Действующий

Концепция комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге "РЖД"

Таблица 2

     
SWOT - анализ конкурентных преимуществ существующих транспортных продуктов


Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

Относительно низкий тариф при перевозках на большие расстояния;

отсутствие реальных альтернатив для некоторых маршрутов перевозок;

высокая маршрутная скорость ускоренных контейнерных поездов, особенно в транзитном сообщении;

эксплуатационные затраты на расстояние перевозок более 1000 км ниже, чем у автотранспорта;

возможность эффективно осуществлять массовые перевозки контейнеров;

разветвленная сеть терминалов для работы с контейнерами и маршрутов перевозок;

Относительно низкая скорость перевозки контейнеров, особенно на расстояния менее 2000 км;

недостаточная ценовая конкурентоспособность при перевозках до 2000 км; высокие динамические нагрузки, создающие риски повреждениям грузов;

неразвитость сервиса "от двери до двери", низкое качество сопутствующих перевозке услуг;

необходимость дополнительных затрат на охрану контейнеров;

относительно слабое таможенное сопровождение грузов;


высокая экологическая эффективность перевозок

сложность в организации курсирования новых контейнерных поездов и организации их формирования/расформирования недостаточная техническая оснащенность терминалов, неготовность терминалов к работе с полносоставными поездами;

необходимость переоформления транспортных документов при международных перевозках;

недостаточная степень интеграции со смежными видами транспорта и портами негибкость и устаревшая методология государственного регулирования тарифов на перевозки;

несогласованность действий компаний холдинга "РЖД"

Возможности

Угрозы

Динамичное развитие внешнеторговых связей, в т.ч. между Европой, Россией, Китаем, странами Таможенного союза;

выравнивание условий конкуренции с автомобильным транспортом при введении платы за проезд тяжеловесных грузовиков;

ужесточение экологических требований в Европе и России, увеличение топливных сборов, рост рыночной стоимости топлива;

перегруженность автодорог в зонах крупных контейнерных терминалов и развитие на территории терминалов железнодорожной инфраструктуры и тыловых сухих портов;

Снижение стоимости новых иностранных автопоездов, рост автопарка;

увеличение бюджетных инвестиций в развитие автодорожной сети при недостатке средств на развитие железнодорожной инфраструктуры;

дефицит парка контейнеров для роста контейнеризации, усиление контроля над парком контейнеров со стороны морских операторов;

увеличение тоннажа контейнерного флота и снижение ставок на морские перевозки контейнеров в международном сообщении;


повышение рисков движения морского транспорта через Суэцкий канал;

расширение применения контейнеров для перевозок грузов различной номенклатуры (металлы, зерно, лесные грузы, продукция химической промышленности, сжиженные газы);

расширение практики применения накладной ЦИМ/СМГС, совершенствование работы таможенных органов;

повышение качества сервиса компаний холдинга "РЖД"

инфраструктурные ограничения для увеличения числа контейнерных поездов и/или повышения скорости их движения;

вследствие потепления климата развитие навигации по северному морскому пути - сокращение сроков доставки контейнеров морем из Азиатско-Тихоокеанского региона в порты Европы до 2 раз;

усиление дисбаланса потока груженых и порожних контейнеров

          

Выводы

  

1. Основными видами транспортных услуг в части контейнерных перевозок, предоставляемых железными дорогами, являются одиночные контейнерные отправки и контейнерные поезда, а также сопутствующие услуги.

2. Удовлетворенность клиентов стоимостью транспортных услуг контейнерных перевозок холдинга "РЖД" средняя, а удовлетворенность качеством оказываемых услуг - ниже среднего.

3. Основными проблемами существующих транспортных продуктов являются:

- относительно низкая маршрутная скорость по большинству осуществляемых перевозок;

- недостаточная ценовая конкурентоспособность перевозок контейнеров на малых и средних расстояниях;

- недостаточный ассортимент и качество сервиса и экспедиторских услуг;

- низкий уровень развития логистической и терминальной инфраструктуры;

- сложность технологического и коммерческого взаимодействия с ОАО "РЖД".

4. Уровень развития технологий контейнерных перевозок и смежных услуг недостаточен и является сдерживающим фактором для реализации потенциала контейнеризации и наращивания объемов транзитных перевозок.

5. Для интенсивного наращивания объемов перевозок контейнеров и обеспечения контейнеризации грузопотоков холдингу "РЖД" необходимы разработка и реализация комплекса организационных, технологических и коммерческих мероприятий и активное вовлечение партнеров в повышение уровня сквозного сервиса и улучшение ценового предложения клиентам.