РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 ноября 2011 года N 1989-р
[О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 2146-р]
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 2146-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 765).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 2146-р
1. В пункте 1 слова "Программу деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2015 годы)" заменить словами "Программу деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2019 годы)".
2. Программу деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2015 годы), утвержденную указанным распоряжением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2009 года N 2146-р
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 14 ноября 2011 года N 1989-р)
Программа деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2019 годы)
Введение
Настоящая Программа определяет основные направления, индикаторы и целевые показатели развития Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2019 годы) (далее соответственно - Программа, Государственная компания).
Программа включает в себя основные мероприятия по строительству и реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, находящихся (подлежащих передаче) в доверительном управлении Государственной компании, определяет очередность и сроки их реализации, необходимый объем работ, источники финансирования, а также содержит показатели и целевые индикаторы ожидаемых результатов деятельности Государственной компании на 2010-2019 годы.
I. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы - создание условий для обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности отраслей экономики и улучшения качества жизни населения за счет формирования сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, обеспечивающих спрос на перевозки с требуемыми показателями скорости, надежности, безопасности и ценовой доступности для потребителей.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
проведение комплекса работ по строительству и реконструкции автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, связывающих гг.Москву и Санкт-Петербург, центральные регионы России с морскими портами Балтийского и Черного морей, а также обеспечивающих выход на дорожную сеть Республики Белоруссия и Украины;
поэтапное формирование новых международных автодорожных маршрутов;
проведение работ по проектированию, подготовке территории, строительству и реконструкции приоритетных участков автомобильных дорог общего пользования для организации их эксплуатации на платной основе;
обеспечение соответствия транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании, нормативным требованиям;
создание многофункциональных зон дорожного сервиса (зон комплексного обслуживания пользователей и размещения объектов дорожного сервиса, включающих площадки отдыха, специально отведенные места для курения, туалетные комнаты, заправочные станции, автомойки, ремонтные мастерские, объекты общественного питания и торговли, мотели, пункты медицинской помощи и другие зоны, обеспечивающие комплекс услуг для пользователей автомобильных дорог, включая услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей, питанию, отдыху и прочие услуги) исходя из прогнозируемого роста интенсивности дорожного движения на автомобильных дорогах, находящихся в доверительном управлении Государственной компании.
Решение перечисленных задач необходимо для обеспечения инновационного развития экономики России. Автомобильные дороги, на которых предусмотрен основной объем работ, характеризуются наибольшим спросом на передвижения, связывают территории, где проживает большая часть населения страны и сосредоточены базовые предприятия многих отраслей экономики, нуждающиеся в ускорении товародвижения, снижении транспортной составляющей в конечной цене продукции и повышении конкурентоспособности.
II. Мероприятия Программы и показатели ее реализации
Срок реализации Программы - 2010-2019 годы. Программа рассматривается в качестве 1-го этапа реализации долгосрочной стратегии по созданию национальной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог в Российской Федерации.
Целевые показатели Программы соотносятся с целевыми показателями подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848, с учетом продления этой программы до 2019 года. Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.
Мероприятия Программы сгруппированы по направлениям деятельности Государственной компании:
организация строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании;
доверительное управление автомобильными дорогами Государственной компании;
организация собственной (иных видов) деятельности Государственной компании.
Для обеспечения функционирования Государственной компании предусматривается ежегодное внесение имущественного взноса Российской Федерации на содержание Государственной компании, а также на финансирование расходов по уплате арендной платы за земельные участки и проведение кадастровых работ в отношении автомобильных дорог и земельных участков Государственной компании. Внесение имущественного взноса обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию в 2010-2019 годах приведен в приложении N 2. Размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Государственное софинансирование дорожных работ, выполняемых на автомобильных дорогах, находящихся в доверительном управлении Государственной компании, осуществляется путем предоставления субсидий из федерального бюджета. Субсидии выделяются ежегодно на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании и на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании. Размер субсидий из федерального бюджета, предоставляемых Государственной компании на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами и на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог, приведен в приложении N 3. Предоставление в установленном порядке субсидий на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами, а также субсидий на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда. Размер субсидий из федерального бюджета, предоставляемых Государственной компании, подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Мероприятия по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривают обеспечение подготовки документации по планировке территории и проектированию дорожных объектов, проведение кадастровых работ, резервирование земель и изъятие земельных участков для размещения автомобильных дорог Государственной компании, строительство автомагистралей и скоростных автомобильных дорог общего пользования федерального значения, реконструкцию перегруженных движением участков автомобильных дорог, включая реализацию проектов по заключенным концессионным соглашениям, а также создание новых международных автодорожных маршрутов. При реализации проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства в состав указанных мероприятий включается разработка финансово-экономических обоснований (бизнес-планов), технико-экономических обоснований, транспортных моделей, конкурсной и контрактной документации для проведения конкурсов на право заключения долгосрочных комплексных контрактов, концессионных и инвестиционных соглашений.
За программный период планируется провести комплекс работ по строительству и реконструкции, а также по проектированию, подготовке территории следующих автомагистралей и скоростных автомобильных дорог для организации их эксплуатации на платной основе:
М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска;
М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест);
М-11 строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург;
М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев);
А-113 строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область);
автомобильные дороги для обеспечения комплексного развития Новороссийского транспортного узла;
скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань (на участке обхода гг.Балашиха и Ногинск).
Приведение параметров автомобильной дороги М-4 "Дон" в соответствие с прогнозируемой интенсивностью движения и нормативными требованиями планируется путем реконструкции соответствующих участков дороги с доведением количества полос до 4 в обоих направлениях, а также строительства обходов населенных пунктов, через которые она проходит в настоящее время.
Помимо использования классических контрактных схем в виде договоров подряда на строительство (реконструкцию) участков дороги (с применением гарантийных удержаний), при реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон" планируется заключение концессионных соглашений (по схеме контрактов жизненного цикла) и комплексных долгосрочных контрактов с привлечением внебюджетного финансирования строительства (реконструкции), ремонта и содержания участков дороги.
С целью внедрения современных систем сбора платы за проезд предусматривается заключение операторских контрактов, которые будут включать работы по комплексному обустройству участков автомобильной дороги, созданию и эксплуатации системы взимания платы с привлечением инвестиций операторов.
В настоящее время ведется строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь", которое осуществляется на основе концессионного соглашения, реализуемого при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Для приведения остальных участков автомобильной дороги М-1 "Беларусь" в соответствие с нормативными требованиями планируется заключение контракта (контрактов) жизненного цикла на проектирование, строительство и реконструкцию, ремонт и содержание автомагистрали (участков автомагистрали) и создание системы взимания платы за проезд по ней.
Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург предусматривается с использованием различных механизмов государственно-частного партнерства. В настоящее время ведется строительство 1-го участка автомобильной дороги км 15 - км 58 на основе концессионного соглашения, предусматривающего сбор платы в пользу концессионера. По аналогичной концессионной схеме планируется строительство участка км 58 - км 149 в обход гг.Солнечногорск и Клин. Остальные участки автомобильной дороги планируются для строительства с использованием схемы контракта жизненного цикла либо комплексного долгосрочного контракта. По этой же схеме планируется строительство и эксплуатация Центральной кольцевой автомобильной дороги (Московская область).
Операторские контракты, как правило, планируется заключать на срок не более 10 лет. Инвестированные оператором средства будут постепенно возвращаться Государственной компанией в течение срока действия контракта. Дополнительно оператору будет выплачиваться определенный процент доходности на вложенный капитал. Финансовый механизм реализации операторского контракта предполагает, что все поступления от сбора платы за проезд транспортных средств будут перечисляться оператором Государственной компании, а Государственная компания будет оплачивать выполняемые оператором работы (услуги) по установленным в результате проведения конкурса стоимостным показателям (расценкам). Чтобы мотивировать оператора к максимизации выручки и применению технологически эффективных решений, контрактом может предусматриваться система бонусов (премирования оператора) за обеспечение получения доходов сверх плановых показателей, установленных операторским контрактом.
В рамках схемы контракта жизненного цикла исполнитель (концессионер) осуществляет полный цикл работ по проектированию, строительству (реконструкции) автомобильной дороги, осуществляет ее эксплуатацию (включая ремонт и содержание) в течение срока действия контракта, а также обеспечивает полное либо частичное финансирование проектирования и строительства (реконструкции) автомобильной дороги за счет собственных и заемных средств.
Обязательства исполнителя предусматривают обеспечение соответствия построенной автомобильной дороги заданным транспортно-эксплуатационным показателям в течение всего срока действия контракта (жизненного цикла объекта).
Обязательства Государственной компании предусматривают возмещение расходов исполнителя на эксплуатацию автомобильной дороги в форме эксплуатационных платежей, а также поэтапный возврат средств, вложенных исполнителем на стадии строительства (реконструкции), с предусмотренной нормой доходности на вложенный капитал. При этом размер такой доходности будет варьироваться в зависимости от достижения установленных целевых транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги.
Реализация контрактов жизненного цикла позволит создать механизм, обеспечивающий ответственность и мотивированность исполнителя на достижение максимально качественных результатов на всех этапах реализации проекта (стадии проектирования, строительства (реконструкции) и эксплуатации). Заключение контрактов жизненного цикла планируется на срок от 20 до 35 лет.
Комплексные долгосрочные контракты планируется заключать для выполнения компанией-исполнителем полного объема работ по строительству (реконструкции) и содержанию автомобильной дороги. Заключение комплексных долгосрочных контрактов позволяет оптимизировать объем финансирования объекта как за счет снижения административных и накладных расходов при объединении стадий строительства (реконструкции) и эксплуатации, так и за счет оптимизации издержек на стадии эксплуатации объекта за счет увеличения межремонтных сроков, что становится возможным благодаря более качественному выполнению работ на стадии строительства (реконструкции) объекта. Минимальный срок долгосрочного контракта - 15 лет.
Рост международной торговли предопределяет необходимость создания сети скоростных автомобильных дорог на наиболее загруженных транспортными потоками направлениях международных транспортных коридоров, обеспечивающих подходы к морским портам и автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации. В связи с этим в Программе предусматривается проведение работ по подготовке технико-экономических обоснований развития новых международных автодорожных маршрутов, разработке проектной документации для строительства и реконструкции приоритетных участков автомобильных дорог, подготовке территории, а также осуществление строительства.
Кроме того, Государственная компания планирует реализацию ряда инвестиционно привлекательных проектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. К ним относятся проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, входящих в состав международных и межрегиональных транспортных коридоров, а также проекты строительства обходов городов, мостовых переходов и других искусственных сооружений.
Объем финансирования деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании приведен в приложении N 4.
Протяженность участков автомобильных дорог Государственной компании, введенных в эксплуатацию в результате осуществления мероприятий по строительству и реконструкции, с учетом объектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, приведена в приложении N 5. Протяженность платных участков автомобильных дорог Государственной компании приведена в приложении N 6.
Описание инвестиционных проектов Программы приведено в приложении N 7.
Обеспечение финансовых обязательств Государственной компании приведено в приложении N 8. Показатели привлекаемого заемного финансирования, включая размер процентных ставок по кредитам и размер купонных выплат по облигационным займам, будут ежегодно уточняться с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и уровня инфляции.
Предоставление государственной гарантии Российской Федерации в каждом отдельном случае будет осуществляться при условии включения Государственной компании в программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, предусмотренную федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в порядке, определенном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В период реализации Программы исполнение обязательств по обслуживанию заемных средств, привлеченных Государственной компанией, предусматривается за счет доходов от осуществления деятельности по доверительному управлению Государственной компании.
Финансовое обеспечение деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании будет осуществляться за счет субсидий из федерального бюджета, средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, привлеченных Государственной компанией внебюджетных средств, в том числе облигационных займов, собственных и заемных средств частных инвесторов, других источников. Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог приведено в приложении N 9.
Мероприятия по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании предусматривают проведение работ:
по содержанию, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог;
по организации взимания платы за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам, включая эксплуатацию технических систем взимания платы;
по организации дорожного движения, включая управление транспортными потоками;