БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 ноября 2011 года N 683

Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет

______________________________________________________________
Документ возвращен без рассмотрения
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 19.12.2011 N 01/92517-ВЕ.

(Информация от 28.12.2011).

______________________________________________________________

          

Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 499 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст.4203)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет.

2. Департаменту имущественных отношений (А.К.Уваров) до 1 декабря 2011 года обеспечить размещение прилагаемых методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Левицкую А.Ю.

Министр
Э.С.Набиуллина

     

     

Приложение
к приказу
Минэкономразвития России
от 18 ноября 2011 года N 683

     

Методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет



1. В целях повышения эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий (далее - предприятия), а также совершенствования системы управления ими со стороны собственника имущественного комплекса предприятиями разрабатываются стратегии развития на срок от 3 до 5 лет (далее - стратегии развития).

2. Стратегия развития основывается на утвержденных в установленном порядке программах и решениях, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

3. Стратегия развития утверждается федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, в целях разработки стратегий развития предприятий может быть создана межведомственная рабочая группа.

4. Стратегии развития предприятий, включенных в специальный перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий (далее - перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 1060-р, утверждаются на основании решений Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решений, принимаемых по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

Проект стратегии развития рекомендуется предварительно согласовать:

с курирующим министерством (в отношении предприятий, находящихся в подведомственности у соответствующих агентств и служб);

с соответствующими агентством или службой (в отношении предприятий, находящихся в подведомственности у соответствующих агентств и служб);

с Министерством экономического развития Российской Федерации.

При наличии возражений проект стратегии развития предприятия визируется с замечаниями, которые оформляются на бланке согласующего органа, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к согласуемому проекту (его копии). Проекты стратегий развития (их копии) визируются не более чем в 20-дневный срок с даты их поступления на согласование.

В случае неполучения завизированного согласующим органом проекта стратегии развития в 5-дневный срок с даты истечения установленного настоящим пунктом для согласования срока проект стратегии развития может быть внесен в Правительство Российской Федерации без согласований.

Проект стратегии развития при наличии согласований или разногласий, предусмотренных настоящим пунктом, вносится курирующим министерством (в том числе, в отношении предприятий, находящихся в подведомственности у соответствующих агентств и служб) в Правительство Российской Федерации с приложением необходимых материалов.

5. Стратегия развития включает в себя следующие основные разделы:

анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков;

определение цели развития предприятия, в том числе с учетом проведенного анализа внутренней и внешней среды и оценки рисков;

показатели достижения целей развития предприятия с указанием планируемых сроков их достижения;

мероприятия (производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные), необходимые для достижения целей стратегии развития в планируемые сроки;

информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития;

план мероприятий по реализации стратегии развития;

мониторинг и контроль реализации стратегии развития.

Стратегия развития предприятий может содержать также дополнительные разделы с учетом специфики деятельности таких предприятий.

5.1. При проведении анализа внешней среды проводится:

общий анализ отрасли, с описанием прогнозируемых потребностей рынка на перспективу и приоритетных направлений развития отрасли по видам деятельности;

анализ конечных потребителей;

анализ конкурентной ситуации;

анализ существующих направлений и перспектив развития сотрудничества с зарубежными предприятиями;

анализ прочих значимых факторов.

Также рекомендуется проведение анализа деятельности предприятия в сравнении с сопоставимыми компаниями, в том числе сравнительного анализа существующей и ожидаемой продуктовой линейки в сравнении с ведущими мировыми производителями.

При осуществлении анализа деятельности предприятия в сравнении с сопоставимыми компаниями рекомендуется использовать следующие ключевые показатели:

рентабельность по чистой прибыли;

рентабельность капитала;

структура капитала (доля заемного капитала в общей величине активов);

структура долговой нагрузки (в том числе, доля краткосрочных обязательств в совокупных обязательствах) и ликвидность;

структура издержек (отдельно необходимо проанализировать отношение средней заработной платы в данной отрасли или на данном рынке, а также к средней заработной плате у отечественных и зарубежных конкурентов);

портфель производимой продукции/услуг (в том числе анализ наиболее перспективных, инновационных продуктов и современных технологий производства);

доля предприятия на основных рынках сбыта;

география сбыта;

структура поставщиков;

производительность труда;

степень износа основных фондов;

расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в процентах от выручки.

Рекомендуется рассматривать консолидированные финансовые показатели.

Представляется нецелесообразным ограничивать спектр сопоставимых компаний только компаниями со сравнимыми объемами выручки, рекомендуется рассматривать компании, производящие продукцию или оказывающие услуги в той же сфере, в том числе частные, а также международные компании. Например, для определения индикатора необходимого объема расходов на НИОКР как процента от выручки наиболее целесообразно основываться на соответствующем показателе ведущих международных компаний соответствующей отрасли.

Также анализ финансовых показателей частных компаний может служить наилучшим индикатором целевого показателя рентабельности по чистой прибыли. Следует проводить сравнительный анализ как минимум с 3 сопоставимыми компаниями.

Рекомендуется анализировать приведенные выше показатели в динамике. Например, для сравнения компаний возможно использовать темпы роста продаж, прибыли, численности персонала и т.д. Рекомендуется рассматривать интервал за последние (минимум) 3 года.

В рамках проведения анализа внутренней среды рекомендуется привести: общее описание деятельности предприятия, описание финансовых потоков, производства и организации сбыта продукции, описание кадровой структуры и системы управления персоналом, информационных технологий и мероприятий по инновационной деятельности, а также дать описание текущей стратегии развития при ее наличии.

Целесообразно провести оценку рисков реализации стратегии развития, возможных механизмов управления рисками и нивелирования последствий их возникновения. Также в рамках оценки рисков целесообразно привести описание проблем технико-технологического развития предприятия и возможных мероприятий, направленных на их устранение.

5.2. При определении стратегических целей развития предприятия рекомендуется учитывать результаты проведенного анализа внешней и внутренней среды сопоставимых компаний и оценки рисков, учитывать положения отраслевой стратегии развития, утвержденной соответствующим федеральным органом исполнительной власти или Правительством Российской Федерации, и иных документов, определяющих развитие соответствующей отрасли (указы Президента Российской Федерации, государственные программы, федеральные целевые программы, стратегии развития смежных отраслей и т.д.).

Помимо этого, в стратегических целях развития предприятия целесообразно отразить подходы организации к решению задач в сфере экологии, энергоэффективности и социальной ответственности. При этом достижение целей не должно подрывать финансовую эффективность и устойчивость организации.

5.3. Стратегические цели четко формулируются (рекомендуется установить перечень показателей для достижения), измеряются (рекомендуется указывать числовое значение для каждого показателя) и имеют срок достижения.

Для достижения целей организациям целесообразно устанавливать следующие показатели деятельности:

доля по ключевым продуктам на основном рынке деятельности компании;

расширение географии сбыта продукции;

показатели, характеризующие модернизацию и инновационное развитие;

доля НИОКР за счет внебюджетных средств в выручке компании;

себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке);

производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);

экспорт продукции/услуг в процентах к выручке компании;

показатели, характеризующие финансовую эффективность и устойчивость:

рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке);

показатели, характеризующие долговую нагрузку (отношение суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств к прибыли от продаж);

ликвидность (отношение разницы между оборотными активами и долгосрочной дебиторской задолженностью к краткосрочным обязательствам);

объем инвестиций в основной капитал;

показатели, характеризующие энергоэффективность и энергосбережение.

Данные показатели рекомендуется устанавливать в динамике по годам на весь период стратегического планирования.

Показатель рентабельности по чистой прибыли рекомендуется соотносить с аналогичным показателем по сопоставимым компаниям.

5.4. При разработке перечней конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей к поставленным срокам, рекомендуется руководствоваться следующим разделением на типы мероприятий:

1) производственные мероприятия.

Для формирования перечня необходимых производственных мероприятий, комплекса мер по модернизации производства, а также созданию и внедрению новых технологий и продуктов целесообразно проведение предприятием независимой оценки технологического уровня предприятия. По результатам проведения такой оценки рекомендуется подготовить прогнозы научно-технического развития, модернизации и оптимизации применяемых технологий, обеспечивающих достижение стратегических целей.

Для формирования комплекса мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения, целесообразно проведение предприятием энергетического обследования. В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организациям с участием государства в срок до 31 декабря 2012 года надлежит в обязательном порядке провести энергетическое обследование. Если предприятием не проведена процедура энергетического обследования и планируется проведение ее после срока, установленного для подготовки стратегий развития, то это не может служить основанием для отсрочки подготовки комплекса мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению. Разработанный комплекс мероприятий и, при необходимости, стратегии развития могут быть впоследствии скорректированы с учетом результатов энергетического обследования.