Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями
____________________________________________________________________
Фактически утратили силу
в связи с утверждением Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 N 43-2047-14
Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями
____________________________________________________________________
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N 379, которым утверждено "Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", с целью обеспечения единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к разработке и утверждению своих нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы и сроки создания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы).
2. Запасы создаются для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий.
3. Запасы создаются заблаговременно в мирное время в резервах (запасах) материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациях, в которых в установленном порядке назначаются должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.
4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их использованием.
5. Созданные запасы хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Складские помещения, используемые для хранения запасов, должны удовлетворять соответствующим требованиям нормативной технической документации (стандартам, ГОСТам, техническим условиям и т.д.). Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Правовыми основами организации создания запасов являются Федеральные законы от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", от 10 ноября 1996 года N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и издаваемые в соответствии с ними нормативные документы МЧС России.
7. МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов.
8. Финансирование накопления, хранения, использования, освежения запасов, содержания, ремонта и охраны складов, оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:
возможного характера военных действий на территории Российской Федерации;
величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от ведения военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
норм минимально необходимой достаточности запасов;
природных, экономических и иных особенностей территорий.
При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).
2. Запасы создаются для обеспечения:
спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны исходя из табелей (норм) их оснащенности;
аварийно-спасательных формирований и спасательных служб - исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
защиты рабочих, служащих и населения - исходя из прогнозируемых условий жизнедеятельности в военное время и характера опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Номенклатура запасов должна включать:
в районах ожидаемого затопления - индивидуальные спасательные средства (спасательные жилеты, спасательные круги), лодки и другие средства (Приложение 1);
в районах химического и биологического заражения - средства индивидуальной защиты, индивидуальные противохимические пакеты, приборы химической и биологической (бактериологической) разведки и контроля, оборудование и средства для дегазации, дезинфекции и другие средства (Приложение 2);
в районах радиационного заражения (загрязнения) - средства индивидуальной защиты, приборы радиационной разведки и контроля, оборудование и средства дезактивации и другие средства (Приложение 2);
в районах ожидаемых пожаров - средства индивидуальной защиты при пожаре, запасы противопожарных средств, емкости для запасов воды и другие средства (Приложение 3).
4. Номенклатура средств коллективной защиты населения должна включать средства оборудования (укомплектования) защитных сооружений, в т.ч. быстровозводимых и простейших укрытий (строительные материалы, комплектующее оборудование, аптечки, индивидуальные медицинские пакеты, запасы медикаментов и воды и т.д.).
5. При определении номенклатуры и объемов запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций учитываются имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом количество противогазов увеличивается на 5% от общей потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
6. При расчетах потребных объемов материальных средств для населения необходимо учитывать количество детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
7. Для эвакуируемого населения должно предусматриваться создание запасов средств индивидуальной защиты для обеспечения работы сборных эвакуационных пунктов, а также на пунктах посадки на автотранспорт вблизи химически и радиационно опасных объектов.
8. Материально-технические средства для строительства защитных сооружений, в т.ч. быстровозводимых убежищ, не накапливаются, а их поставка обеспечивается в соответствии с планами обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики.
9. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основе вариантов возможного развития обстановки в мирное и военное время прогнозируют и рассчитывают количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций и для которого необходима та или иная защита и (или) вид обеспечения. При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).
10. Выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты для создания запасов осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера, развивающихся по наиболее опасным сценариям, с учетом основных характеристик средств индивидуальной защиты (времени защитного действия при различных концентрациях радиоактивных и опасных химических веществ и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надежности и т.д.) и их оптимального сочетания. При этом средство индивидуальной защиты должны гарантированно исключать риск поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий и по возможности быть универсальными по назначению и защитным свойствам.
11. Выбор конкретной марки (модели) технических средств радиационной, химической и биологической разведки и радиационного и химического контроля для создания запасов осуществляется с учетом выполняемых задач и основных характеристик технических средств радиационной, химической и биологической разведки и контроля (параметры (диапазоны) измерения (определения) качественных и количественных характеристик радиоактивных и опасных химических веществ и биологических средств и т.д.). При этом технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны гарантированно функционировать в условиях поражающих факторов возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера и определять (в зависимости от выполняемых задач): границы зон (зоны) радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения); дозы облучения и степень заражения (загрязнения) зданий, сооружений, техники и территорий радиоактивных и опасных химических веществ и биологических средств и т.д.
1. Проверка качественного состояния запасов при приеме и в процессе хранения проводится методом выборочного или сплошного контроля.
Выборочный и сплошной контроль качественного состояния запасов осуществляется двумя методами:
осмотра тары (упаковки) и находящихся в ней средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и контроля, с определением его технического состояния по внешнему виду;
проведения периодических испытаний запасов (поверка приборов радиационной, химической разведки и контроля и лабораторные испытания средств индивидуальной защиты).
2. Проведение периодических испытаний (поверки) запасов контролируется территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации и осуществляется испытательными (поверочными) лабораториями и другими уполномоченными организациями.
Испытательные (поверочные) лаборатории и другие уполномоченные организации должны иметь соответствующие лицензии и аккредитацию для подтверждения соответствия запасов требованиям нормативной технической документации (стандартам, ГОСТам, техническим условиям и т.д.);
3. Организации, на балансе которых находятся запасы, организуют проведение своевременного отбора образцов со складов и доставку их для проведения лабораторных испытаний (поверок).
4. Лабораторные испытания средств индивидуальной защиты проводятся: первый раз за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее - один раз в два года.
Если при лабораторных испытаниях отобранных образцов, хотя бы по одному показателю будет получен отрицательный результат, необходимо провести повторные испытания по удвоенному количеству образцов.
Если при этом будет получен положительный результат, то партию следует считать соответствующей техническим условиям, а освежению и замене подлежат только образцы, отобранные на испытания.
Если при повторных лабораторных испытаниях по удвоенному количеству противогазовых коробок будет получен отрицательный результат, вся заводская партия противогазов подлежит списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств на основании акта лабораторных испытаний.
5. Основанием для продления срока хранения запасов или их списания является акт лабораторных испытаний (поверки). В акте лабораторных испытаний (поверки) запасов должны указываться: формулярные данные испытанных (поверенных) партий; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям; результаты испытаний (поверки) по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение испытательного (поверочного) органа.
6. Если запасы по результатам лабораторных испытаний (поверки) признаны непригодными для эксплуатации и не подлежат ремонту, то они подлежат списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств. При этом результаты испытаний (поверки) записываются в формуляр (паспорт) или складской формуляр.
7. Списание запасов утративших защитные и эксплуатационные свойства, производится по решению руководителей органов, организаций создающих запасы на основании актов лабораторных испытаний (поверки). При этом должно производиться своевременное освежение и замена запасов взамен списанных.
1. Организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляется МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.
2. Предметом контроля является состояние работы по вопросам создания, хранения, освежения, проведения периодических лабораторных испытаний, технического обслуживания и планирования использования по предназначению запасов.
3. Основными вопросами контроля являются:
выполнение требований по разработке организационных и планирующих документов по созданию хранению и содержанию запасов.
выполнение требований по оборудованию складов (хранилищ) и размещению в них запасов;
содержание и техническое обслуживание запасов;
состояние учета и отчетности по запасам;
готовность к выдаче запасов.
4. Должностные лица, назначенные для проверки, обязаны изучить требования нормативных и руководящих документов в области хранения и содержания запасов, а также проверить и произвести анализ отчетных документов в проверяемом органе, организации:
сведения о накоплении запасов;
сведения о накоплении складской площади для хранения запасов;
планы выдачи запасов;
акты на закладку и списания запасов за отчетный период и текущий год;
акты инвентаризации запасов за текущий и предыдущие годы и другие руководящие (директивные) документы по вопросам хранения и содержания запасов.
5. По результатам проверки, комиссией проверяемого органа, в установленном порядке составляется акт.
На основании утвержденного акта разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и доводит выписки из плана до соответствующих исполнителей.