Федеральный закон N 384-ФЗ (часть 6 ст.3) [8] установил "минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)" (далее - здания, сооружения), включая требования пожарной безопасности (ст.8 [8]).
В соответствии с Федеральным законом N 384-ФЗ [8] дополнительные требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) установлены Федеральным законом N 123-ФЗ [9].
При этом требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям, изложенные в Федеральном законе N 123-ФЗ [9], не могут противоречить требованиям Федерального закона N 384-ФЗ (часть 5 ст.3) [8].
В ст.2 Федерального закона N 184-ФЗ [2] даны основные определения понятий технического регулирования, в том числе понятий "технический регламент", "стандарт", "свод правил":
технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (в ред. Федерального закона N 65-ФЗ [3];
свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (абзац введен Федеральным законом N 65-ФЗ [3] в ред. Федерального закона от N 189-ФЗ [4]).
В абзаце 4 части 3 ст.7 Федерального закона N 184-ФЗ [2] (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ [3])установлено общее правило, согласно которому "не включенные в технические регламенты требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правила и формы оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правила их нанесения не могут носить обязательный характер".
В части 3 ст.4 Федерального закона N 184-ФЗ [2] сказано, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.
Однако, учитывая исторически сложившиеся особенности регулирования строительной отрасли нормативными документами (СНиПами, ГОСТами), являвшимися обязательными (см. преамбулу к СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы" и др., преамбулу к ГОСТ 10037-83 "Автоклавы для строительной индустрии. Технические условия" и др.) для всех участников строительной отрасли, законодатель, согласившись с обоснованиями и доводами строительного сообщества, впервые нормой технического регламента внес принципиальнейшее изменение в Федеральный закон N 184-ФЗ [2].
В частности, ст.43 Федерального закона N 384-ФЗ [8] в главу 1 Федерального закона N 184-ФЗ [2] было внесено дополнение в виде ст.5.1, согласно которой "особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Одной из таких особенностей в области обеспечения безопасности зданий и сооружений стало предоставление Правительству Российской Федерации права на утверждение перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента (далее - Перечень) (часть 1 ст.6 Федерального закона N 384-ФЗ [8]).
Более подробно об общих вопросах, некоторых новеллах и особенностях технического регулирования пожарной безопасности зданий и сооружений в связи с вступлением в силу Федерального закона N 384-ФЗ [8] было изложено в моих статьях [58, 59].
Техническое регулирование проектирования систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений основано на применении и исполнении:
1) на обязательной основе требований, изложенных:
а) в технических регламентах:
- в Федеральном законе N 384-ФЗ [8];
- в Федеральном законе N 123-ФЗ [9];
б) в национальных стандартах и сводах правил (частях таких стандартов и сводов правил), включенных в Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации в порядке части 1 ст.6 Федерального закона N 384-ФЗ [8];
2) на добровольной основе требований, изложенных в документах в области стандартизации (национальных стандартах и сводах правил), включенных в Перечень, утверждаемый Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (Росстандартом) согласно части 7 ст.6 [8].