Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 декабря 2011 года N 2387-р

 [О Концепции создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации]

(с изменениями на 22 ноября 2013 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 года N 1056 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.11.2013).

____________________________________________________________________

1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Установить, что государственным заказчиком создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также оператором указанной системы является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2-месячный срок в установленном порядке представить в Правительство Российской Федерации проект положения о государственной информационной системе учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения, при организации учета создаваемых и эксплуатируемых соответственно государственных и муниципальных информационных систем, включая организацию учета информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, необходимых для их функционирования.


Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2011 года N 2387-р

Концепция создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

(с изменениями на 22 ноября 2013 года)

I. Актуальность создания системы учета информационных систем

Концепция создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Концепция), определяет цели, задачи, подходы и этапность создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, включая учет информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, необходимых для их функционирования, которые разрабатываются или приобретаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - система учета информационных систем), ее архитектуру, а также основные направления учета информационных систем.

В процессе создания электронного правительства, включающего обеспечение перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и формирования инновационной модели экономики и государственного управления ключевую роль играет повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее - государственные органы).

Для повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов принят ряд нормативных правовых актов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2006 года N 298 "О создании системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти" Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет сбор и обработку информации об использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов Российской Федерации, поступающей в указанное Министерство в заявительном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 723 определен порядок ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем, одним из обязательных условий которого является их регистрация в реестре федеральных государственных информационных систем (далее федеральный реестр). Указанный порядок предусматривает регистрацию в федеральном реестре реестров, регистров, справочно-информационных систем, каталогов и иных федеральных государственных информационных систем, предназначенных для использования федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг, вне зависимости от их названия.

Функции по формированию и ведению федерального реестра возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 365 установлен порядок подготовки планов информатизации федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, а также органов управления государственными внебюджетными фондами и в качестве одного из основных инструментов координации информатизации введен механизм экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности указанных органов.

Для повышения прозрачности учета расходов на информатизацию Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с 2012 года предусматривается обособление соответствующих расходов с использованием отдельных кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

В целях технического обеспечения координации информатизации Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создана специализированная информационная система, направленная на обеспечение автоматизированного сбора и обработки сведений по планам информатизации государственных органов (далее информационная система управления ведомственной и региональной информатизацией).

Информационная система управления ведомственной и региональной информатизацией позволяет осуществлять формирование планов информатизации государственных органов в электронной форме и обеспечивает проведение их экспертной оценки, а также экспертной оценки других документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

Для повышения эффективности процедуры планирования расходов государственных органов разработан проект карты ведомственной информатизации, которая представляет собой структурированный набор обязательных программно-технических и инфраструктурных компонентов, отражающий планируемый уровень информатизации государственных органов. При планировании мероприятий по информатизации на 2012 год государственные органы уже начали использовать предложенную модель учета в разрезе информационных систем и технических средств в тестовом режиме.

На базе карты ведомственной информатизации планируется разработать классификатор информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее информационные системы).

Таким образом, к концу 2011 года сложился определенный уровень автоматизации учета информационных систем.

Вместе с тем на сегодняшний день остается ряд нерешенных проблем, в том числе:

получение информации об используемых в деятельности государственных органов государственных информационных системах и информационных технологиях носит преимущественно заявительный, статистический характер и не имеет контрольных механизмов, включая механизмы оперативной проверки предоставляемых государственными органами данных;

отсутствие консолидированного учета результатов работ на стадиях жизненного цикла информационных систем;

отсутствие возможности получения консолидированной и актуальной информации о прикладных и инфраструктурных решениях, создаваемых субъектами Российской Федерации и бюджетными учреждениями за счет собственных средств соответствующих бюджетов, а также за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета;

отсутствие возможности отдельного учета информационных систем, создаваемых в рамках реализации решений Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее Правительственная комиссия), и, следовательно, возможности оперативной координации Правительственной комиссией и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации процесса реализации таких решений;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 года N 1056. - См. предыдущую редакцию)


отсутствие стандартов управления проектами по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов (далее - проекты), включая четко определенные этапы реализации проектов и критерии определения результативности каждого этапа, а также отсутствие сведений о квалификации лиц, назначенных в государственных органах ответственными за реализацию мероприятий по созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, необходимых для функционирования информационных систем (далее - мероприятия).

Следовательно, при создании системы учета информационных систем необходимо обеспечить консолидированный, достоверный и оперативный учет результатов работ на стадиях жизненного цикла информационных систем.

II. Цели и задачи системы учета информационных систем, а также принципы ее создания

Основными целями создания и развития системы учета информационных систем являются:

обеспечение единства (комплексности) принципов создания, внедрения и эксплуатации информационных систем на всех уровнях государственного управления;

повышение эффективности использования информационных технологий государственными органами;

раскрытие информации об использовании информационных систем государственными органами.

Применение системы учета информационных систем обеспечит решение следующих задач:

типизация принципов учета информационных систем и соответствующих им правил учета информационных систем;

оценка влияния информационных систем государственных органов на достижение стратегических целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, а также достижение целевых показателей реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации;

максимальное использование результатов, полученных в ходе создания, развития, модернизации и эксплуатации информационных систем на всех уровнях государственного управления;

обеспечение сквозного учета информационных систем на всех этапах жизненного цикла информационных систем;

обеспечение оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов к построению информационных систем;

ранжирование информационных систем по выбранным критериям в целях формирования приоритетов при реализации мероприятий и их финансирования;

приведение в соответствие сроков и результатов реализации мероприятий с учетом существующих и создаваемых информационных систем;

контроль реализации поручений Правительственной комиссии в части выполнения мероприятий;

выявление резервов совместного использования государственными органами информационных технологий и технических средств, а также повторное использование информационных систем различными государственными органами;

информационная поддержка процессов управления проектами на основе применения лучших практик проектного управления при реализации мероприятий, в том числе учет сведений о структуре управления проектами, закреплении персональной ответственности в отношении реализации проектов за ответственными должностными лицами государственных органов (включая учет квалификации лиц, ответственных за реализацию проектов, и их фактического опыта реализации проектов);

обеспечение раскрытия для органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и граждан Российской Федерации целостной и актуальной информации о составе и состоянии информационных систем государственных органов.

Достижение целей и решение поставленных задач при создании и функционировании системы учета информационных систем основывается на применении следующих принципов:

обеспечение полноты, достоверности и актуальности информации об информационных системах в том числе за счет обеспечения юридической значимости информации на основе применения электронной подписи;

исключение дублирования процедур сбора и обработки информации об основных параметрах информационных систем, которая не изменяется на всех этапах жизненного цикла информационных систем;

обеспечение бесперебойного и надежного функционирования системы учета информационных систем с организацией защиты информации и защищенного удаленного доступа к информации для пользователей системы учета информационных систем;

обеспечение масштабируемости системы учета информационных систем при значительном увеличении численности пользователей и объема выполняемых операций;

применение унифицированных и формализованных стандартов информационного взаимодействия системы учета информационных систем и других (внешних) информационных систем;

применение единых централизованных классификаторов и справочников, предусматривающее возможность детализации их позиций уполномоченными государственными органами субъектов Российской Федерации;

применение единой системы идентификации информационных систем на основе уникального учетного номера, присваиваемого информационным системам и неизменяемого на протяжении всего жизненного цикла информационных систем.

III. Основные направления учетной политики для учета информационных систем

Система учета информационных систем основывается на методологии учета информационных систем и оценки эффективности мероприятий. Для обеспечения систематизации и выработки единых принципов учета информационных систем, мониторинга и анализа их использования государственными органами предусматривается следующая классификация информационных систем на основе предъявляемых к ним требований на всех этапах жизненного цикла информационных систем:

комплексные информационные системы, в том числе инфраструктура электронного правительства;

отраслевые информационные системы, направленные на реализацию полномочий государственного органа, автоматизирующие процессы предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций;

типовые информационные системы, используемые всеми или большинством государственных органов и государственных учреждений для автоматизации их вспомогательной (обеспечивающей) деятельности (документооборот, электронная почта, сайт в сети Интернет и др.).

Отраслевые информационные системы, которые предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг, регистрируются в федеральном реестре.

Предусматривается классификация видов программного и технического обеспечения информационных систем.

Для обеспечения сопоставимости и комплексного анализа информации об информационных системах их классификация должна быть единой (использоваться в отношении всех информационных систем).

Классификацию информационных систем в том числе предполагается использовать при ведении и наполнении национального фонда алгоритмов и программ, а также информационной системы управления ведомственной и региональной информатизацией.

Помимо базовой классификации, определяющей требования к информационным системам в целом, особое значение при создании системы учета информационных систем имеет ведение комплекса дополнительных классификаторов, позволяющих определять необходимые виды обеспечения, которые могут использоваться одновременно несколькими информационными системами.

В рамках учета стадий жизненного цикла информационных систем предусматривается определение классификатора указанных стадий. При этом предполагается определение состава данных, подлежащих учету на каждой стадии жизненного цикла информационных систем, и условия перехода между стадиями.

Кроме того, предполагается описание связи между стадиями жизненного цикла информационных систем для планирования бюджетных ассигнований на мероприятия.

Для полноты учета сведений об информационных системах на всех стадиях их жизненного цикла, а также для формирования ведомственной карты информатизации каждого государственного органа и карты информатизации государственного сектора в целом (на основе взаимодействия с государственными органами субъектов Российской Федерации) предусматривается формирование и ведение паспортов информационных систем. При этом предусматривается единая система присвоения информационным системам уникального учетного номера, который не изменяется на протяжении всего жизненного цикла информационной системы.

Использование единой системы идентификации позволит в том числе организовать непрерывный цикл управления информатизацией в государственном секторе, включающий:

принятие решения о создании информационной системы;