Таблица 2
| |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 |
Относительно низкий тариф при перевозках на большие расстояния;
отсутствие реальных альтернатив для некоторых маршрутов перевозок;
высокая маршрутная скорость ускоренных контейнерных поездов, особенно в транзитном сообщении;
эксплуатационные затраты на расстояние перевозок более 1000 км ниже, чем у автотранспорта;
возможность эффективно осуществлять массовые перевозки контейнеров;
разветвленная сеть терминалов для работы с контейнерами и маршрутов перевозок; | Относительно низкая скорость перевозки контейнеров, особенно на расстояния менее 2000 км;
недостаточная ценовая конкурентоспособность при перевозках до 2000 км; высокие динамические нагрузки, создающие риски повреждениям грузов;
неразвитость сервиса "от двери до двери", низкое качество сопутствующих перевозке услуг;
необходимость дополнительных затрат на охрану контейнеров;
относительно слабое таможенное сопровождение грузов;
|
высокая экологическая эффективность перевозок
| сложность в организации курсирования новых контейнерных поездов и организации их формирования/расформирования недостаточная техническая оснащенность терминалов, неготовность терминалов к работе с полносоставными поездами;
необходимость переоформления транспортных документов при международных перевозках;
недостаточная степень интеграции со смежными видами транспорта и портами негибкость и устаревшая методология государственного регулирования тарифов на перевозки;
несогласованность действий компаний холдинга "РЖД" |
Возможности | Угрозы |
Динамичное развитие внешнеторговых связей, в т.ч. между Европой, Россией, Китаем, странами Таможенного союза;
выравнивание условий конкуренции с автомобильным транспортом при введении платы за проезд тяжеловесных грузовиков;
ужесточение экологических требований в Европе и России, увеличение топливных сборов, рост рыночной стоимости топлива;
перегруженность автодорог в зонах крупных контейнерных терминалов и развитие на территории терминалов железнодорожной инфраструктуры и тыловых сухих портов; | Снижение стоимости новых иностранных автопоездов, рост автопарка;
увеличение бюджетных инвестиций в развитие автодорожной сети при недостатке средств на развитие железнодорожной инфраструктуры;
дефицит парка контейнеров для роста контейнеризации, усиление контроля над парком контейнеров со стороны морских операторов;
увеличение тоннажа контейнерного флота и снижение ставок на морские перевозки контейнеров в международном сообщении;
|
повышение рисков движения морского транспорта через Суэцкий канал;
расширение применения контейнеров для перевозок грузов различной номенклатуры (металлы, зерно, лесные грузы, продукция химической промышленности, сжиженные газы);
расширение практики применения накладной ЦИМ/СМГС, совершенствование работы таможенных органов;
повышение качества сервиса компаний холдинга "РЖД"
| инфраструктурные ограничения для увеличения числа контейнерных поездов и/или повышения скорости их движения;
вследствие потепления климата развитие навигации по северному морскому пути - сокращение сроков доставки контейнеров морем из Азиатско-Тихоокеанского региона в порты Европы до 2 раз;
усиление дисбаланса потока груженых и порожних контейнеров |
Выводы
1. Основными видами транспортных услуг в части контейнерных перевозок, предоставляемых железными дорогами, являются одиночные контейнерные отправки и контейнерные поезда, а также сопутствующие услуги.
2. Удовлетворенность клиентов стоимостью транспортных услуг контейнерных перевозок холдинга "РЖД" средняя, а удовлетворенность качеством оказываемых услуг - ниже среднего.
3. Основными проблемами существующих транспортных продуктов являются:
- относительно низкая маршрутная скорость по большинству осуществляемых перевозок;
- недостаточная ценовая конкурентоспособность перевозок контейнеров на малых и средних расстояниях;
- недостаточный ассортимент и качество сервиса и экспедиторских услуг;
- низкий уровень развития логистической и терминальной инфраструктуры;
- сложность технологического и коммерческого взаимодействия с ОАО "РЖД".
4. Уровень развития технологий контейнерных перевозок и смежных услуг недостаточен и является сдерживающим фактором для реализации потенциала контейнеризации и наращивания объемов транзитных перевозок.
5. Для интенсивного наращивания объемов перевозок контейнеров и обеспечения контейнеризации грузопотоков холдингу "РЖД" необходимы разработка и реализация комплекса организационных, технологических и коммерческих мероприятий и активное вовлечение партнеров в повышение уровня сквозного сервиса и улучшение ценового предложения клиентам.