ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 декабря 2011 года N 2792р

     
Об утверждении и вводе в действие Инструктивных указаний по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги"



В целях установления на железных дорогах открытого акционерного общества "Российские железные дороги" единых требований по оповещению причастных лиц, вызову, отправлению и продвижению восстановительных поездов к месту железнодорожного транспортного происшествия, порядку ведения работ по ликвидации его последствий, в том числе при аварийных ситуациях с опасными грузами:

1. Утвердить прилагаемые Инструктивные указания по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги" (далее - Инструктивные указания) и ввести в действие с 1 января 2012 года.

2. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 8 июня 2006 года N 1153р "Об утверждении и вводе в действие Инструктивных указаний по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги".

3. Начальникам департаментов, филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД":

3.1. Довести настоящее распоряжение до всех причастных работников.

3.2. Организовать изучение вышеуказанных Инструктивных указаний с принятием зачетов в установленном порядке.

4. Начальникам железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" организовать приведение в соответствие с требованиями Инструктивных указаний местных инструкций, схем оповещения и других нормативных документов, касающихся ликвидации последствий железнодорожных транспортных происшествий и доложить в срок до 1 марта 2012г. о проведенной работе в Департамент безопасности движения.

5. Контроль за исполнением требований данного распоряжения оставляю за собой.

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.Г.Тишанин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 26 декабря 2011 года N 2792Р

     

Инструктивные указания по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги"

1. Общие положения

1.1. Инструктивные указания по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "Российские железные дороги" (далее - Инструктивные указания) устанавливают основные требования по оповещению причастных лиц, вызову, отправлению и продвижению восстановительных поездов к месту железнодорожного транспортного происшествия, порядку ведения работ по ликвидации его последствий, в том числе при аварийных ситуациях с опасными грузами, в целях быстрейшего открытия прерванного движения поездов и минимизации ущерба от последствий данного происшествия.

1.2. В настоящих Инструктивных указаниях применяются следующие основные термины и сокращения:

- железнодорожное транспортное происшествие - событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц (далее - происшествие);

- восстановительный поезд - специальное формирование ОАО "РЖД", предназначенное для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера;

- аварийно-восстановительные работы - работы, проводимые в целях ликвидации последствий транспортных происшествий, а также происшествий природного и техногенного характера на инфраструктуре ОАО "РЖД";

- восстановительные силы и средства - силы и средства территориальных подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО "РЖД", а также дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД", предназначенные или привлекаемые для выполнения аварийно-восстановительных работ;

- опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения, либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде;

- аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с возгоранием, утечкой, просыпанием опасного груза, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей и животных; опасным последствиям для природной среды; а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами;

- ДАВС - дирекция аварийно-восстановительных средств - структурное подразделение железной дороги;

- ДЦС - центр организации работы железнодорожных станций - структурное подразделение дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД";

- ДЦУП - диспетчерский центр управления перевозками дирекций управления движением - структурных подразделений Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД";

- МЧ - механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД";

- НУЗ ОАО "РЖД" - негосударственное учреждение здравоохранения ОАО "РЖД";

- РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- РЦБ - региональный центр безопасности - структурное подразделение ОАО "РЖД";

- ЦБЗ - Департамент безопасности ОАО "РЖД";

- ЦД - Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД";

- ЦДИ - Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД"

- ЦУЭД - Центр управления эксплуатационной деятельностью Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД";

- ЦРБ - Департамент безопасности движения ОАО "РЖД";

- ЦСС - Центральная станции связи - филиал ОАО "РЖД";

- ЦУТСС - центр управления технологической сетью связи;

- ЦТУ - отдел технического управления сетями связи;

- ЦТО - центр технического обслуживания;

- ЦЧС - Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями - структурное подразделение ОАО "РЖД";

- ФГП "ВО ЖДТ России" - Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации".

1.3. Настоящие Инструктивные указания разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом и действующими нормативными актами ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") и распространяются на всех работников ОАО "РЖД", привлекаемых по кругу своих служебных обязанностей к проведению аварийно-восстановительных работ.

1.4. Ответственность за обеспечение четкого и своевременного выполнения установленного регламента действий работниками, участвующими в аварийно-восстановительных работах, возлагается на указанных работников.

1.5. Ответственность за общее руководство и организацию работ по ликвидации последствий аварийных ситуаций возлагается на заместителей начальников железных дорог по регионам.

1.6. Руководители территориальных подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО "РЖД", а также дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" в процессе ликвидации последствий аварийных ситуаций оперативно подчиняются заместителю начальника железной дороги по региону в рамках создаваемого регионального оперативного штаба по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Порядок создания регионального оперативного штаба указан в разделе 4 настоящих Инструктивных указаний.

1.7. Взаимодействие с руководителями территориальных подразделений дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" по вопросам участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия ОАО "РЖД" с зависимыми и дочерними обществами по вопросам обеспечения безопасности движения поездов, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 5 октября 2007 года N 1950р, и заключенными соглашениями.

1.8. Взаимодействие железных дорог с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) осуществляется на основании регламентов взаимодействия, разрабатываемых железными дорогами в соответствии с требованиями распоряжения ОАО "РЖД" от 29 сентября 2011 года N 2112р "Об утверждении типового регламента взаимодействия железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" с региональными центрами МЧС России и управлениями на транспорте МВД России по федеральным округам по ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте".

1.9. Взаимодействие железных дорог с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) по организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ОАО "Российские железные дороги" от 1 августа 2007 года N 6/826 (распоряжение ОАО "РЖД" от 13 августа 2007 года N 1522р).

1.10. Ответственность за постоянную готовность восстановительных поездов к выезду и проведению работ, техническую оснащённость и материально-техническое обеспечение, а также за оперативность и качество организации и выполнения работ с использованием привлекаемых восстановительных поездов возлагается на начальников ДАВС железных дорог.

1.11. На основе настоящих Инструктивных указаний железные дороги разрабатывают необходимые инструкции и другие нормативные документы (включая схемы оповещения) с учетом особенностей организационной работы по восстановлению прерванного движения поездов, местных условий и технического оснащения восстановительных поездов, а также устанавливают порядок взаимодействия с органами управления, силами и средствами территориальной подсистемы РСЧС, органами Роспотребнадзора и другими организациями, привлекаемыми к аварийно-восстановительным работам.

2. Порядок передачи информации о сходе с рельсов подвижного состава и вызова восстановительного поезда, других сил и средств на ликвидацию последствий происшествия

2.1. Передача информации о происшествии осуществляется в соответствии со схемой оповещения, утверждаемой начальником железной дороги.

2.2. В случаях схода с рельсов подвижного состава на перегоне или на станции локомотивная бригада обязана действовать согласно требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, приказам и распоряжениям ОАО "РЖД", управлений железных дорог.

При докладе дежурному по железнодорожной станции или диспетчеру поездному о произошедшем сходе локомотивная бригада должна сообщить: на каком пути, километре, пикете, стрелочном переводе находится голова поезда, а также дать максимально возможную информацию (полученную при осмотре места схода) о наличии пострадавших, расположении и степени повреждения подвижного состава, количестве сошедших вагонов, развале или разливе груза, наличии габарита по соседнему пути, повреждениях пути, контактной сети, других сооружений и устройств железной дороги.

2.3. Каждый работник железнодорожного транспорта в случае обнаружения схода с рельсов подвижного состава или другого происшествия природного или техногенного характера на инфраструктуре ОАО "РЖД", создающего угрозу безопасности движения, причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц должен незамедлительно сообщить об этом с использованием любого вида связи дежурному по ближайшей железнодорожной станции, ограничивающей перегон, дежурному по переезду или дежурному персоналу ближайшего предприятия железнодорожного транспорта.

2.4. Дежурный по железнодорожной станции, получив информацию от локомотивной бригады или других работников железной дороги о нарушении безопасности движения немедленно сообщает ее диспетчеру поездному и начальнику станции или лицу, его замещающему.

2.5. Диспетчер поездной при получении от локомотивной бригады, дежурного по железнодорожной станции или другого должностного лица сообщения о происшествии обязан:

- немедленно сообщить дорожному диспетчеру (по району управления) ДЦУП и энергодиспетчеру дистанции электроснабжения;

- известить дежурных по железнодорожным станциям, начальников станций и машинистов поездов, находящихся на этом перегоне;

- закрыть перегон для движения поездов и прекратить отправление поездов на закрытый перегон;

- обеспечить беспрепятственное продвижение восстановительных поездов, в том числе с учетом их габаритов, пожарных поездов и других аварийных формирований в район восстановительных работ;

- своевременно подготовить ближайшие к месту восстановительных работ станции и участки для беспрепятственного продвижения восстановительных и пожарных поездов, а также других аварийно-восстановительных формирований;

- после завершения восстановительных работ передать дежурным по железнодорожным станциям и всем причастным приказ об открытии (возобновлении) движения поездов на ранее закрытом перегоне.

2.6. Дорожный диспетчер (по району управления) ДЦУП, получив от диспетчера поездного сообщение о происшествии обязан:

1) доложить о нем старшему дорожному диспетчеру ДЦУП;

2) немедленно отдать приказы:

- диспетчеру поездному об отправлении восстановительных, а при необходимости пожарных поездов и аварийно-восстановительных дрезин района контактной сети (при местонахождении восстановительных поездов в границах его района управления);

- старшим по смене телефонистам ручных телефонных станций, обслуживающим данные восстановительные поезда об оповещении работников восстановительных поездов и других причастных работников согласно утвержденным спискам;

- старшим смены ЦТУ дирекции связи и ЦТО регионального центра связи - об организации связи с местом схода подвижного состава;

3) оповестить через телефонистку телефонного узла членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, других должностных лиц, назначенных ответственными за организацию восстановительных работ в районе управления согласно утвержденным спискам;

4) контролировать отправление и беспрепятственное продвижение восстановительных и пожарных поездов, других аварийных формирований в район восстановительных работ. При отключении контактной сети обеспечить подвод достаточного количества тепловозов.

2.7. Диспетчер дорожный локомотивный ДЦУП обязан обеспечить выделение потребного количества локомотивов для отправления восстановительных поездов в течение 15 минут с момента получения оперативного приказа.

2.8. Старший диспетчер дорожный (руководитель смены) ДЦУП после получения информации от диспетчера дорожного (по району управления) обязан:

1) информировать начальника железной дороги, заместителя начальника железной дороги - главного ревизора по безопасности движения поездов, заместителя начальника железной дороги - начальника дирекции инфраструктуры, начальника ДАВС, главного диспетчера ЦУЭД, начальника регионального центра безопасности, начальника службы корпоративных коммуникаций органа управления железной дороги, начальника смены ЦЧС - не позднее 15 минут устно по телефону и 2 часов письменно (по факсимильной или электронной связи).

В случае необходимости, когда последствия нарушения безопасности движения поездов несут угрозу жизни и здоровью пассажиров, персонала ОАО "РЖД" и населения, сообщить оперативному дежурному территориального управления МЧС России и начальнику (оперативному дежурному) региональной дирекции медицинского обеспечения на железной дороге;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»