Неактуальный

Годовой отчет 2011

Российский бухгалтер, N 12, 2011 год
Виталий Семенихин,      

эксперт журнала

 

Годовой отчет 2011


Завершающим этапом учетного процесса за определенный период, осуществляемого в рамках бухгалтерского учета, является составление бухгалтерской отчетности. О том, что включает в себя бухгалтерская отчетность, а также какие к ней установлены требования, мы и расскажем в этой статье.     

Для начала отметим, что бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Об этом сказано в статье 2 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), а также в пункте 4 положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 43н (далее - ПБУ 4/99). Заметим, что ПБУ 4/99 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

Формы бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) утверждены приказом Минфина Российской Федерации от 2 июля 2010 года N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н).

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона N 129-ФЗ, пункту 5 ПБУ 4/99, Приказу N 66н бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

- бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001);

- отчета о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002);

- приложений к ним:

- отчет об изменениях капитала (форма ОКУД 0710003);

- отчет о движении денежных средств (форма ОКУД 0710004);

- отчет о целевом использовании полученных средств (форма ОКУД 0710006).

Заметим, что указанную форму отчета рекомендуется применять при формировании соответствующих пояснений организациям, являющимся некоммерческими;

- иных приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

На основании пункта 4 Приказа N 66н иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее - пояснения) оформляются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно. При этом они могут воспользоваться примером составления подобных пояснений, приведенным в приложении N 3 Приказа N 66н.

- аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

Напомним, что перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ). Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (пункт 3 статьи 6 Закона N 307-ФЗ). В настоящее время эту функцию выполняет Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", утвержденный приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2010 года N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности". Заметим, что этим же Приказом утверждены ФСАД 2/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" (далее - ФСАД 2/2010) и ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении" (далее - ФСАД 3/2010). При этом ФСАД 2/2010 устанавливает требования к форме и содержанию аудиторского заключения, содержащего модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также к порядку формирования модифицированного мнения. ФСАД 3/2010 устанавливает требования к форме и содержанию дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение.

- пояснительной записки.

Бухгалтерская отчетность общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), в силу пункта 4 статьи 15 Закона N 129-ФЗ, состоит из:

- бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001);

- отчета о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002);

- отчета о целевом использовании полученных средств (форма ОКУД 0710006).     


Обратите внимание!

Организации - субъекты малого предпринимательства могут представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. На это указывает пункт 6 приказа N 66н, а также пункт 17 информации Минфина Российской Федерации N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства". Они формируют бухгалтерскую отчетность из бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001) и отчета о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002), в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). А в приложениях к ним приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации.


Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации. На сегодняшний день государственные (муниципальные) автономные учреждения, государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном инструкцией, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".

Далее рассмотрим общие требования к бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), изложенные в разделе III ПБУ 4/99.