Действующий

Об организационно-методических указаниях по подготовке Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных ситуациях на 2011-2013 годы

2. Подготовка органов управления здравоохранением, формирований и учреждений Службы медицины катастроф, формирований гражданской обороны здравоохранения


Подготовку специалистов СМК осуществлять в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны". Основные усилия сосредоточить на подготовке к действиям по организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Особое внимание обратить на подготовку всех подразделений и учреждений, привлекаемых к ликвидации последствий в очагах массовых потерь от техногенных аварий и катастроф, а также в очагах биологического, химического и радиационного характера, в том числе в результате террористических актов. Основной формой обучения для органов управления здравоохранением считать командно-штабные учения (КШУ) и штабные тренировки (ШТ), для медицинских формирований и учреждений - тактико-специальные учения (ТСУ).

Главными направлениями подготовки считать:

- совершенствование навыков руководителей различных уровней при планировании медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и организации управления подчиненными силами и средствами в условиях ограниченного времени;

- проведение расчетов и анализ возможных санитарных потерь, исходя из конкретных условий субъектов Российской Федерации, и уточнение потребности в медицинских силах и средствах, необходимых для обеспечения населения;

- организацию взаимодействия с органами управления и формированиями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

При организации и проведении мероприятий оперативной подготовки руководствоваться методическими рекомендациями "Подготовка и проведение командно-штабных учений Всероссийской службы медицины катастроф". На всех мероприятиях оперативной подготовки предоставлять обучаемым возможность самостоятельно решать поставленные задачи. Оценку обстановки и выработку решений осуществлять на основе оперативных расчетов с использованием баз данных и расчетных задач по прогнозированию и оценке медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы СМК. Для обмена информацией чаще использовать электронную почту.

Периодичность и продолжительность основных мероприятий оперативной подготовки в органах управления здравоохранением и СМК субъектов Российской Федерации планировать:

- с органами управления здравоохранением и руководителями ТЦМК субъектов Российской Федерации - КШУ (ШТ) 1 раз в год продолжительностью до 1-2 суток;

- с формированиями и учреждениями СМК - тактико-специальные учения (мобильный медицинский отряд, полевой многопрофильный госпиталь продолжительностью 2-3 суток; бригада экстренного реагирования, бригада специализированной медицинской помощи постоянной готовности - продолжительностью до 8 часов); ежемесячно проводить тренировки по приведению их в повышенные степени готовности, по различным вариантам развертывания и организации работы в условиях различных чрезвычайных ситуаций с привлечением штатного и приписанного персонала.

Темы учений и тренировок определять, исходя из особенностей медико-географической характеристики территории, наличия потенциально опасных производственных объектов, возможных чрезвычайных ситуаций и конкретной медико-санитарной обстановки.

Территориальным ЦМК принимать участие в учениях, проводимых МЧС России и другими министерствами, а также на объектах, производящих или использующих в технологическом процессе пожаро- и взрывоопасные, радиоактивные и высокотоксичные химические вещества.

При специальной подготовке медицинского состава по вопросам Службы медицины катастроф обратить особое внимание на повышение уровня профессионального мастерства, совершенствование знаний и навыков обучаемых в выполнении своих функциональных обязанностей по оказанию медицинской помощи пораженным в различных чрезвычайных ситуациях.

В органах управления, учреждениях и формированиях Службы проводить специальную подготовку медицинского состава по существующим программам из расчета 24 учебных часа в течение года.

Специальную подготовку медицинского состава формирований гражданской обороны проводить в соответствии с прилагаемой обязательной программой из расчета 14 учебных часов в течение года.

Руководителям органов управления здравоохранением и Службой медицины катастроф субъектов Российской Федерации организовать систему учета и планирования повышения квалификации специалистов Службы. При планировании последипломного обучения руководствоваться прилагаемым перечнем циклов последипломной подготовки на кафедрах Института проблем медицины катастроф ФГУ ВЦМК "Защита" Минздравсоцразвития России.

Обратить особое внимание на усовершенствование главных врачей лечебно-профилактических учреждений, ответственных за оказание медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий в зонах ответственности на федеральных автомобильных дорогах, врачей хирургического профиля, скорой медицинской помощи, токсикологов, радиологов. При этом чаще использовать практику выездных циклов.

Ректорам учреждений высшего и последипломного медицинского образования с целью повышения качества преподавания дисциплины "медицина катастроф" на вновь созданных в 2008-2010 годах кафедрах мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф обеспечить своевременное повышение квалификации преподавателей этих кафедр на циклах усовершенствования в Институте проблем медицины катастроф ФГУ ВЦМК "Защита" и РМАПО, улучшить практическую подготовку молодых медицинских специалистов и повысить их готовность к оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях.

Рекомендовать ректорам высших учебных заведений, готовящих медико-технических специалистов в рамках учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", организовать на соответствующих факультетах изучение организационных аспектов медицины катастроф и приемов оказания первой помощи.

Руководителям средних профессиональных медицинских образовательных учреждений при организации учебного процесса по дисциплине "медицина катастроф" особое внимание уделить практической направленности занятий, выработке устойчивых навыков по оказанию медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.