5.1. Организация работ по ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами осуществляется в соответствии с требованиями Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных МПС России 25 ноября 1996 года N ЦМ-407 и введенных в действие указанием МПС России от 5 августа 1998 года N 239у.
5.2. Порядок вызова и доставки работников, задействованных в ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами, порядок доставки средств индивидуальной защиты, а также других материалов к месту работ устанавливается местными инструкциями, утвержденными заместителем начальника железной дороги по региону.
5.3. При возникновении ситуации, представляющей угрозу населению и территории, руководитель работ назначается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, установленным Правительством Российской Федерации, по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления территории.
5.4. Указания и распоряжения руководителя работ в части организации и обеспечения безопасного выполнения работ по ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами подлежат безусловному выполнению всеми предприятиями и подразделениями, участвующими в этих работах.
5.5. Запрещается приступать к ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами до получения полной информации о способах и средствах устранения опасности, а также целевого инструктажа о безопасном ведении аварийно-восстановительных работ начальника восстановительного поезда (руководителя привлекаемого формирования) руководителем работ. Целевой инструктаж должен содержать:
1) Основные свойства и виды опасности груза.
2) Взрыво- и пожароопасность груза.
3) Опасность для человека.
4) Необходимые средства индивидуальной защиты.
5) Необходимые действия: общего характера; при утечке, разливе; россыпи и развале; при пожаре,
6) Способы нейтрализации,
7) Меры первой помощи пострадавшим.
5.6. Целевой инструктаж остальных работников, участвующих в ликвидации, проводится соответствующими руководителями (начальником восстановительного поезда, руководителем привлекаемого формирования) с записью в Журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.
5.7. Ответственность за выполнение установленных руководителем работ мер безопасности личным составом подразделений, предприятий, участвующих в ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами, несут руководители этих подразделений и предприятий.
5.8. В необходимых случаях заместитель начальника железной дороги по региону обязан организовать прибытие на место происшествия специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных служб региона.
5.9. Управления железных дорог в пределах своего региона заблаговременно согласовывают с территориальными органами МЧС России перечень предприятий, имеющих аварийные службы или соответствующих специалистов, которые могут привлекаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, номенклатура которых также согласовывается.
Перечень этих предприятий утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по представлению управлений железных дорог.
5.10. Действия работников железной дороги и привлеченных формирований при ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами должны быть максимально оперативными и проводиться с учетом свойств грузов (пожарная опасность, опасность взрыва, токсичность, загрязнение окружающей среды, окисляющее воздействие и др.) с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и Правилами перевозок опасных грузов, а также в порядке, изложенном в аварийных карточках на опасные грузы,
5.11. Отправление восстановительных поездов железных дорог к месту схода с рельсов подвижного состава с опасными грузами осуществляется в порядке, указанном в разделах 2 и 3 настоящих Инструктивных указаний.
5.12. Подвижной состав и технические средства, используемые при ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами, а также техника, подлежащая ремонту, по окончанию работ должны быть подвергнуты обмывке, а при необходимости и обеззараживанию.