Сфера услуг является одним из определяющих секторов экономики Южного федерального округа, который охватывает широкий спектр различных видов экономической деятельности.
В первом полугодии 2010 года оборот розничной торговли в Южном федеральном округе увеличился и составил 107,7 процента по отношению к аналогичному периоду 2009 года (по Российской Федерации - 103,4 процента). Лидерами роста среди регионов округа стали Республика Адыгея (113,4 процента), Ростовская (111,4 процента) и Волгоградская (110,4 процента) области. По количеству коммерческих организаций розничной торговли, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в настоящее время Южный федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов Российской Федерации. При этом в Южном федеральном округе, как и в Российской Федерации в целом, происходит увеличение доли крупных (сетевых) торговых предприятий в структуре розничной торговой сети, осуществляющей реализацию продовольственных товаров. Во всех регионах Южного федерального округа представлены широко известные сетевые торговые компании и местные сетевые компании. Несмотря на то, что обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей существенно различается по регионам округа, в ряде регионов (в частности в Краснодарском крае) уже в настоящее время превышены показатели обеспеченности, характерные для многих европейских столиц.
Вместе с тем на фоне роста числа предприятий стационарной торговой сети в Южном федеральном округе сохраняется значительная востребованность рынков. В 2009 году под влиянием кризиса доля рынков в общем обороте розничной торговли округа возросла до 21,1 процента (20,9 процента в 2008 году), но в большинстве регионов (Республика Адыгея и Республика Калмыкия, Краснодарский край и Астраханская область) доля рыночной торговли в 2009 году продолжала снижаться, как и в докризисный период. Основными приоритетами развития рыночной торговли в Южном федеральном округе уже в ближайшей перспективе должны стать:
разграничение деятельности по организации розничных рынков и деятельности по организации торговых комплексов;
обеспечение функционирования негосударственного контроля за качеством услуг на розничных рынках;
обеспечение привилегированного доступа на розничные рынки для населения, реализующего излишки произведенной сельскохозяйственной продукции, и для членов крестьянско-фермерских хозяйств;
ликвидация стихийных рынков на территории субъектов Южного федерального округа (особенно в курортной зоне, на территориях вдоль федеральных автомобильных дорог, в зоне строительства олимпийских объектов).
Для обеспечения эффективного решения задач сбора, переработки и сбыта сельхозпродукции, производимой в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах, необходимо также дальнейшее развитие потребительской кооперации Южного федерального округа.
В целом решение задач повышения территориальной и ценовой доступности потребительских товаров, а также качества обслуживания населения на территории Южного федерального округа предполагает целенаправленную и последовательную реализацию следующих основных положений Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации":
укрупнение предприятий оптовой торговли;
сокращение излишнего количества посреднических организаций;
повышение доступности заемных средств;
разработка схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках и в зданиях (сооружениях, помещениях), находящихся в государственной или в муниципальной собственности (с учетом обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми площадями);
увеличение количества торговых объектов современных форматов;
развитие сети социально ориентированных объектов розничной торговли и услуг стандарта экономического класса, магазинов шаговой доступности;
формирование и введение в действие торговых реестров, включающих в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров, а также сведения о состоянии торговли на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа;
формирование необходимых элементов инфраструктуры, доступных для субъектов малого предпринимательства в сфере торговли;
создание системы информационного обеспечения в области торговой деятельности;
повышение квалификации работников торговли.
Южный федеральный округ в сфере бытового обслуживания населения также занимает лидирующие позиции. По объему бытовых услуг в 2008 году (2971 рубль на душу населения) округ занял 2-е место среди федеральных округов Российской Федерации. Наиболее высокие показатели характерны для Ростовской и Волгоградской областей, а также Краснодарского края. Структура платных бытовых услуг, оказываемых населению, в Южном федеральном округе в значительной степени соответствует общероссийской.
Приоритетными задачами дальнейшего развития сферы бытовых услуг Южного федерального округа являются повышение уровня и качества обслуживания населения, создание условий для формирования на территории округа современной инфраструктуры объектов службы быта, ориентированной не только на ежегодно возрастающий приток туристов, но и на обслуживание участников и гостей XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи.
Для решения указанных задач предусматривается выполнение следующих мероприятий:
повышение обеспеченности бытовыми услугами сельского населения, курортной и туристической зоны Южного федерального округа;
внедрение системного подхода к образованию центров, включающих многопрофильный комплекс бытовых услуг, оказываемых населению (в том числе в крупных торгово-развлекательных центрах);
дальнейшее развитие комплексных приемных пунктов, а также выездного обслуживания в труднодоступных населенных пунктах Южного федерального округа.
Оборот общественного питания в Южном федеральном округе по итогам 2008 года составил более 54 млрд. рублей (3988 рублей на душу населения). Более половины указанного показателя приходится на сферу общественного питания Краснодарского края. Деятельность крупных и средних организаций общественного питания, относящихся к ресторанному бизнесу, по итогам 2008 года была недостаточно прибыльной, а в отдельных регионах Южного федерального округа убыточной, в то же время деятельность баров, предприятий быстрого питания и столовых при предприятиях и учреждениях дала положительный финансовый результат. Развитию недорогого сегмента сферы общественного питания способствовали франчайзинговые проекты. Лидерами по их осуществлению стали Краснодарский край и Ростовская область.
Для развития сферы общественного питания необходимо совершенствование предприятий быстрого питания и других объектов в местах массового отдыха и туризма, учреждениях спорта и культуры, а также использование инноваций в сфере общественного питания (в том числе активное внедрение на предприятиях питания новых прогрессивных технологий, новых видов сырья, не требующих больших трудозатрат в приготовлении блюд, а также применение новых форм расчетов с использованием компьютеризированных кассовых терминалов).
Совокупный объем страховых взносов по всем видам страхования (исключая обязательное медицинское страхование) в Южном федеральном округе по итогам работы за 2009 год впервые за последние 10 лет сократился и составил 23,5 млрд. рублей. По отношению к 2008 году падение составило 15,1 процента (в среднем по Российской Федерации падение составило 13 процентов). Сокращение объемов страхования произошло в значительной степени из-за того, что лидирующие по показателям виды страхования (обязательные и вмененные) осуществляются в комплексе с кредитованием, которое существенно сократило свои объемы в 2009 году.
Рынок недвижимости в Южном федеральном округе также продемонстрировал значительное падение осенью 2008 года, когда стоимость одного квадратного метра жилья снизилась на 20-25 процентов. Эта ситуация сохранялась на протяжении всего 2009 года, что определялось падением денежных доходов населения и недоступностью кредитных ресурсов. В силу тех же причин рынок аудиторско-консалтинговых услуг в 2009 году сократился более чем на 40 процентов по сравнению с 2008 годом.