ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 января 2012 года N ОА-4-13/85@
О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения
Федеральная налоговая служба в целях реализации главы 14.6 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в связи с многочисленными вопросами, поступающими от налогоплательщиков, информирует о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения (далее также - Соглашение).
При рассмотрении вопросов, связанных с заключением Соглашений, ФНС России будет руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), договорами (соглашениями) об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, иными федеральными законами и актами законодательства о налогах и сборах, разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что вопросы налогового контроля за ценообразованием в большинстве случаев затрагивают внешнеторговые сделки, ФНС России при заключении Соглашений будет придерживаться общепринятых в международной практике принципов заключения таких соглашений, в частности содержащихся в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Руководство ОЭСР).
Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения представляет собой соглашение между налогоплательщиком и ФНС России о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 105.20 Кодекса возможно заключение следующих видов Соглашений:
- Соглашения между налогоплательщиком и ФНС России (пункт 1 статьи 105.20 Кодекса);
- Соглашения между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков), совершающими однородные контролируемые сделки, и ФНС России (пункт 3 статьи 105.20 Кодекса);
- Соглашения между налогоплательщиком, ФНС России и уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении такого Соглашения в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 105.20 Кодекса).
С целью обеспечения единообразного понимания терминов, связанных с различными видами Соглашений, ФНС России далее в настоящем письме использует терминологию согласно Руководству ОЭСР, а именно:
- термин "одностороннее соглашение" используется для любых соглашений, которые заключаются без участия компетентных органов исполнительной власти иностранного государства;
- термин "двустороннее соглашение" используется для соглашений, заключаемых с участием органа исполнительной власти иностранного государства соответственно.
Соглашение является широко используемым в мировой практике инструментом, который может способствовать разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих при реализации законодательства об определении цен для целей налогообложения. При этом выработка согласованной позиции происходит на принципах равной информированности сторон, открытости и взаимного доверия.
Заключение Соглашения позволяет налогоплательщикам и налоговым органам:
- согласовать позиции относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок), в том числе еще до их совершения;
- минимизировать возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения.
Также следует отметить, что при условии соблюдения положений заключенного Соглашения налогоплательщик может с более высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками, и снизить риски возможного применения санкций, предусмотренных статьей 129.3 Кодекса.
Таким образом, заключение Соглашения может позволить налогоплательщикам сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить административную нагрузку, связанную с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства.
В соответствии с положениями главы 14.6 Кодекса обратиться в ФНС России с заявлением о заключении Соглашения вправе только российская организация - налогоплательщик, отнесенный в соответствии со статьей 83 Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков. Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н и приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@.
Каждое обращение налогоплательщика о заключении Соглашения рассматривается ФНС России на предмет соответствия требованиям, установленным Кодексом. Факты, изложенные в Соглашении, должны быть обоснованы и документально подтверждены, а соответствующие документы в случае необходимости представлены по запросу налогового органа.
Следует отметить, что сам по себе факт осуществления крупнейшим налогоплательщиком контролируемых сделок не является основанием для заключения Соглашения. Во многих случаях налогоплательщику целесообразно и достаточно вести документацию по выполнению требований законодательства, регулирующего определение цен для целей налогообложения, в установленном Кодексом порядке.
Так, если временные и трудовые затраты, связанные с процессом заключения Соглашения, выше, чем затраты на осуществление традиционных мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения (подготовка уведомлений, документации об определении цен для целей налогообложения и т.п.), выбор методологии определения цен для целей налогообложения является очевидным, а информация, используемая для целей применения методологии, является точной и достоверной, заключение Соглашения может быть признано налогоплательщиком нецелесообразным.
Заключение Соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон, стороны Соглашения не могут быть понуждены к его заключению.
При заключении Соглашения ФНС России будет исходить из того, что предлагаемая методология определения цен для целей налогообложения обеспечивает исполнение положений пункта 1 статьи 105.3 Кодекса, согласно которым, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
В случае если при рассмотрении заявления о заключении Соглашения выявлена информация, в частности, указывающая на наличие рисков уклонения от уплаты налогов, заключение такого Соглашения ФНС России будет признано необоснованным.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до сведения крупнейших налогоплательщиков.
Заключение, проверка исполнения и прекращение соглашения о ценообразовании
С целью оценки целесообразности обращения с заявлением о заключении Соглашения, обеспечения его более качественной подготовки, сокращения сроков рассмотрения заявления, а также для уточнения требований ФНС России к составу и содержанию документов и материалов, необходимых для заключения Соглашения, налогоплательщик может обратиться в ФНС России для предварительного обсуждения основных положений Соглашения.
Во время предварительного обсуждения налогоплательщик может в виде презентации или в иной удобной форме изложить:
сущность и фактические обстоятельства контролируемой сделки, которая может являться предметом Соглашения;
описание хозяйственной деятельности сторон контролируемой сделки, налоговыми резидентами каких государств они являются, являются ли стороны контролируемой сделки взаимозависимыми, характер взаимозависимости;
предполагаемую методологию определения цен для целей налогообложения, источники информации и иные сведения, которые налогоплательщик посчитает необходимым указать.
Предварительное обсуждение процесса заключения и основных положений Соглашения между налогоплательщиком и налоговой администрацией широко используется в международной практике и входит в список рекомендаций, содержащихся в Руководстве ОЭСР (приложение к Главе IV "Рекомендации по заключению предварительных соглашений о ценообразовании в соответствии с взаимосогласительными процедурами"). Более подробно с материалами по данному вопросу можно ознакомиться на официальном сайте ОЭСР (текст на английском языке доступен по адресу http://www.oecd.org).
Для организации предварительного обсуждения необходимо направить письмо в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России посредством электронной почты, факсимильной связи или почтовым отправлением. Необходимая контактная информация доступна на официальном сайте ФНС России в разделе "Трансфертное ценообразование" по адресу http://www.nalog.ru/mnsrus/transfer/.
В заголовке письма указывается: "Предварительное обсуждение соглашения о ценообразовании". В тексте письма также необходимо указать контактные данные лиц, которые примут участие в предварительном обсуждении, а именно: наименование организации, ФИО и должность контактного лица, телефон и адрес электронной почты, документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в обсуждении.
По результатам предварительного обсуждения ФНС России может уведомить налогоплательщика о своей позиции относительно целесообразности подачи заявления о заключении Соглашения, а также о своей оценке временных затрат, необходимых для заключения конкретного Соглашения.
Независимо от позиции ФНС России налогоплательщик сохраняет право обратиться с официальным заявлением о заключении такого Соглашения.
Рекомендованная форма заявления о заключении Соглашения приведена в Приложении 2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.22 Кодекса к заявлению налогоплательщика о заключении Соглашения, представляемому налогоплательщиком в ФНС России, прилагаются:
1. Проект Соглашения (в Приложении 3 приведена примерная структура Соглашения);
2. Документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить Соглашение;
3. Копии учредительных документов налогоплательщика;
4. Копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;
5. Копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации;
6. Бухгалтерская отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;
7. Документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении Соглашения (далее - государственная пошлина).
Реквизиты для перечисления государственной пошлины размещаются на сайте ФНС России.
8. Иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении Соглашения.
В Приложении 4 приведены рекомендации относительно информации, необходимой для заключения Соглашения, представления и оформления документов.
Заявление о заключении Соглашения и прилагаемая документация направляются в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России посредством вручения документов по описи либо почтовым отправлением по адресу места нахождения ФНС России.
В связи с тем, что как возможность заключения Соглашения, так и продолжительность данного процесса в значительной степени зависят от полноты и качества предоставленной налогоплательщиком информации, чрезвычайно важным является готовность налогоплательщика, обратившегося с заявлением о заключении Соглашения, своевременно предоставлять информацию и пояснения, имеющие значение для целей Соглашения.
В случае, если по каким-либо причинам после направления заявления налогоплательщик посчитает заключение Соглашения нецелесообразным, налогоплательщик может добровольно отозвать свое заявление. При этом государственная пошлина, уплаченная за рассмотрение заявления, не возвращается.
После получения заявления о заключении Соглашения и прилагаемой к нему документации ФНС России создает рабочую группу и уведомляет об этом налогоплательщика. После первоначального ознакомления с заявлением о заключении Соглашения ФНС России уведомляет налогоплательщика о необходимости организации обсуждения проекта Соглашения и (или) о представлении дополнительной информации.
Совместное обсуждение проекта Соглашения членами рабочей группы ФНС России и уполномоченными представителями налогоплательщика (полномочия представителей налогоплательщика подтверждаются соответствующей доверенностью) происходит по месту нахождения ФНС России.
На этапе обсуждения проекта Соглашения важным является полнота, достоверность и своевременность представления налогоплательщиком дополнительной информации, необходимой для заключения Соглашения.
Рассмотрение проекта Соглашения должно быть завершено в срок, не превышающий шести месяцев со дня получения документов ФНС России. Указанный срок может быть продлен до девяти месяцев.
В соответствии с пунктом 2 статьи 105.20 Кодекса налогоплательщик может обратиться с заявлением о заключении двустороннего соглашения, то есть соглашения с участием уполномоченного органа исполнительной власти государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.
Для повышения эффективности процесса заключения Соглашения с участием уполномоченного органа исполнительного органа иностранного государства, учитывая различия в сроках рассмотрения обращений, второй стороне сделки - иностранной компании рекомендуется также начать соответствующую процедуру заключения Соглашения с представителями уполномоченного органа исполнительной власти данного иностранного государства. Подобная одновременная подача документов всеми участниками сделки в соответствующие органы исполнительной власти отвечает рекомендациям ОЭСР и является сложившейся мировой практикой. Также возможно заключение международных соглашений с несколькими иностранными государствами по аналогичной схеме.
По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком, ФНС России выносит одно из следующих решений:
решение о заключении Соглашения;
мотивированное решение об отказе от заключения Соглашения;
решение о необходимости доработки проекта Соглашения.
Соответствующее решение о заключении Соглашения (об отказе от заключения Соглашения, о необходимости доработки проекта Соглашения) с указанием места, даты и времени подписания Соглашения в случае принятия решения о заключении Соглашения направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты принятия такого решения.
Копия Соглашения, заключенного с налогоплательщиком, направляется ФНС России в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.
В случае вынесения решения о необходимости доработки проекта Соглашения, налогоплательщик вправе после доработки проекта Соглашения, устранения замечаний и предоставления дополнительной информации обратиться с повторным заявлением о заключении Соглашения. В Приложении 2 приведена соответствующая форма такого заявления.