ПИСЬМО
от 27 октября 2011 года N ПК-02-10/6271
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта
Согласовано с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2011 года N МД-213/19
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации направляет Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса в образовательных учреждениях в области спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, согласованные с Минобрнауки России.
На основании данных рекомендаций прошу вас принять соответствующие решения, позволяющие осуществить оплату труда тренеров-преподавателей и специалистов образовательных государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также других учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Заместитель министра
П.А.Колобков
Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса в образовательных учреждениях в области спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с положениями Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации отнесена к полномочиям и расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации положений ст.144 Трудового кодекса Российской Федерации и обеспечения единообразного подхода при внедрении отраслевой системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов (далее - работники), осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных государственных (муниципальных) учреждениях.
Настоящие Методические рекомендации могут использоваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления при разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих оплату и оценку результативности труда работников образовательных государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также других учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, при условии выполнения требований трудового законодательства по соблюдению нормальной продолжительности рабочего времени.
Система оплаты труда и оценки его результативности для тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса по спорту инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающая размеры должностных окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также с учетом мнения представительного органа работников.
Система оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в спорте инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, направлена на усиление стимулирующей роли выплат за качество и результаты работы. На региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне конкретного учреждения разрабатываются и утверждаются соответствующие нормативные акты, закрепляющие:
- выделение стимулирующей части в фонде оплаты труда;
- порядок участия общественных структур в распределении стимулирующей части оплаты труда;
- критерии и показатели качества и результативности труда работников;
- установление зависимости оплаты труда от количества занимающихся, спортсменов и достигнутых ими спортивных результатов.
Предлагаемая модель системы оплаты труда ориентирована на стимулирование работников в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к повышению:
- уровня своего образования;
- уровня тренерского мастерства;
- уровня эффективности и качества учебно-тренировочного процесса и его методического обеспечения;
- уровня результативности занимающихся, спортсменов.
Система оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов включает:
- рекомендуемые минимальные размеры должностных окладов, ставок по профессиональным квалификационным группам должностей работников образования, работников физической культуры и спорта (далее - ПКГ);
- рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным должностным окладам, ставкам;
- наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера;
- выплаты стимулирующего характера и критерии их установления.
Минимальные размеры должностных окладов, ставок работников по соответствующим ПКГ устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Повышающие коэффициенты к должностному окладу, ставке по соответствующим ПКГ (окладу по занимаемой должности, ставке) устанавливаются работнику с учетом уровня его квалификации (квалификационной категории), профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта работы и других факторов.
В систему повышающих коэффициентов к должностным окладам, ставкам (окладам по занимаемой должности, ставкам) для работников могут входить:
- коэффициент квалификации;
- персональный коэффициент и др.
Повышающие коэффициенты не образуют нового должностного оклада, ставки заработной платы работника и не учитываются при начислении стимулирующих и компенсационных выплат.
Повышающий коэффициент квалификации к должностному окладу, ставке заработной платы (окладу) работника устанавливается с учетом уровня его профессиональной подготовки, компетентности и квалификации.
Размер выплат по повышающему коэффициенту квалификации к должностному окладу (окладу) определяется путем умножения размера должностного оклада работника на повышающий коэффициент.
Размер выплат по повышающему коэффициенту квалификации к ставке заработной платы определяется путем умножения ставки заработной платы с учетом объема фактической педагогической нагрузки на повышающий коэффициент.
Выплаты по повышающему коэффициенту носят стимулирующий характер.
Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации приведены в таблице 1.
Коэффициент квалификации по должностям "спортсмен" и "спортсмен-инструктор" устанавливается в зависимости от показанных спортивных результатов на соревнованиях различного уровня. Рекомендуемые размеры коэффициентов квалификации для должностей "спортсмен" и "спортсмен-инструктор" приведены в таблице 2.
Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации
Показатели коэффициента квалификации | Размер повышающего коэффициента в долях |
За квалификационную категорию: | |
а) высшая категория | до 0,8 |
б) первая категория | до 0,5 |
в) вторая категория | до 0,3 |
(подтвердившие соответствие занимаемой должности) |
Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента квалификации для должностей "спортсмен", "спортсмен-инструктор"
Рекомендуемый размер повышающего коэффициента | ||||
Кандидат в мастера спорта | Мастер спорта России, гроссмейстер России | Мастер спорта России | Мастер спорта России | Мастер спорта России |
до 1 | до 1,5 | до 2 | до 2,5 | до 3,5 |
Персональный повышающий коэффициент к минимальному должностному окладу, ставке (окладу по занимаемой должности, ставке) устанавливается работнику с учетом сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.
Персональный повышающий коэффициент устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
Рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента - до 5. Применение персонального коэффициента к минимальному должностному окладу, ставке (окладу по занимаемой должности, ставке) не образует должностной оклад, ставку и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.
Перечень повышающих коэффициентов может быть дополнен с учетом специфики деятельности конкретных учреждений или их структурных подразделений, а также отдельных должностей (в том числе, коэффициент специфики, коэффициент по должности, коэффициент по уровню образования и др.).
Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с типовой учебно-тренировочной программой подготовки занимающихся, спортсменов.
При отсутствии в утвержденной учебно-тренировочной программе подготовки нормативов по наполняемости учебных групп и максимальному объему учебно-тренировочной нагрузки рекомендуется придерживаться параметров, приведенных в таблице 3. Показатели численности занимающихся могут быть изменены.
Рекомендуемый численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы на этапах спортивной подготовки
Этап многолетней подготовки | Период обучения | Оптимальная наполняемость групп, человек | Максимальный объем учебно- | |||
спортсменов | спорт сле- | спорт глу- | спорт лиц с пораже- | спорт | тренировочной нагрузки (учебных часов за неделю), в т.ч. по индивидуаль- | |
Спортивно- | Весь период | 6 | 12 | 5 | 10 | до 6 |
Начальной | Первый год | 5 | 12 | 5 | 10 | 6 |
подготовки | Второй год и последующие | 5 | 10 | 4 | 9 | 9 |
Учебно- | Первый год | 4 | 9 | 3 | 8 | 12 |
тренировочный | Второй и третий год | 3 | 8 | 3 | 6 | 18 |
Четвертый год и последующие | 3 | 6 | 2 | 5 | 20 | |
Совершенствования | До года | 2 | 4-5 | 2 | 3-4 | 24 (до 6) |
спортивного мастерства | Свыше года | 28 (до 10) | ||||
Высшего спортивного мастерства | Весь период | 2 | 3 | 2 | 3 | 32 (до 12) |
Для учащихся с тяжелыми сочетанными дефектами и поражениями формирование групп по численности осуществляется в индивидуальном порядке.
Недельный режим учебно-тренировочной работы устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки может быть сокращен не более чем на 25%.