ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(с изменениями на 13 июня 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 407-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013);
Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 147-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2020, N 0001202004240048);
Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 228-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.06.2023, N 0001202306130051).
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
22 ноября 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
29 ноября 2011 года
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования зон территориального развития в Российской Федерации, определяет направления мер государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности в указанных зонах (далее - меры государственной поддержки).
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) зона территориального развития в Российской Федерации (далее - зона территориального развития) - часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки;
2) стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающая создание зоны территориального развития, - документ государственного стратегического планирования, утвержденный в установленном порядке и определяющий цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу с учетом особенностей, определенных настоящим Федеральным законом;
3) уполномоченный федеральный орган - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере функционирования зон территориального развития;
4) администрация зоны территориального развития (далее - администрация) - орган управления зоной территориального развития в субъекте Российской Федерации;
5) резидент зоны территориального развития (далее - резидент) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр резидентов зоны территориального развития (далее - реестр резидентов);
6) инвестиционная декларация - документ, содержащий сведения об инвестиционном проекте, реализуемом в зоне территориального развития в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием зоны территориального развития и прекращением ее существования, предоставлением мер государственной поддержки, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
1. Правительство Российской Федерации утверждает перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Субъект Российской Федерации подлежит включению в указанный в части 1 настоящей статьи перечень исходя из следующих показателей за десятилетний период, предшествующий году утверждения такого перечня:
1) доля работников хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых не принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям;
2) уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;
3) среднегодовые показатели развития промышленного производства;
4) среднегодовые показатели развития производства сельскохозяйственной продукции;
5) величина, характеризующая отношение среднедушевого дохода гражданина к прожиточному минимуму;
6) показатель миграционного прироста;
7) уровень смертности населения в трудоспособном возрасте;
8) доля ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме всего жилищного фонда;
9) доля длительной (более одного года) безработицы.
3. Предельные значения указанных в части 2 настоящей статьи показателей, методики их расчета и порядок их применения в целях утверждения перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Субъект Российской Федерации может быть включен в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, также в случаях, установленных решениями или поручениями Президента Российской Федерации.
1. Создание зоны территориального развития допускается на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, если такие муниципальные образования являются муниципальными районами, муниципальными округами или городскими округами. Муниципальные образования, на территориях которых допускается создание зоны территориального развития, могут не иметь общие границы, но должны находиться на территории одного субъекта Российской Федерации. Границы зоны территориального развития определяются по границам муниципальных образований, на территориях которых располагается зона территориального развития.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 228-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Создание зоны территориального развития на территориях нескольких субъектов Российской Федерации не допускается.
3. Муниципальное образование или муниципальные образования, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития, должны соответствовать установленным для субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предельным значениям следующих показателей:
1) среднегодовой показатель совокупного объема производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на душу населения;
2) среднегодовой показатель капитальных вложений на душу населения;
3) среднегодовой показатель среднемесячной заработной платы;
4) иные показатели, установленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
4. Создание зоны территориального развития и особой экономической зоны на территории одного муниципального образования, создание зоны территориального развития в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации не допускаются.
1. В случае, если субъект Российской Федерации включен в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, в порядке, установленном статьей 4 настоящего Федерального закона, и планирует создание на своей территории зоны территориального развития, в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающей создание зоны территориального развития, должны быть указаны:
1) муниципальное образование или муниципальные образования, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития;
2) меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах), которые субъект Российской Федерации планирует предоставлять резидентам зоны территориального развития, которую предполагается создать;
3) объекты инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в зоне территориального развития, которую предполагается создать;
4) значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования зоны территориального развития и которые должны отражать рост значений показателей, указанных в пунктах 1-6 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, и снижение значений показателей, указанных в пунктах 7-9 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.
2. Создание зоны территориального развития допускается при наличии в муниципальном образовании или муниципальных образованиях, на территориях которых предполагается создание такой зоны, документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования.
1. Решение о создании зоны территориального развития принимается Правительством Российской Федерации и оформляется соответствующим постановлением.
2. В случае, если субъект Российской Федерации включен в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, и соответствует условиям создания зоны территориального развития, установленным статьей 6 настоящего Федерального закона, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе подать в Правительство Российской Федерации заявку на создание зоны территориального развития с одновременным представлением следующих документов:
1) стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающая создание зоны территориального развития;
2) решение о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития;
3) реквизиты документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования территории муниципального образования или территорий муниципальных образований, на которых предполагается создание зоны территориального развития.
3. Порядок оформления и подачи заявки на создание зоны территориального развития устанавливается уполномоченным федеральным органом.
1. В течение двух месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании зоны территориального развития Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых создается зона территориального развития, заключают соглашение о функционировании зоны территориального развития (далее - соглашение), предусматривающее:
1) этапы функционирования зоны территориального развития;
2) показатели оценки эффективности функционирования зоны территориального развития на каждом этапе ее функционирования, значения этих показателей по окончании данных этапов;
3) меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;
4) меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам субъектом Российской Федерации;
5) содержание обязательства исполнительно-распорядительных органов муниципального образования или муниципальных образований по передаче исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации права на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в границах зоны территориального развития, на срок ее функционирования;
6) порядок прекращения предоставления мер государственной поддержки в связи с прекращением или досрочным прекращением существования зоны территориального развития;
7) порядок прекращения предоставления мер государственной поддержки в связи с исключением юридического лица или индивидуального предпринимателя из реестра резидентов;
8) объем и сроки финансирования создания в зоне территориального развития находящихся в государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности объектов инженерной, транспортной и иных инфраструктур.
2. Соглашением наряду с указанными в части 1 настоящей статьи положениями могут предусматриваться:
1) содержание обязательств органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению налоговых льгот резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
2) иные связанные с функционированием зоны территориального развития положения.
1. Зона территориального развития создается на срок двенадцать лет.
2. Функционирование зоны территориального развития осуществляется поэтапно. Продолжительность каждого этапа функционирования зоны территориального развития устанавливается соглашением.
3. Существование зоны территориального развития прекращается по истечении срока, на который она создана, за исключением досрочного прекращения существования зоны территориального развития.
4. Досрочное прекращение существования зоны территориального развития допускается в случае:
1) необходимости защиты жизни и (или) здоровья людей, охраны окружающей среды и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) недостижения по окончании этапа функционирования зоны территориального развития значений показателей оценки эффективности функционирования зоны территориального развития, предусмотренных соглашением для данного этапа ее функционирования.
5. Решение о досрочном прекращении существования зоны территориального развития принимается Правительством Российской Федерации.
6. Прекращение или досрочное прекращение существования зоны территориального развития является основанием для прекращения предоставления мер государственной поддержки.