Действующий

Концепция комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге "РЖД"

2. Анализ существующих транспортных продуктов контейнерных перевозок холдинга ОАО "РЖД"


В настоящее время на рынке железнодорожных контейнерных перевозок клиентам предоставляются следующие виды транспортных продуктов (рис.1*):

________________

* Здесь и далее рисунки не приводятся. - Примеч. ред.


- одиночные и групповые перевозки контейнеров - осуществляются на все станции, открытые для работы с контейнерами, маршрутная скорость от 75 до 450 км в сутки;

- перевозки в контейнерных поездах между станциями, на которых расположены крупнейшие контейнерные терминалы (в основном экспортно-импортные или транзитные, реже внутренние перевозки) с маршрутной скоростью 800-900 км в сутки;

- "Транссиб за 7 суток" (перспективный транспортный продукт) - ускоренный контейнерный поезд в сообщении Находка - Красное (в планах Марцево - Находка), маршрутная скорость до 1362 км в сутки;

- сопутствующие услуги - терминальная обработка контейнеров и грузов, доставка "до двери" заказчику контейнеров автотранспортом, таможенное оформление, услуги таможенных складов временного хранения, экспедиторские услуги.

Конкуренцию железнодорожным транспортным продуктам контейнерных перевозок составляют:

- автомобильные перевозки - маршрутная скорость 500-700 км в сутки, отправка по готовности, охрана в пути следования, доставка "от двери до двери", тарифы на расстоянии до 1200-2000 км ниже, чем железнодорожные;

- морские перевозки - маршрутная скорость 500-550 км в сутки, маршруты движения в 2-3 раза длиннее железнодорожных маршрутов, стоимость перевозки в 1,5-2,0 раза ниже.

Оценки потребительских свойств железнодорожных контейнерных перевозок со стороны клиентов показали, что ключевыми факторами при выборе железнодорожных контейнерных перевозок являются доступность парка платформ и контейнеров, уровень развития сети терминалов и их оснащение, стоимость комплексной услуги по перевозке грузов в контейнерах, надежность предлагаемого сервиса.

Оценка клиентами степени удовлетворенности стоимостью и качеством услуг компаний холдинга "РЖД" проводилась по пятибалльной шкале (рис.2, 3).

Следует отметить, что в целом уровень удовлетворенности стоимостью услуг значительно выше, чем их качеством. При этом ни по одному из элементов сервиса клиенты не оценили уровень качества услуг выше среднего, что свидетельствует о достаточно низкой степени удовлетворенности уровнем обслуживания контейнерных перевозок холдингом "РЖД". Наиболее проблемными, с точки зрения клиентов, элементами сервиса в сфере перевозок контейнеров холдингом "РЖД" являются стоимость терминальных, логистических и таможенных услуг, качество экспедирования и перевозок.

С учетом данных об удовлетворенности клиентов проведен SWOT-анализ транспортных продуктов (табл.2) и услуг, предлагаемых организациями холдинга "РЖД" в сфере контейнерных перевозок.