Понятие юридического лица.
Предыдущее требование к юридическому лицу - "наличие самостоятельно баланса или сметы" теперь исключено, вместо него введено обязательное требование о внесении юридического лица в государственный реестр. Хотя и ранее все юридические лица были обязаны регистрироваться в государственном реестре. Но так как законодатель вводит презумпцию государственного учета не только имущества, но юридических лиц, то данное требование было вынесено в число наиболее приоритетных.
Общая тенденция по передаче части надзорных функций государства в специально создаваемые организации, широкое развитие саморегулирования также отразилась на правосубъектности юридического лица, а именно было введено вступление юридического лица в саморегулируемую организацию как основание для занятия определенным видом деятельности на законных основаниях, наряду с получением лицензии.
Принятие Федерального закона N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" отражает современные тенденции по формированию государственной политики в данной области управления экономикой. Выражается это в том, что, кроме уже созданных видов СРО, планируется появление новых, ранее не предусмотренных законодательством, с передачей им от государства части своих функций по фактическому осуществлению исполнительной власти. Некоторые ученые даже говорят о том, что происходит "огосударствление" саморегулируемых организаций (см. - Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорация и учреждения: сборник статей. Отв. ред. М.А.Рожков. М., 2007).
Виды юридических лиц.
Основное деление юридических лиц по организационно-правовым формам теперь происходит на корпоративные и унитарные организации, коммерческие и некоммерческие организации.
Основной признак корпорации - право участника (учредителя) на участие в управлении ее деятельностью (право членства).
К коммерческим корпорациям теперь относятся:
хозяйственные товарищества,
хозяйственные общества,
производственные кооперативы.
К некоммерческим корпорациям:
потребительские кооперативы (включая садоводческие, огороднические, дачные "некоммерческие объединения граждан" и общества взаимного кредитования и взаимного страхования),
общественные организации граждан (включая политические партии, профсоюзы и созданные гражданами объединения по интересам),
ассоциации или союзы (включая торгово-промышленные, адвокатские и нотариальные палаты, объединения (союзы) работодателей, некоммерческие партнерства).
Коммерческие унитарные организации - это государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие унитарные организации - это фонды, учреждения и религиозные организации.
Обсуждение вопроса о развитии законодательства о юридических лицах и организационно-правовых формах не прекращалось с момента принятия Гражданского кодекса РФ. Можно сказать, что время показало, какие организации оказались наиболее востребованными и жизнеспособными в российских условиях, а какие - нет, ведь не секрет, что разработчики современного ГК РФ для формирования раздела о юридических лицах использовали не только европейскую модель, но и отдельные положения англо-американской системы права. В результате появившийся "микс" был спроецирован на российскую ментальность и экономическую действительность. С каждым годом становились очевидны отдельные недоработки и необходимость совершенствования законодательства о юридических лицах.
Особенно активно развитие корпоративного законодательства стало наблюдаться после 2007 года с принятием на государственном уровне различных концепций развития корпоративного и в целом гражданского законодательства (см., например, Концепцию развития корпоративного законодательства до 2008 года, утв. Правительством РФ 18.05.2006, Концепцию развития гражданского законодательства РФ, одобр. решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009). По результатами реализации данных концепций были приняты масштабные изменения в гражданское и процессуальное законодательство, в частности в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Однако и эти изменения не коснулись решения принципиальных вопросов повышения эффективности функционирования хозяйственных обществ, т.к. изменениями законодательства без изменения кодифицированного акта - ГК РФ - невозможно было изменить суть организационно-правовых форм.
Концепции были ориентированы на разработку механизмов ответственности членов органов управления хозяйственного общества, совершенствование учетной системы рынка ценных бумаг и процедуры регистрации юридических лиц.
Предлагаемые изменения, прежде всего, коснулись акционерных обществ. Теперь не будет открытых и закрытых акционерных обществ. Хозяйственные общества, или, как предлагает именовать их Проект, корпорации, будут подразделяться на публичные и непубличные акционерные общества. Публичные хозяйственные общества - это общества, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках (статьи 66_3 и 97).
В отличие от участников публичных обществ (АО с акциями, обращающимися на организованном рынке), участники непубличных обществ смогут свободно определять структуру управления. Например, они смогут не создавать исполнительный орган (с передачей полномочий наблюдательному совету) либо передать полномочия наблюдательного совета единоличному исполнительному органу, смогут также часть полномочий общего собрания акционеров передать на разрешение исполнительного органа общества, изменить порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников.
Закрытого АО как такового в ГК не будет. Следует констатировать, что в настоящее время правовой статус ООО и ЗАО во многом совпадает. ЗАО как организационно-правовая форма давно вытеснялась государством всеми возможными способами, особенно это ощущалось со стороны и с подачи госрегулятора рынка ценных бумаг (ФСФР), когда пытались ввести обязательность регистратора для ЗАО либо сертифицированного специалиста для ведения реестра акционеров, ужесточили меры к ведению реестра.
Нововведения предусматривают, что в публичном акционерном обществе обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии возлагаются на независимую организацию, профессионально осуществляющую такую деятельность. В публичном АО обязательно указание на публичность в наименовании, обязательно публично раскрывать информацию, не ограничено количество акций.
До 1 июля 2013 года ЗАО смогут по своему выбору либо преобразоваться в ООО или производственный кооператив; либо сохранить форму акционерного общества. В случае непреобразования (т.е. при бездействии органов управления) в указанный срок к данным обществам будут применяться положения об акционерных обществах - п.10 ст.8 Переходные положения.
Общества с дополнительной ответственностью практически не получили широкого распространения в предпринимательской среде. Такая форма организаций также прекратит свое существование.
В статье 52 ГК для юридических лиц установлен один учредительный документ - устав (для хозяйственных товариществ - учредительный договор) и по желанию учредителей можно использовать типовые уставы, как предполагают разработчики Проекта, - для ускорения процедуры регистрации.