На долю Центрального федерального округа в 2009 году приходилось 8,3 процента валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников по России (более 1,5 млн. тонн). По объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на 1-м месте в округе находится Липецкая область (345,6 тыс. тонн). Неблагоприятное состояние атмосферного воздуха наблюдается в местах сосредоточения крупных промышленных объектов Московской (объем выбросов составляет 193,6 тыс. тонн), Тульской (156,2 тыс. тонн) и Рязанской (131,8 тыс. тонн) областей.
В список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха в 2008 году впервые включен г.Иваново (высокий уровень загрязнения воздуха определялся концентрациями бензопирена, формальдегида и фенола).
Центральный федеральный округ является крупнейшим среди федеральных округов по объему сброса загрязненных сточных вод в водные объекты (3,6 куб. километра), а г.Москва занимает 1-е место среди субъектов Российской Федерации (1,6 куб. километра). Среди других субъектов округа по этому показателю можно выделить Московскую (564,9 млн.куб.метров), Тульскую (191,7 млн.куб.метров) и Ярославскую (183,6 млн.куб.метров) области.
Погода и климат являются важными факторами, оказывающими влияние на безопасность жизнедеятельности человека, а также на устойчивость и эффективность многих отраслей экономики, в том числе энергетики, транспорта, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства.
Оказывая влияние на социально-экономическое развитие, погодно-климатические условия являются источником опасности для человека и объектов экономики при возникновении таких гидрометеорологических явлений, как сильные и очень сильные осадки, сильный и очень сильный ветер (шквал, смерч), град, гроза, гололедные явления, сильный мороз, сильная жара, засуха и др.
Решение вопросов защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменения климата, то есть обеспечения гидрометеорологической безопасности, является необходимым фактором устойчивого социально-экономического развития Центрального федерального округа.
В целях обеспечения в Центральном федеральном округе гидрометеорологической безопасности населения и объектов экономики, а также погодозависимых отраслей (энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство, сельское хозяйство) необходимо опережающее развитие наблюдательной сети, включая мониторинг состояния окружающей среды и ее загрязнения.
Неблагоприятные условия погоды усугубляют экологическую обстановку в Центральном федеральном округе, а опасные гидрометеорологические явления (например, засуха, влекущая пожароопасность и др.) могут привести к экологическим проблемам.
В числе наиболее острых экологических проблем, характерных для густонаселенного Центрального федерального округа с максимальной концентрацией промышленных и сельскохозяйственных производств, выделяются:
ненадежность систем водоснабжения населения городов и других населенных пунктов, а также угрожающее загрязнение водных ресурсов;
несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления;
чрезмерное загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий и автомобильного транспорта;
сохранение и восстановление экосистем природных подземных и поверхностных объектов.
Основополагающими задачами по осуществлению государственной экологической политики и управлению охраной окружающей природной среды являются:
создание системы регулирования и организации хозяйственной деятельности на принципах, исключающих превышение предельно допустимых техногенных нагрузок на экосистемы соответствующих уровней;
обеспечение создания развитой инфраструктуры по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов;
обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением на основе соблюдения иерархического порядка обращения с отходами - предотвращение или сокращение образования отходов и минимизация их отрицательного воздействия на окружающую среду, а также использование отходов на основе их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов, предусматривающего повторное использование или обогащение отходов;
использование результатов мониторинга окружающей среды (для экологической и гидрометеорологической безопасности) в механизмах территориального управления Центрального федерального округа;
разработка и внедрение научно-технологических, организационно-правовых и экономических механизмов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки и устранение последствий чрезмерного техногенного воздействия на экосистемы высокоурбанизированных территорий;
организация и ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, уровня и объема негативного воздействия;
реализация программ по реабилитации загрязненных территорий и ликвидации прошлого экологического ущерба;
установление взаимовыгодных отношений с мировым сообществом в области природоохранного сотрудничества.
Основные стратегические экологические приоритеты развития:
обеспечение гармоничного баланса интересов ресурсно-хозяйственного сектора российской экономики и экологического благополучия населения;
снижение загрязнения атмосферного воздуха до гигиенических нормативов и обеспечение организации и благоустройства санитарно-защитных зон вокруг промышленных объектов;
восстановление ландшафтной планировки территории для предотвращения эрозии почв;
совершенствование системы планово-регулируемой санитарной очистки населенных мест и обращения с отходами производства и потребления (их утилизация, обезвреживание и вовлечение во вторичную переработку);
увеличение доли озелененных территорий городов и населенных пунктов;