Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

5. Развитие образования

Необходимым условием для формирования в Северо-Западном федеральном округе инновационной экономики является модернизация и развитие системы образования, которая служит основой динамичного экономического роста, социального благополучия общества и безопасности страны. Образование играет решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров, образует личность и формирует сам образ жизни населения.

В Северо-Западном федеральном округе наблюдаются следующие положительные изменения в системе образования, связанные с продолжением реализации основных направлений комплексного проекта модернизации образования:

введение единой независимой оценки качества образования;

расширение общественного участия в управлении образованием;

переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;

переход на новую систему оплаты труда педагогических работников всей региональной системы образования, что позволит установить зависимость роста заработной платы от повышения уровня ответственности за качество образования;

развитие новых форм дошкольного образования (компенсирующих и оздоровительных групп, групп круглосуточного пребывания детей, адаптационных групп и групп развития);

апробация модели сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с использованием дистанционных общеобразовательных технологий, а также создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду;

внедрение проекта создания цифровой школы ХХI века в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" с целью инновационного развития школьной инфраструктуры на базе общеобразовательных учреждений, в том числе оснащение школ персональными компьютерами, мультимедийной и цифровой техникой, подключение школ к сети Интернет, создание сайтов образовательных учреждений в сети Интернет, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий;

интеграция высшего и среднего профессионального образования путем включения учреждений профессионального образования в состав высших учебных заведений.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" осуществлялось участие образовательных учреждений высшего профессионального образования Северо-Западного федерального округа в формировании сети ведущих вузов страны - федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова" и "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", а также федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет", "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики" и "Санкт-Петербургский государственный горный университет".

Состояние системы дошкольного, школьного и профессионального образования в Северо-Западном федеральном округе характеризуется следующими основными проблемами:

дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях в городах и районных центрах наряду с низкой обеспеченностью их финансовыми ресурсами;

нахождение части зданий и сооружений учебных заведений в регионах в аварийном состоянии. Не все школы обеспечены водоснабжением и водоотведением и центральным отоплением;

невысокий уровень заработной платы, влекущий за собой снижение числа молодых педагогов и увеличение количества учителей пенсионного возраста;

необходимость сохранения малокомплектных школ, вызванная отдаленностью населенных пунктов и низкой плотностью населения в сельской местности;

наличие дисбаланса в отношениях рынка труда и образования, вызванного отсутствием у органов исполнительной власти отдельных регионов механизмов влияния на процесс регулирования подготовки учащихся в школах и учреждениях профессионального образования.

Указанные проблемы в гораздо меньшей степени характерны для г.Санкт-Петербурга, являющегося образовательным центром федерального уровня.

В основу формирования Стратегии положены принципы, реализуемые в приоритетном национальном проекте "Образование", в частности открытость образования к внешним запросам, конкурсное выявление и поддержка лидеров, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Предусматривается осуществлять реализацию и развитие мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61. Задачи и ключевые мероприятия указанной Программы учтены при формировании Стратегии.

Стратегической целью государственной политики в области образования в Северо-Западном федеральном округе является повышение доступности и качества образовательных услуг, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

внедрение эффективных организационно-экономических механизмов на всех уровнях управления системой образования, обеспечивающих ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, а также повышение практической ориентации отрасли и ее инвестиционной привлекательности;

совершенствование и развитие нормативной правовой базы, включая разработку и реализацию целевых региональных программ по развитию системы образования;

формирование межмуниципальных сервисных центров и служб, агентских соглашений, обеспечивающих функционирование межрегиональных систем образования;

внедрение механизмов эффективного использования субвенций, а также стимулирующих фондов развития на региональном и муниципальном уровнях;

создание фондов развития систем образования всех уровней (региональных, муниципальных и межшкольных), аккумулирующих ресурсы многоканального финансирования и стимулирующих проектно-программную деятельность образовательных учреждений и организаций;

формирование механизмов независимой (объективной) оценки качества образования, в том числе с участием потребителей, а также общей системы контрольно-надзорной деятельности в системе образования Северо-Западного федерального округа;

обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и их региональных компонентов, в том числе построение единой образовательной информационной сети в рамках Северо-Западного федерального округа, обеспечивающей доступность дистанционных программ общего и профессионального образования, информационных и образовательных ресурсов нового поколения, создание областных образовательных порталов.

Использование потенциала ведущих вузов будет способствовать формированию и развитию конкурентоспособного человеческого капитала в федеральном округе на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Эти вузы получили право реализовывать основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно разработанных образовательных стандартов, что дает им возможность наиболее полно реализовать свои задачи и функции как уникальных научных и образовательных центров современной России.