Недействующий

О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации

39. Распоряжение исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности


Помимо двух видов договоров распоряжения исключительными правами: лицензионного и об отчуждении исключительного права с внесением изменений в ст.1233 ГК РФ появился третий внедоговорный вид предоставления исключительного права - путем подачи заявления о предоставлении любым лицам права безвозмездного использования принадлежащего права на результат интеллектуальной деятельности на условиях и в течение срока, определенного самим правообладателем.

Вместе с тем данное право его обладателя является ограниченным, как с точки зрения условий, содержащихся в пункте 6 ст.1233 ГК РФ, так и в соответствии с прямым указанием в данной норме на отличие данной формы распоряжения правом от открытых лицензий. Отличие как раз заключается в том, что безвозмездное использование, оформленное заявлением в уполномоченный государственный орган, не нуждается в договорном оформлении, а в случае открытой лицензии или открытой лицензии на селекционное достижение для правообладателя обязательно заключение с любым лицом договора на условиях простой (неисключительной) лицензии (ст.ст.1368, 1429 ГК РФ).

В связи с применением пункта 6 ст.1233 ГК РФ необходимо принять во внимание, что вступает в силу вышеописанный внедоговорный порядок по истечении одного года со дня введения в действие комментируемого нами ФЗ, что прямо предусмотрено пунктом 34 самого закона. Днем введения будет считаться дата официального опубликования закона в установленном порядке.

В части требований, предъявляемых к форме и содержанию договора об отчуждении исключительных прав (ст.1234 ГК РФ), в качестве существенно дополняющих ранее действовавшие нормы, необходимо отметить право сторон устанавливать выплату вознаграждения в любых формах и прямой запрет на безвозмездное отчуждение исключительного права между коммерческими организациями, что, по сути, поддерживает общий запрет на совершение дарения в отношении между коммерческими организациями (ст.575 ГК РФ).

Важным добавлением в регулирование лицензионных договоров стала возможность в специально определенных ГК РФ случаях производить их заключение не только в простой письменной форме. Кроме того, лицензионные договоры, которым не была придана простая письменная форма, также могут пройти государственную регистрацию. Лицензионные договоры, которые вопреки требованиям закона не были оформлены в простой письменной форме, признаются по-прежнему недействительными (ст.1235 ГК РФ).

Формы выплат вознаграждения по лицензионным договорам осуществляются так же, как по договорам об отчуждении исключительных прав.

Согласно пункту 6 ст.1235 ГК РФ не допускается на условиях исключительной лицензии использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в отношениях между коммерческими организациями. Вместе с тем данное ограничение по смыслу указанной нормы не распространяется на простые (неисключительные) лицензии. Отсутствие подобного жесткого запрета вполне объяснимо, так как имеются случаи, предусмотренные в ГК РФ, когда оформление неисключительных лицензий (например, открытых лицензий на селекционное достижение) является вынужденной мерой, направленной на поддержание своего права, для минимизации затрат на пошлины.

Существенное значение имеет конкретизация условий исключительных лицензий (ст.1236 ГК РФ), когда сам правообладатель лишается возможности использовать свое же исключительное право, если только не оставит право использования за собой, специально оговорив данное условие в лицензионном договоре. По умолчанию оформление исключительной лицензии лишает правообладателя использовать принадлежащее ему право на период действия лицензионного договора.

Поскольку сфера интеллектуальной собственности регулируется государством, распределение обязанностей между разными государственными органами в данной области является необходимым инструментом управления. Помимо такого распределения полномочий между государственными органами важным дополнением является установление компетенции Правительства РФ в отношении процесса создания результатов интеллектуальной деятельности в рамках государственных или муниципальных контрактов, а также установления порядка и условий выплаты вознаграждений не только в рамках подобных контрактов, но и в определении минимальных ставок, порядка сбора, распределения и выплаты вознаграждений за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм, созданных вне рамок государственных или муниципальных контрактов (ст.1246 ГК РФ).

С внесением изменений в ст.1250 ГК РФ конкретизирована защита интеллектуальных прав в зависимости от субъективной стороны нарушения. Дифференцирована защита в зависимости от вины нарушителя или его невиновности, а также с учетом совершения нарушения прав при осуществлении предпринимательской деятельности. Особо отметим, что ст.1250 ГК РФ бремя доказывания отсутствия вины возложено на лицо, нарушившее интеллектуальное право.

Статья 1252 ГК РФ дополнена значительными положениями, которые разрешают на законодательном уровне вполне часто встречающиеся коллизии, когда средства индивидуализации или промышленный образец обладают признаками тождества или сходства до степени смешения, в результате которого потребители и (или) контрагенты могут быть введены в заблуждение. Данная коллизия теперь разрешена в пользу правообладателя, чье исключительное право возникло ранее, а в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета - имеющего более ранний приоритет.

Необходимо обратить внимание, что конвенционный или выставочный приоритет и критерии их определения в отношении конкретного объекта исключительного права предусматриваются специальными статьями ГК РФ. Так, ст.1382 ГК РФ регулирует данные вопросы по промышленным образцам, ст.1495 - по товарным знакам, в остальных случаях коллизия разрешается по дате возникновения исключительного права. Например, в отношении фирменного наименования возможно установление данного факта по дате внесения юридического лица в государственный реестр юридических лиц либо заключения учредительного договора, либо принятия уполномоченным органом решения о создании юридического лица и утверждении его учредительных документов, включающих фирменное наименование. Вместе с тем представляется наиболее объективным доказательством определение приоритета по дате государственной регистрации юридического лица с соответствующим фирменным наименованием.

В связи с разрешением вышеуказанной коллизии правообладателю, имеющему преимущество в отношении другого правообладателя, в связи с возникновением исключительного права, ранее тождественного или сходного до степени смешения, теперь предоставляется право требовать признания недействительными оформленных в установленном порядке свидетельства или патента другого правообладателя, а также запрещать последнему полностью или в части использовать фирменное наименование или коммерческое обозначение.