ПРИКАЗ
от 23 ноября 2011 года N 320
Об аккредитации удостоверяющих центров
____________________________________________________________________
Утратил силу с 11 января 2016 года на основании
приказа Минкомсвязи России от 30 ноября 2015 года N 486
____________________________________________________________________
Во исполнение пункта 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; N 27, ст.3880)
приказываю:
1. Утвердить Правила аккредитации удостоверяющих центров согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Порядок проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Министр
И.Щёголев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 мая 2012 года,
регистрационный N 24067
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства связи и
массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 23 ноября 2011 года N 320
Правила аккредитации удостоверяющих центров
1. Настоящие Правила разработаны во исполнение Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; N 27, ст.3880) (далее - Федеральный закон об электронной подписи) и устанавливают правила аккредитации удостоверяющих центров.
2. Аккредитация удостоверяющих центров осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи* (далее - уполномоченный орган).
_______________
* В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-Ф3 "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; N 27, ст.3880).
3. Аккредитация удостоверяющих центров осуществляется в отношении удостоверяющих центров (далее также - УЦ), являющихся российскими или иностранными юридическими лицами.
4. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе.
5. Аккредитация УЦ осуществляется при условии выполнения им следующих требований:
1) стоимость чистых активов УЦ составляет не менее чем один миллион рублей;
2) наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким УЦ, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой УЦ, в сумме не менее чем полтора миллиона рублей;
3) наличие средств электронной подписи и средств УЦ, получивших подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
4) наличие в штате УЦ не менее двух работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, имеющих высшее профессиональное образование в области информационных технологий или информационной безопасности либо высшее или среднее профессиональное образование с последующим прохождением переподготовки или повышения квалификации по вопросам использования электронной подписи.
На государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие функции УЦ, не распространяются требования, установленные подпунктами 1 и 2 настоящего пункта.
6. Аккредитация УЦ осуществляется на основании заявления уполномоченного лица УЦ, подаваемого в уполномоченный орган (рекомендуемая форма заявления размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет).
6.1. В заявлении указывается следующая информация:
организационно-правовая форма и наименование УЦ (юридического лица);
место нахождения и основной государственный регистрационный номер (ОГРН) УЦ (юридического лица);
идентификационный номер налогоплательщика УЦ (юридического лица).
7. К заявлению прилагаются следующие документы (в том числе необходимые для изготовления квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат), созданного с использованием средств головного УЦ):
1) документ, подтверждающий наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким УЦ, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой УЦ, в сумме не менее чем полтора миллиона рублей. Таким документом может являться:
договор страхования ответственности;
банковская гарантия;
договор поручительства.
В случае предоставления банковской гарантии в качестве документа, подтверждающего наличие финансового обеспечения ответственности, заявитель указывает номер лицензии на осуществление банковской деятельности кредитной организации, предоставившей банковскую гарантию.
В случае предоставления договора страхования ответственности в качестве документа, подтверждающего наличие финансового обеспечения ответственности, уполномоченный орган дополнительно проверяет наличие указанной в договоре страхования организации в Едином государственном реестре субъектов страхового дела;
2) актуальная выписка из бухгалтерского баланса, подтверждающая, что стоимость чистых активов УЦ составляет не менее чем один миллион рублей;
3) документы, выдаваемые федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, подтверждающие соответствие используемых УЦ средств электронной подписи и средств УЦ, требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
4) документы, подтверждающие право собственности УЦ (право использования программы для ЭВМ) либо иное законное основание использования им средств электронной подписи и средств УЦ, указанных в подпункте 3 настоящего пункта;
5) документы, подтверждающие наличие в штате УЦ не менее двух работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, имеющих высшее профессиональное образование в области информационных технологий или информационной безопасности либо высшее или среднее профессиональное образование с последующим прохождением переподготовки или повышения квалификации по вопросам использования электронной подписи:
копии трудовых договоров (с приложением утвержденных должностных регламентов);
копии документов о высшем профессиональном образовании в области информационных технологий или информационной безопасности (диплом установленного государственного образца) или копии документов о прохождении переподготовки или повышения квалификации по вопросам использования электронной подписи (свидетельства установленного образца);
6) учредительные документы УЦ либо их надлежащим образом заверенные копии;
7) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства (для иностранных юридических лиц);
8) доверенность или иной документ, подтверждающий право уполномоченного лица УЦ, направившего указанные документы, действовать от имени УЦ.
Получение документов, указанных в настоящем пункте и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, осуществляется, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу уполномоченного органа.
Документы, указанные в настоящем пункте, могут быть представлены УЦ самостоятельно.
8. Дополнительно УЦ, претендующий на получение аккредитации, может представить документы, подтверждающие:
наличие необходимых для осуществления деятельности УЦ лицензий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
внесение УЦ в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных;
наличие Порядка реализации функций удостоверяющего центра, осуществления прав и исполнения обязанностей удостоверяющего центра, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации в сфере использования электронной подписи;
соответствие требованиям по безопасности информации на объекте информатизации или копия заключения о соответствии требованиям по безопасности информации, выданных ФСТЭК России и ФСБ России в пределах их полномочий.
9. Заявление об аккредитации УЦ и прилагаемые к нему документы уполномоченное должностное лицо УЦ вправе направить в уполномоченный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Представление заявления и документов, указанных в настоящем пункте, в форме электронного документа, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.
10. Уполномоченный орган принимает решение об аккредитации либо об отказе в аккредитации удостоверяющего центра в течение 30 дней со дня приема заявления.
10.1. Рассмотрение заявления, а также комплектности и содержания документов, представленных УЦ, осуществляется уполномоченным органом в течение 20 календарных дней со дня приема заявления.
11. Уполномоченный орган проверяет достоверность сведений, содержащихся в представленных УЦ документах, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 7 настоящих Правил, в том числе путем направления запроса на получение документов, в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Уполномоченный орган также вправе направить запрос на получение документов, позволяющих проверить достоверность сведений, представленных УЦ, в иные федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.
12. По итогам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов, а также документов, полученных от иных федеральных органов государственной власти (при необходимости), уполномоченным органом в срок, не превышающий 5 дней с момента окончания рассмотрения заявления, осуществляется оформление заключения о возможности/невозможности предоставления УЦ аккредитации.
13. В течение 5 календарных дней с даты оформления заключения о возможности предоставления аккредитации уполномоченный орган принимает решение в форме издания организационно-распорядительного акта о предоставлении аккредитации и об изготовлении квалифицированного сертификата с использованием средств головного УЦ.
14. Уполномоченный орган в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня принятия решения об аккредитации, уведомляет УЦ о принятом решении и выдает свидетельство об аккредитации с одновременной выдачей квалифицированного сертификата, созданного с использованием средств головного УЦ.
15. Срок действия свидетельства об аккредитации составляет 5 лет, если более короткий срок не был указан в заявлении УЦ.
16. В течение одного рабочего дня с даты выдачи свидетельства об аккредитации уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет следующую информацию:
наименование аккредитованного УЦ;
адрес местонахождения аккредитованного УЦ.
17. В течение одного рабочего дня с даты выдачи квалифицированного сертификата, созданного с использованием средств головного УЦ уполномоченный орган вносит соответствующую информацию в Реестр выданных и аннулированных уполномоченных федеральным органом квалифицированных сертификатов.
18. В случае изменения наименования, места нахождения, состава руководящих органов, внесения изменений в учредительные документы аккредитованного УЦ, либо утраты свидетельства об аккредитации, аккредитованный УЦ обязан уведомить об этом уполномоченный орган и подать заявление о переоформлении свидетельства об аккредитации.
19. Выдача нового свидетельства об аккредитации осуществляется в течение 5 календарных дней с даты представления в уполномоченный орган заявления о переоформлении свидетельства об аккредитации с приложением документов, подтверждающих сведения об изменениях, указанных в пункте 19 настоящих Правил.
20. Основанием для отказа в предоставлении аккредитации является несоответствие УЦ требованиям, установленным частью 3 статьи 16 Федерального закона об электронной подписи, или наличие в представленных УЦ документах недостоверной информации.
21. В случае принятия решения об отказе в аккредитации УЦ уполномоченный орган в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации, направляет или вручает УЦ уведомление о принятом решении с указанием причин отказа в форме документа на бумажном носителе.
22. УЦ может подать новое заявление на получение аккредитации после устранения причин, послуживших основанием для отказа в аккредитации.