Несколько трансформировался порядок применения личного закона юридического лица (ст.1202 ГК РФ). Так, личным законом, помимо ранее действовавшего перечня, регулируются вопросы ответственности учредителей и участников по обязательствам юридического лица. По общему правилу ответственность данные лица несут в соответствии с правом страны, где учреждено юридическое лицо.
Однако у кредитора возникает право в силу пункта 4 ст.1193 ГК РФ на выбор применимых норм из российского или иностранного права по личному закону юридического лица, в случаях когда иностранное юридическое лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность преимущественно на территории РФ.
На наш взгляд, перечисленные дополнения в части защиты прав кредиторов на территории РФ не только повышают ответственность иностранных юридических лиц по своим обязательствам, но и некоторым образом дают возможность регулировать деятельность оффшорных компаний, созданных для осуществления деятельности в РФ, но скрывающих свои активы от кредиторов за пределами российской территории.
Защита прав кредиторов по принципу места преимущественного осуществления предпринимательской деятельности позволит в том числе предъявлять иски в суды РФ к учредителям, участникам и другим лицам, имеющим право давать обязательные для иностранного юридического лица указания или определять его действия. Фактически данная норма устанавливает альтернативную подсудность данной категории спора, то есть по выбору истца.
На сегодняшний день критериев определения преимущественного осуществления предпринимательской деятельности на территории РФ законодательно не установлено.
Как нам представляется, понятие основного места деятельности стороны, осуществляющей исполнение по договору, не тождественно термину "место преимущественного осуществления предпринимательской деятельности", поскольку предпринимательская деятельность - это не только исполнение обязательств по договорам, но и совокупность иных юридических действий, направленных на извлечение прибыли.
Вероятно, преимущественное осуществление деятельности может быть определено в зависимости от места исполнения обязательств иностранного юридического лица по контрактам, по объему денежных средств, зарабатываемых на территории РФ в сравнении с теми же показателями со страной, в которой учреждено данное юридическое лицо.
Весьма упрощена для восприятия формулировка ст.1205 ГК РФ, согласно которой право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится. Данное правило является общим, из него установлены некоторые исключения в зависимости от самого объекта прав. Применительно к воздушным и морским судам, судам внутреннего плавания и космическим объектам действует специальная норма об определении права собственности и иных вещных прав по праву страны, в которой зарегистрированы соответствующие суда и объекты (ст.1207 ГК РФ). Данное исключение связано со спецификой перечисленных объектов, связанных с признанием их территорией государства, в котором зарегистрирован конкретный объект.
Некоторое регулирование права собственности и других вещных прав на космические объекты содержится в ст.ст.15, 17 Закона РФ "О космической деятельности" от 20.08.93 (в редакции от 21.11.2011). Вместе с тем масштабность космической деятельности не соответствуют объему данного закона, в частности, в нем не детализирован порядок государственной регистрации прав на космические объекты, что является серьезным упущением. В настоящее время профильным ведомством подготовлен проект специального закона, полностью посвященного вопросам государственной регистрации, но продвижение данного законопроекта нельзя назвать слишком активным.
Содержание термина "космический объект" в указанном законе не раскрывается, но по разным признакам к ним, в частности, может быть отнесена космическая техника. Физическими признаками космического объекта является наличие регистрации и маркировки, удостоверяющих их принадлежность РФ (пункт 1 ст.17 вышеназванного закона).
Необходимым дополнением стало определение сферы действия права, подлежащего применению к вещным правам (ст.1207_1 ГК РФ) по общему правилу места нахождения имущества, что, несомненно, раскрывает и конкретизирует правоотношения сторон сделки с определенным видом имущества. В части определения применимого права к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав, стороны могут определить иное право (не места нахождения имущества) в своем соглашении, которое не должно нарушать права третьих лиц (пункт 3 ст.1206 ГК РФ) за исключением сделок, где предметом является движимое имущество, находящееся в пути (пункт 2 ст.1206 ГК РФ), в отношении которого применяется право страны отправителя имущества, если иное не предусмотрено законом.