Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

11. Сфера услуг

Сфера услуг является одним из определяющих секторов экономики Южного федерального округа, который охватывает широкий спектр различных видов экономической деятельности.

В первом полугодии 2010 года оборот розничной торговли в Южном федеральном округе увеличился и составил 107,7 процента по отношению к аналогичному периоду 2009 года (по Российской Федерации - 103,4 процента). Лидерами роста среди регионов округа стали Республика Адыгея (113,4 процента), Ростовская (111,4 процента) и Волгоградская (110,4 процента) области. По количеству коммерческих организаций розничной торговли, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в настоящее время Южный федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов Российской Федерации. При этом в Южном федеральном округе, как и в Российской Федерации в целом, происходит увеличение доли крупных (сетевых) торговых предприятий в структуре розничной торговой сети, осуществляющей реализацию продовольственных товаров. Во всех регионах Южного федерального округа представлены широко известные сетевые торговые компании и местные сетевые компании. Несмотря на то, что обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей существенно различается по регионам округа, в ряде регионов (в частности в Краснодарском крае) уже в настоящее время превышены показатели обеспеченности, характерные для многих европейских столиц.

Вместе с тем на фоне роста числа предприятий стационарной торговой сети в Южном федеральном округе сохраняется значительная востребованность рынков. В 2009 году под влиянием кризиса доля рынков в общем обороте розничной торговли округа возросла до 21,1 процента (20,9 процента в 2008 году), но в большинстве регионов (Республика Адыгея и Республика Калмыкия, Краснодарский край и Астраханская область) доля рыночной торговли в 2009 году продолжала снижаться, как и в докризисный период. Основными приоритетами развития рыночной торговли в Южном федеральном округе уже в ближайшей перспективе должны стать:

разграничение деятельности по организации розничных рынков и деятельности по организации торговых комплексов;

обеспечение функционирования негосударственного контроля за качеством услуг на розничных рынках;

обеспечение привилегированного доступа на розничные рынки для населения, реализующего излишки произведенной сельскохозяйственной продукции, и для членов крестьянско-фермерских хозяйств;

ликвидация стихийных рынков на территории субъектов Южного федерального округа (особенно в курортной зоне, на территориях вдоль федеральных автомобильных дорог, в зоне строительства олимпийских объектов).

Для обеспечения эффективного решения задач сбора, переработки и сбыта сельхозпродукции, производимой в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах, необходимо также дальнейшее развитие потребительской кооперации Южного федерального округа.

В целом решение задач повышения территориальной и ценовой доступности потребительских товаров, а также качества обслуживания населения на территории Южного федерального округа предполагает целенаправленную и последовательную реализацию следующих основных положений Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации":

укрупнение предприятий оптовой торговли;

сокращение излишнего количества посреднических организаций;

повышение доступности заемных средств;

разработка схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках и в зданиях (сооружениях, помещениях), находящихся в государственной или в муниципальной собственности (с учетом обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми площадями);

увеличение количества торговых объектов современных форматов;

развитие сети социально ориентированных объектов розничной торговли и услуг стандарта экономического класса, магазинов шаговой доступности;

формирование и введение в действие торговых реестров, включающих в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров, а также сведения о состоянии торговли на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа;

формирование необходимых элементов инфраструктуры, доступных для субъектов малого предпринимательства в сфере торговли;

создание системы информационного обеспечения в области торговой деятельности;

повышение квалификации работников торговли.

Южный федеральный округ в сфере бытового обслуживания населения также занимает лидирующие позиции. По объему бытовых услуг в 2008 году (2971 рубль на душу населения) округ занял 2-е место среди федеральных округов Российской Федерации. Наиболее высокие показатели характерны для Ростовской и Волгоградской областей, а также Краснодарского края. Структура платных бытовых услуг, оказываемых населению, в Южном федеральном округе в значительной степени соответствует общероссийской.

Приоритетными задачами дальнейшего развития сферы бытовых услуг Южного федерального округа являются повышение уровня и качества обслуживания населения, создание условий для формирования на территории округа современной инфраструктуры объектов службы быта, ориентированной не только на ежегодно возрастающий приток туристов, но и на обслуживание участников и гостей XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи.

Для решения указанных задач предусматривается выполнение следующих мероприятий:

повышение обеспеченности бытовыми услугами сельского населения, курортной и туристической зоны Южного федерального округа;

внедрение системного подхода к образованию центров, включающих многопрофильный комплекс бытовых услуг, оказываемых населению (в том числе в крупных торгово-развлекательных центрах);

дальнейшее развитие комплексных приемных пунктов, а также выездного обслуживания в труднодоступных населенных пунктах Южного федерального округа.

Оборот общественного питания в Южном федеральном округе по итогам 2008 года составил более 54 млрд. рублей (3988 рублей на душу населения). Более половины указанного показателя приходится на сферу общественного питания Краснодарского края. Деятельность крупных и средних организаций общественного питания, относящихся к ресторанному бизнесу, по итогам 2008 года была недостаточно прибыльной, а в отдельных регионах Южного федерального округа убыточной, в то же время деятельность баров, предприятий быстрого питания и столовых при предприятиях и учреждениях дала положительный финансовый результат. Развитию недорогого сегмента сферы общественного питания способствовали франчайзинговые проекты. Лидерами по их осуществлению стали Краснодарский край и Ростовская область.

Для развития сферы общественного питания необходимо совершенствование предприятий быстрого питания и других объектов в местах массового отдыха и туризма, учреждениях спорта и культуры, а также использование инноваций в сфере общественного питания (в том числе активное внедрение на предприятиях питания новых прогрессивных технологий, новых видов сырья, не требующих больших трудозатрат в приготовлении блюд, а также применение новых форм расчетов с использованием компьютеризированных кассовых терминалов).

Совокупный объем страховых взносов по всем видам страхования (исключая обязательное медицинское страхование) в Южном федеральном округе по итогам работы за 2009 год впервые за последние 10 лет сократился и составил 23,5 млрд. рублей. По отношению к 2008 году падение составило 15,1 процента (в среднем по Российской Федерации падение составило 13 процентов). Сокращение объемов страхования произошло в значительной степени из-за того, что лидирующие по показателям виды страхования (обязательные и вмененные) осуществляются в комплексе с кредитованием, которое существенно сократило свои объемы в 2009 году.

Рынок недвижимости в Южном федеральном округе также продемонстрировал значительное падение осенью 2008 года, когда стоимость одного квадратного метра жилья снизилась на 20-25 процентов. Эта ситуация сохранялась на протяжении всего 2009 года, что определялось падением денежных доходов населения и недоступностью кредитных ресурсов. В силу тех же причин рынок аудиторско-консалтинговых услуг в 2009 году сократился более чем на 40 процентов по сравнению с 2008 годом.