ПРИКАЗ
от 10 августа 2011 года N 267
Об утверждении стратегии развития мясного животноводства в Российской Федерации до 2020 года
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 13 июля 2010 года, утвержденного 21 июля 2010 года N Пр-2126ГС, поручениями Правительства Российской Федерации от 28 июля 2010 года N ВП-П11-5148 и от 30 мая 2011 года N ВЗ-П11-3553, а также протоколом заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса от 23 марта 2011 года N 2 и в целях устойчивого развития и повышения конкурентоспособности отечественного мясного животноводства
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую стратегию развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - стратегия).
2. Назначить ответственным за реализацию стратегии директора Депживотноводства В.В.Шапочкина.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра Ш.Х.Вахитова.
Министр
Е.Скрынник
Стратегия развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года
Стратегия развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года разработана в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 13 июля 2010 года, утвержденного 21 июля 2010 года N Пр-2126ГС, и поручениями Правительства Российской Федерации от 28 июля 2010 года N ВП-П11-5148 и от 30 мая 2011 года N ВЗ-П11-3553.
Стратегия развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи по реализации государственной политики и перспективные пути комплексного и устойчивого развития основных подотраслей мясного животноводства.
Рынок мяса и мясопродуктов является самым крупным сегментом отечественного продовольственного рынка как по емкости, так и по числу его участников. Его ведущая роль определяется не только объемами производства и потребления мяса и продуктов его переработки, но и их значимостью как основного источника белка животного происхождения в рационе человека.
Стратегия направлена на увеличение доли отечественного производства мяса в формировании мясных ресурсов в соответствии с научно обоснованными нормами потребления, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности мясного животноводства.
Стратегия предусматривает реализацию модели сбалансированного совмещения динамично развивающейся стадии импортозамещения и экспортной ориентированности производства мяса в наиболее скороспелых и модернизируемых подотраслях мясного животноводства - птицеводстве и свиноводстве.
Стратегия подготовлена с учетом определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 5, ст.502) (далее - Доктрина продовольственной безопасности), критериев обеспечения населения страны продуктами животного происхождения мясной группы, позволяет прогнозировать угрозы и риски, определяет технологические и экономические условия для динамичного развития мясного подкомплекса страны.
Важнейшим элементом устойчивого развития мясного подкомплекса России, повышения его конкурентоспособности должно стать сохранение государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.
Реализация стратегии будет осуществляться в рамках государственных и целевых программ, включающих в себя Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.4080; 2011, N 17, ст.2429) (далее - Государственная программа), Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
В стратегии основные проблемы развития мясного животноводства и риски определены на основе анализа современного состояния и дифференцированного подхода к развитию каждой из основных подотраслей (птицеводство, свиноводство, мясное скотоводство) и подотраслей, выполняющих социальную функцию поддержания традиционного уклада жизни населения (овцеводство, оленеводство, табунное коневодство), а также кредитных возможностей и условий для инвестирования.
Для реализации стратегии необходимо объединить усилия и средства федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, частных инвесторов, научного сообщества, союзов и ассоциаций производителей и переработчиков животноводческой продукции на главных проблемах, сдерживающих ускоренное развитие мясного животноводства как приоритетного направления обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Поэтапное разрешение этих проблем должно обеспечить повышение уровня продовольственной безопасности государства, способствовать позитивным изменениям социально-экономической ситуации на селе, созданию высокотехнологичной производственной, племенной, кормовой и перерабатывающей базы мясного животноводства.
Российская Федерация располагает соответствующим ресурсным потенциалом для реализации Стратегии и способна не только обеспечить потребность населения страны в мясных продуктах за счет собственного производства, но и стать весомым экспортером мяса в мире.
Опыт США и Европы подтверждает, что животноводство является тем ключевым звеном, которое может стать "локомотивом" развития отечественного агропромышленного комплекса, привести к существенным сдвигам в решении вопроса продовольственного обеспечения страны и быть устойчивым источником ее валютных поступлений.
Мясной подкомплекс является одним из основных жизнеобеспечивающих секторов отечественного аграрного производства, оказывающим решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения страны и определяющим здоровье нации.
В 1991 году Россия, население которой составляло 3% мирового сообщества, производила 5,7% мяса, а по калорийности питания населения она входила в десятку наиболее развитых стран мира. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения достигало 75 кг и обеспечивалось за счет внутреннего производства в количестве 10,1 млн. тонн в убойном весе, в т.ч. 4,3 млн. тонн говядины, 3,5 млн. тонн свинины и 1,8 млн. тонн мяса птицы. В структуре потребления мяса преобладала говядина - 43%, на втором месте свинина - 35% и на третьем мясо птицы - 18 процентов.
В последнее десятилетие XX века российский рынок мяса претерпел значительные негативные количественные и качественные изменения. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения снизилось до 45 кг, а собственное производство до 4,4 млн. тонн, в т.ч. говядины до 1,9 млн. тонн, свинины до 1,6 млн. тонн, мяса птицы до - 768 тыс. тонн. Произошло резкое сокращение поголовья скота и птицы.
С 2000 по 2005 год тенденция спада отечественного производства мяса приостановилась, обозначился этап постепенного его восстановления, особенно наращивания объемов мяса птицы. Прогноз развития рынка мяса в Российской Федерации представлен в приложениях N 1, 2, 3 к Стратегии. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения возросло до 55 кг, а собственное производство до 5,0 млн. тонн, в т.ч. говядины до 1,8 млн. тонн, свинины до 1,6 млн. тонн, мяса птицы до 1,4 млн. тонн. Небольшой рост отечественного производства мяса компенсировался тенденцией роста импорта мяса различных видов в объеме 2,7 млн. тонн (в 2005 году).
Начиная с 2006 года по 2010 год прослеживается тенденция роста количественных и качественных показателей отечественного мясного животноводства. Потребление мяса на душу населения по предварительным данным достигло 68 кг. Собственное производство мяса выросло до 7,1 млн. тонн в убойной массе, в т.ч. мяса птицы до 2,8 млн. тонн, свинины до 2,3 млн. тонн, говядины до 1,7 млн. тонн. В структуре потребления преобладает мясо птицы - 40% (25,2 кг) и свинина - 32% (20,1 кг) и на третьем месте говядина - 27% (17 кг). Норма потребления мяса относительно рациональной (72 кг) - 88,9 процентов. Прогноз производства и потребления мяса в Российской Федерации представлен в приложениях N 4, 5 к Стратегии.
Существенное отставание от принятых научно обоснованных медицинских норм уровня удовлетворения физиологических потребностей жителей Российской Федерации в белке животного происхождения негативно влияет на качество и продолжительность жизни россиян.
Несмотря на стабилизацию и рост производства мяса потребность населения России в мясных продуктах за счет собственного производства обеспечивается на 73%, страна продолжает оставаться крупнейшим импортером мяса и мясной продукции, что наносит ущерб ее экономике. Удельный вес России в мировом производстве мяса значительно ниже ее потенциала и составляет около 2 процентов.
Стратегия в первую очередь направлена на достижение целей государственной аграрной политики, непосредственно связанных с социально-экономическим развитием Российской Федерации, обеспечением ее продовольственной безопасности и выходом отечественной мясной продукции на внешний рынок.
В стратегии обозначаются следующие основные проблемы:
- недостаточная доля собственного производства мяса в формировании мясного баланса страны, что не обеспечивает необходимый уровень ее продовольственной безопасности и ставит Российскую Федерацию в зависимость от иностранных государств, обладающих конкурентоспособным мясным подкомплексом;
- мясной подкомплекс России в последнее десятилетие XX века претерпел существенные негативные количественные и качественные изменения, что привело к массированному импорту мясной продукции, его неконкурентоспособности по сравнению с аналогичным сектором стран с развитым животноводством;
- невысокий уровень комплексной интеграции в единый технологический комплекс первичных производителей мяса, зерна, научных центров, банковского капитала и крупнейших промышленных групп, предприятий комбикормовой промышленности, мясопереработки, торговых сетей и освоения ресурсосберегающих и природосберегающих технологий, глубокой переработки мясосырья;
- мясное животноводство при переходе к интенсивным откормочным технологиям становится весомым потребителем зерна, одним из ключевых коньюктурнообразующих факторов рынка зернобобовых, комбикормов, мясопереработки, племенных ресурсов специализированных мясных пород отечественной и зарубежной селекции и нуждается в переводе селекционно-племенной работы на качественно новый технологический и генетический уровень;
- производство мяса крупного рогатого скота стабилизировалось на уровне 1,7 млн. тонн и требует дополнительных мер государственной поддержки и долгосрочных инвестиций по реализации региональных программ и крупных проектов, способствующих ускоренному развитию специализированного мясного скотоводства;
- низкая рентабельность производства мяса крупного рогатого скота, что ограничивает возможности привлечения в подотрасль масштабных инвестиций и сдерживает расширенное воспроизводство говядины;
- снижение конкурентоспособности мяса отечественного производства в сравнении с импортом в силу диспропорции цен на промышленную (ресурсы) и сельскохозяйственную продукцию, низкий уровень государственной поддержки в сравнении со странами с развитым животноводством;
- недостаточный уровень развития племенной базы мясного животноводства;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры мясного рынка, высокая степень износа основных производственных фондов, что приводит к дополнительным издержкам;
- негармонизированность ветеринарного законодательства Российской Федерации с международными нормами и правилами, а также наличие особо опасных болезней животных ограничивают возможности экспортной стратегии отечественного мясного сектора.
Пути решения основных проблем:
- переориентация существующего преимущественно экстенсивного подхода наращивания объемов всех видов мяса собственного производства, компенсации его растущим импортом на приоритетное развитие наиболее конкурентоспособных, скороспелых и модернизируемых подотраслей "локомотивов" интенсивного импортозамещения и экспортной направленности и не имеющих в ближайшей перспективе какой-либо альтернативы на отечественном рынке продовольствия с относительно невысокой платежеспособностью большинства населения России;
- действенная защита отечественного производства мяса на основе дифференцированных плавающих квот, позволяющих более оперативно обеспечивать ежегодное наращивание объемов собственного мясосырья с адекватным сокращением его по импорту;
- разработка долгосрочного прогноза производства основных видов мяса с учетом положений Доктрины продовольственной безопасности и экспортной направленности, формирование ключевых направлений государственной поддержки развития подотраслей мясного животноводства, первичной переработки скота, производства комбикормов, разработки региональных программ развития мясного животноводства и семейных животноводческих мясных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Позитивные результаты развития мясного животноводства в последние годы дают весомые основания полагать, что в следующее десятилетие отрасль не только обеспечит внутренние потребности населения России в большинстве видов мяса, но и позволит перейти к активному наращиванию его экспортных поставок.
К 2011 году в подотраслях мясного животноводства сложилась следующая благоприятная ситуация:
- производство мяса птицы и свинины обеспечивает основной рост в мясном животноводстве и имеет хороший ресурсный технологический и инвестиционный потенциал развития в режиме импортозамещения и перехода в экспортную продукцию;
- другие подотрасли (овцеводство, оленеводство, табунное коневодство) не оказывают существенного влияния на общий объем производства мяса в России, но выполняют важную социальную функцию поддержания традиционного уклада жизни, занятости населения и реально могут иметь экспортный спрос в плане производства деликатесной продукции;
- существенно улучшилась ситуация с мясопереработкой в наиболее технологичных и инвестиционно привлекательных подотраслях мясного животноводства (птицеводство, свиноводство), созданы предпосылки для дальнейшей ее модернизации;
- реализуются проекты по созданию современных высокотехнологичных предприятий по убою и первичной переработке скота, освоению технологий глубокой переработки мясосырья и расширения ассортимента вырабатываемой мясной продукции;
- наращиваются объемы комбикормового производства за счет реконструкции и модернизации существующих и строительства новых современных комбикормовых предприятий, позволяющих вырабатывать высококачественные комбикорма и составить конкуренцию зарубежным;
- разработаны и реализуются:
целевая программа ведомства "Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы", утвержденная приказом Минсельхоза России от 15 декабря 2010 года N 433;
отраслевая целевая программа "Развитие свиноводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы", утвержденная приказом Минсельхоза России от 30 ноября 2009 года N 567;
отраслевая целевая программа "Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы", утвержденная приказом Минсельхоза России от 6 ноября 2008 года N 494;
отраслевая целевая программа "Развитие производства комбикормов в Российской Федерации на 2010-2012 годы", утвержденная приказом Минсельхоза России от 22 декабря 2010 года N 443;
отраслевая программа ведомства "Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы", утвержденная приказом Минсельхоза России от 24 декабря 2009 года N 599;
региональные программы развития мясного животноводства;
- наличие федеральных и региональных форм поддержки, стимулирующих модернизацию и развитие отрасли (субсидирование процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам и лизингу техники, оборудования для животноводческих ферм, племенная поддержка, меры таможенно-тарифного регулирования и т.д.).
Реализация экспортного потенциала является одним из приоритетных направлений развития мясного животноводства и имеет следующие стратегические предпосылки для перехода России от крупного импортера до весомого экспортера мяса на мировом продовольственном рынке:
- наличие больших благоприятных для развития мясного животноводства территорий;
- близость к наиболее перспективным зарубежным рынкам сбыта (основной прирост спроса в мире придется на развивающиеся страны, расположенные в Восточном полушарии);
- наличие морских портов и портовых холодильников, необходимых для экспорта продукции с особым температурным режимом транспортировки и хранения;
- значительные земельные, водные и энергетические ресурсы, развитое растениеводство, развивающаяся комбикормовая промышленность, возможность наращивания производства;