СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О мониторинге цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства

Заслушав и обсудив вопрос о мониторинге цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Сложившаяся в последние годы система мониторинга позволяет своевременно реагировать на отклонения цены для отдельных групп потребителей и в отдельных регионах от показателей, определяемых прогнозом социально-экономического развития страны, а также принимать меры по устранению таких отклонений.

Так, в начале 2010 года в ряде муниципальных образований был зафиксирован значительный рост платежей граждан за коммунальные услуги. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации проведен мониторинг принятых решений по установлению тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг на 2010 год с устранением фактов прироста более чем на 25 процентов.

По информации Министерства регионального развития Российской Федерации, на 1 января 2011 года в 55 процентах муниципальных образований рост платежей граждан не превысил 11 процентов, в 20 процентах муниципальных образований - 11-13 процентов, в 25 процентах муниципальных образований платежи граждан увеличились от 13 до 15 процентов.

Одной из острейших проблем продолжает оставаться рост цен (тарифов) на электрическую энергию. Правительством Российской Федерации в 2011 году прирост цен на электрическую энергию для конечного потребителя прогнозировался на уровне не более 15 процентов. При этом по регионам и группам потребителей намечались следующие средние значения: в европейской части России и на Урале (первая ценовая зона) - 12,5 процента, в Сибири (вторая ценовая зона) - 12 процентов, для населения - 9,6 процента.

Однако в первом квартале 2011 года в 38 субъектах Российской Федерации произошел рост цен на электрическую энергию, значительно превышающий 15 процентов.

В результате мониторинга оценочно (с учетом всего комплекса проработанных и реализованных Правительством Российской Федерации мероприятий) среднегодовой прирост цен на электрическую энергию в Российской Федерации в 2011 году составит 11 процентов от уровня фактических показателей 2010 года (вместо ранее определенных 15 процентов).

В 2010-2011 годах проделана большая законодательная работа по регулированию деятельности организаций коммунального хозяйства и организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения. В частности, были приняты федеральные законы от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и N 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении". В первом полугодии 2011 года проведена работа по подготовке подзаконных нормативных правовых актов в этой сфере.

Вместе с тем серьезную озабоченность вызывает происходящий в начале календарного года существенный рост стоимости электрической и тепловой энергии, платежей за коммунальные услуги. В январе августе 2011 года тарифы на коммунальные услуги повысились на 11,1 процента при инфляции за этот же период 4,7 процента. Более всего выросли тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение - на 15,1 процента, на газоснабжение - на 13,4 процента, на горячее водоснабжение - на 12,9 процента. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования данной сферы отношений.

Недостаточно урегулированы вопросы использования альтернативных источников энергии. В настоящее время на розничных рынках отсутствует механизм ценообразования на возобновляемые источники энергии, что снижает рост развития альтернативной энергетики.

Большие нарекания населения и органов местного самоуправления вызывают взаимоотношения ресурсоснабжающих организаций с управляющими жилищным фондом компаниями, отсутствие ответственности указанных компаний, так как известны случаи, когда собранные платежи не доходят до ресурсоснабжающих организаций.

В ряде субъектов Российской Федерации штатная численность органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов не соответствует объему выполняемых задач, учитывая количество организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, что существенным образом сказывается на качестве регулирования и вызывает обоснованные нарекания со стороны органов власти и населения.

Несбалансированные решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, отсутствие программ комплексного развития территорий, недостаточное информационное обеспечение деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, отсутствие большинства нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения требуют принятия более эффективных мер.

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:

1. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проектов федеральных законов N 497896-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", N 484225-5 "О водоснабжении и канализовании", N 484229-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и канализовании", N 562736-5 "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса".

2. Предложить Правительству Российской Федерации:

ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов в целях реализации положений Федерального закона "О теплоснабжении" в части: основ ценообразования в сфере теплоснабжения; правил организации теплоснабжения и подключения к системам теплоснабжения; стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями; правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; порядка вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей; порядка установления долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере теплоснабжения; методических указаний по расчету тарифов в сфере теплоснабжения; правил согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения; правил определения стоимости активов и инвестированного капитала; порядка заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон; правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии;

разработать и принять комплекс мер, направленных на обеспечение финансовой дисциплины и ответственности участников рынка коммунальных услуг и электрической энергии;

обеспечить реализацию принципа государственного регулирования и контроля в энергетике в части достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии путем проведения экспертных действий, осуществляемых государственными структурами непосредственно;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1173 "О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям", позволяющих Министерству энергетики Российской Федерации принимать оперативные решения по передаче объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям.

3. Предложить Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации разработать и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по ценообразованию на возобновляемые источники энергии.

4. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить сбалансированность решений по тарифам на 2012 год для создания надежности функционирования и устойчивого развития инфраструктурных компаний в сфере электро- и теплоснабжения, предусмотрев коррекцию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, с учетом ограничений по темпам изменения уровней тарифов, в том числе коррекцию по объектам, срокам и стоимости;

обеспечить своевременные разработку и утверждение схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации на пятилетний период;

учитывать при бюджетном и налоговом планировании предусмотренное прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов, одобренным Правительством Российской Федерации, изменение с января на июль (начиная с июля 2012 года) срока индексации тарифов на электрическую и тепловую энергию, коммунальные услуги, что позволит избежать роста инфляции в начале года и снизит темпы роста тарифов;

обеспечить контроль за разработкой и утверждением муниципальными образованиями программ комплексного развития территорий, в том числе схем теплоснабжения, систем коммунальной инфраструктуры;

обеспечить при установлении тарифов на водоснабжение, канализование, теплоснабжение, вывоз твердых бытовых отходов применение предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального хозяйства;

обратить особое внимание на комплектование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, включая вопросы обеспечения соответствия штатной численности объему выполняемых задач, и на регулярное повышение квалификации их сотрудников;

обеспечить проведение мониторинга реализации решений, принимаемых органами, регулирующими деятельность организаций коммунального хозяйства, и задолженности за потребленные ресурсы;

обеспечить исполнение поручения Президента Российской Федерации о подключении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, к федеральной государственной информационной системе "ЕИАС ФСТ России";

разработать в 2011 году программы консолидации активов электросетевых региональных компаний;

разработать в 2012 году региональные программы по производству возобновляемых источников энергии;

поставить на особый контроль мониторинг платежной дисциплины потребителей энергоресурсов и провести мероприятия, направленные на недопущение накопления задолженности за потребленные энергоресурсы.

5. Поручить членам Совета Федерации осуществлять контроль за реализацией органами государственной власти субъектов Российской Федерации положений пункта 4 настоящего постановления.

6. Поручить Счетной палате Российской Федерации совместно с Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации осуществлять в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях мониторинг изменений тарифов на электрическую и тепловую энергию, в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства и информировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о его результатах.

7. Поручить Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям совместно с профильными комитетами и комиссиями Совета Федерации доложить о ходе исполнения настоящего постановления на заседании Совета палаты в декабре 2011 года.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

     Председатель
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации
В.И.МАТВИЕНКО

 Москва
28 сентября 2011 года
N 364-СФ




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»