СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О ходе и задачах реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы в субъектах Российской Федерации

Заслушав информацию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о ходе и задачах реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 (далее Программа), в субъектах Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Развитие комплексного подхода к решению социальной задачи по созданию равных возможностей для инвалидов и других маломобильных групп населения во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения является актуальной проблемой, нерешенность которой порождает серьезные социально-экономические последствия.

Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из социально-экономических задач, которая затрагивает права и потребности миллионов граждан страны и необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации, в том числе из международных договоров Российской Федерации.

Целями Программы являются:

формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд);

совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.

Решение задач Программы будет осуществляться с 2011 по 2015 год в два этапа:

I этап - 2011-2012 годы;

II этап - 2013-2015 годы.

На I этапе осуществляется подготовка соответствующих нормативных правовых актов и методических документов. С этой целью в 2011-2012 годах всеми соисполнителями Программы по компетенции разрабатываются методические рекомендации, которые позволят предусмотреть комплекс мер для формирования беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам жизнедеятельности.

В целях обобщения опыта субъектов Российской Федерации и отработки механизмов обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов в 2011-2012 годах реализуется пилотный проект с участием трех субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Тверская и Саратовская области).

В 2012 году предусмотрена реализация пилотного проекта в трех субъектах Российской Федерации (Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Тюменская область) по отработке подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

На II этапе реализации Программы предполагается проведение работ по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращает внимание на то, что в ходе реализации пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации был выявлен ряд проблем. В частности, представителями субъектов Российской Федерации указывалось на отсутствие действенной и комплексной системы контроля за соблюдением требований доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, закрепленных в законах и иных нормативных правовых актах.

Существенным негативным фактором является недостаточный уровень понимания специалистами, осуществляющими проектирование, строительство новых и реконструкцию существующих зданий и сооружений, методов и способов создания доступной среды для инвалидов различных видов инвалидности. В Российской Федерации отсутствует собственное производство необходимых материалов, приспособлений и оборудования (качественная тактильная плитка, оборудование для усиления слышимости, звуковые информаторы для слепых и так далее) для создания доступной среды.

Требуется принятие дополнительных мер, направленных на оснащение специальных и общедоступных библиотек и других организаций культуры вспомогательными техническими средствами.

С 2013 года Программой предусмотрено участие субъектов Российской Федерации в мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в случае утверждения ими своих региональных программ. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны или разрабатываются программы по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Между тем объем средств федерального бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию указанных мероприятий в 2013 году в размере 340,16 млн. рублей, представляется недостаточным по сравнению с объемом средств, предусмотренных на эти цели в размере 4 238,37 млн. рублей в 2014 году и в размере 4 526,76 млн. рублей в 2015 году.

Принимая во внимание актуальность формирования в Российской Федерации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также в связи с предстоящей ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

а) принять меры по ускорению внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов в целях создания условий для ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов;

б) рассмотреть вопрос об увеличении в 2013 году размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках Программы до 3 млрд. рублей;

в) рассмотреть вопрос об увеличении финансирования в рамках Программы мероприятий, направленных на обеспечение доступности для инвалидов организаций культуры и услуг в сфере культуры, включая использование новых компьютерных технологий, флеш-аппаратов и тифлокомментаторов, а также на поддержку и развитие творчества инвалидов;

г) поручить Министерству регионального развития Российской Федерации в максимально короткие сроки подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, обеспечивающих обязательное соблюдение требований доступности зданий и сооружений для инвалидов, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";

д) усовершенствовать действующий механизм контроля за соблюдением требований доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг, обеспечив неукоснительное соблюдение этих требований на этапах проектирования, строительства, реконструкции зданий и сооружений, а также на этапах реализации строительных проектов и оказания услуг.

2. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проектов федеральных законов:

а) N 598310-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о поддержке общественных объединений инвалидов и созданных ими организаций);

б) N 575316-5 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (по вопросу обеспечения прав инвалидов на беспрепятственное пользование воздушным транспортом).

3. Предложить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти - соисполнителям Программы:

а) проработать вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты в части предоставления услуг в доступном для инвалидов и других маломобильных групп населения формате, используя результаты научно-исследовательских работ, выполненных в рамках Программы;

б) направить проекты методических рекомендаций, разработанные в рамках Программы на основе научно-исследовательских работ, участникам пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Тверская и Саратовская области);

в) размещать информацию о результатах выполнения мероприятий Программы в сети Интернет.

4. Предложить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации ускорить разработку методики паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность, и методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг для применения указанных методик субъектами Российской Федерации.

5. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) провести сравнительный анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет соответствия положениям Конвенции ООН о правах инвалидов;

б) разработать систему мер комплексного характера, обеспечивающую доступность для инвалидов объектов и услуг во всех наиболее значимых сферах их жизнедеятельности, понимая под комплексным характером нацеленность на инвалидов всех видов инвалидности: инвалидов по зрению; инвалидов по слуху; инвалидов, не способных контролировать свое поведение; инвалидов, нуждающихся в помощи при передвижении; инвалидов, требующих постоянного постороннего ухода; инвалидов, требующих постоянного сопровождения в общественных местах, и других;

в) определить порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и соответствующих органов местного самоуправления по созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения при реализации региональных, ведомственных целевых программ и отдельных мероприятий.

6. Поручить Счетной палате Российской Федерации осуществлять контроль за расходованием средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, в субъектах Российской Федерации.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

     Председатель
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации
          В.И.МАТВИЕНКО

 

Москва

22 февраля 2012 года

N 35-СФ




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»