае произведения, созданного по заказу. При этом передача подрядчиком исключительных прав третьим лицам не прекращает прав заказчика. Право на использование произведения для собственных нужд за подрядчиком сохраняется на условиях безвозмездной (неисключительной) лицензии при передаче исключительных прав заказчику или третьему лицу. Автор по таким договорам также не обладает исключительными правами, но у него есть право на вознаграждение.
В области общего регулирования смежных прав необходимо выделить два дополнения (ст.1303 ГК РФ), которыми закрепляются принципы независимости смежных прав от авторских, а также принцип соблюдения авторских прав при осуществлении смежных.
Знаковым изменением является уточнение понятия ст.1329 ГК РФ, которая определяет статус организации эфирного или кабельного вещания не просто как юридического лица, осуществляющего сообщение в эфир или по кабелю совокупность звуков и (или) изображений или их отображений в виде составленных радио- и телепередач, а как лица, взявшего на себя инициативу и ответственность за совершение данных действий. Подобная поправка, особенно в части ответственности, накладывает отпечаток на деятельность данных организаций, в том числе побуждая их к проверке прав на используемые изображения и иные произведения, которые они сообщают в эфир или по кабелю.
В области эфирного и кабельного вещания конкретизировано (ст.1331 ГК РФ), что после перехода радио- и телепередач в общественное достояние они могут свободно использоваться любыми лицами без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения.
Особое значение имеет дополнение ГК РФ нормой с перечнем действий, не являющихся нарушением исключительного права изготовителя базы данных (ст.1335_1 ГК РФ).
Напомним, что согласно ст.1333 ГК РФ изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.
Теперь законодательно определен перечень действий, когда права изготовителя базы данных не считаются нарушенными. Кроме того, указанной статьей 1335_1 ГК РФ распределены обязанности по доказыванию определенных обстоятельств, относящихся к добросовестности поведения пользователя, что имеет существенное значение для рассмотрения судебных споров между изготовителем и пользователем. В частности, на пользователя ложится обязанность доказать, что он не мог установить личность изготовителя базы данных либо что он, исходя из обстоятельств дела, обоснованно считал, что срок действия исключительного права на такую базу данных истек.
Немаловажно, что основанием для освобождения пользователя от ответственности перед изготовителем базы данных являются два фактора: правомерное пользование и обнародование базы данных.
Весьма своевременными являются поправки, внесенные в статьи, определяющие патентоспособность отдельных объектов.
Так, подкорректированы критерии патентоспособности полезной модели (ст.1351 ГК РФ), в понятии уровня техники теперь учитываются заявки на промышленных образцы. Помимо этого, прямо предусмотрено, что не предоставляется правовая охрана в качестве полезной модели объектам, которым также не предоставляется такая охрана в качестве изобретения, путем включения нормы, отсылающей к пункту 5 ст.1350 ГК РФ.
В дополнение полностью переформулированы условия патентоспособности промышленного образца (ст.1352 ГК РФ). В частности, несколько иначе определен объект охраны в промышленном образце - решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства.
К существенным признакам промышленного образца, помимо ранее обозначенных (формы, конфигурации, орнамента, сочетания цветов), относятся также линии, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия. Поскольку конкретизирующий перечень указанных существенных признаков не является исчерпывающим, то важным исключающим правовую защиту критерием, которым дополнена ст.1352 ГК РФ, являются признаки, обусловленные исключительно технической функцией изделия.
В дополнение подработаны также критерии новизны и оригинальности промышленного образца, которые помимо прочего включают в себя такой характеризующий признак, как неизвестность изображения и решения внешнего вида до даты приоритета промышленного образца. Учитывается также признак производимого на потребителя впечатления.
Кроме всего прочего, срок подачи заявки на выдачу патента увеличился до двенадцати месяцев со дня раскрытия информации.
Изменению подверглись также случаи, когда в правовой охране промышленного образца может быть отказано, а именно, когда решения идентичны объектам, указанным в пунктах 4-10 ст.1483 ГК РФ, то есть обозначениям, не обладающим различительной способностью, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. В некоторых случаях, указанных в пунктах 4 и 9 той же статьи, идентичным объектам предоставляется правовая охрана промышленного образца, но только с согласия собственников или уполномоченных ими лиц, либо обладателей прав на такие объекты.
Заново определен объем исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставляемых патентообладателю, которыми он может распоряжаться (ст.1358 ГК РФ). Существенным пополнением незакрытого перечня способов использования перечисленных объектов исключительных прав является совершение действий патентообладателем по распоряжению в отношении продукта, предназначенного для его применения в соответствии с назначением, указанным в формуле изобретения, при охране изобретения в форме применения продукта по определенному назначению (подпункт 4 пункта 2 ст.1358 ГК РФ).
В части использования промышленного образца в изделии также внесены дополнения, позволяющие доказать факт использования промышленного образца в другом изделии. Наряду с существенными признаками промышленного образца, также может быть принята во внимание совокупность признаков, производящих на информированного потребителя такое же общее впечатление, которое производит запатентованный промышленный образец, при условии, что изделия имеют сходное назначение.