Для выбора вариантов решения проблем, стоящих перед отраслью культуры, в настоящей Концепции были рассмотрены и проанализированы два сценария формирования и реализации Программы.
Первый сценарий (реалистичный) опирается на подходы, которые были разработаны в федеральной целевой программе "Культура России (2006-2011 годы)", и является логическим ее продолжением. Финансовое обоснование сценария сводится к решению комплекса текущих задач и мероприятий, к которым добавляются новые мероприятия, обусловленные современными потребностями развития сферы культуры.
Второй сценарий (оптимистичный) исходит из необходимости достижения стратегических целей и решения задач культурного развития страны, для чего выделяются приоритетные направления развития современного искусства, художественного образования, информатизации отрасли, дается их обоснование, предлагается перечень программных мероприятий и на основании этого определяется необходимый объем финансовых средств. Особая роль отводится формированию и использованию инновационных методов и подходов к решению задач, научным исследованиям и внедрению в отрасль информационно-коммуникационных технологий.
Первый сценарий предполагает реализацию мероприятий, необходимость которых обусловлена выявленными к настоящему моменту и прогнозируемыми в средне- и долгосрочной перспективе (до 2018 года) потребностями в развитии различных видов деятельности в сфере культуры. В субъектах Российской Федерации предполагается развитие региональной инфраструктуры.
С учетом масштабности поставленных задач необходимый объем ресурсного обеспечения по этому сценарию составит (по предварительной оценке) 183,7 млрд. рублей. Основное финансирование Программы по этому варианту предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в объеме 178 млрд. рублей. Однако в целом этот сценарий не обеспечит эффективное расходование средств и завершение реализации инфраструктурных проектов и других мероприятий Программы в запланированные сроки.
Успешное функционирование сферы культуры во многом зависит от состояния международных отношений России с другими странами. Кроме этого, для реализации ряда значимых мероприятий имеют значение ситуация на международных рынках, курсы валют, степень взаимной интеграции государств, что особенно важно для международных обменов.
Для первого сценария наиболее вероятные риски связаны с возможным снижением масштабов финансового обеспечения культуры в зависимости от имеющихся ресурсов.
Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов и понесенных затрат, может быть обеспечена в рамках второго сценария за счет ускоренной реализации культурных проектов и программ межрегионального значения, повышения качества услуг в сфере культуры.
При рассмотрении второго сценария учитывалась возможность организационного и финансового объединения на региональном уровне инвестиционных проектов и мероприятий действующих региональных целевых программ в сфере культуры, усиление инновационной составляющей. Общая потребность в ресурсах по этому сценарию оценивается в 192,8 млрд. рублей, в том числе 186,5 млрд. рублей за счет федерального бюджета.
Второй сценарий позволяет рационально подойти к процессу программного обеспечения и в конечном итоге в большем объеме реализовать программные положения.
Исходя из анализа состояния отрасли, задач, требующих незамедлительного решения, наиболее приемлемым является второй сценарий реализации Программы, который в большей степени соответствует стратегическим направлениям развития, определенным в перспективе и в целом для Российской Федерации.
При формировании этого сценария учитывались следующие принципы реализации Программы:
комплексное решение задач реализации государственной культурной политики в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса (органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных организаций);
социальная ориентированность мероприятий Программы, направленных на сохранение культурного наследия и развитие отечественной культуры;
поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов Программы, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;
адаптация проектов и мероприятий Программы к изменяющимся внутренним и внешним условиям развития России;
инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.