В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в пункт 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменения, предусмотрев в нем ставки акцизов на подакцизные товары на период 2010-2012 годов, за исключением табачной продукции, в размере, установленном указанной статьей в редакции Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". При этом предусматривается увеличение размеров специфических ставок акцизов на все виды табачной продукции: на 2011 год в среднем в 4 раза по сравнению с 2010 годом, а на 2012 год - в 2,5 раза по сравнению с уровнем ставок, предусмотренных законопроектом на 2011 год. Одновременно в 2011 году предлагается увеличить адвалорную составляющую комбинированной ставки акциза на сигареты с фильтром до 26 процентов от их расчетной стоимости, а в 2012 году - до 65 процентов от их расчетной стоимости, а также адвалорную составляющую комбинированной ставки акцизов на сигареты без фильтра и папиросы.
В целом предлагаемое повышение ставок акцизов на табачную продукцию соответствует Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1563-р, и направлено на выравнивание ставок акцизов со среднеевропейским уровнем, снижение объемов потребления и соответственно производства указанной продукции.
Согласно Концепции основными ценовыми и налоговыми мерами по сокращению спроса на табак являются в том числе: проведение согласованной налоговой политики в отношении табачной продукции на территории единого экономического пространства Таможенного союза; увеличение ставок акциза на табачные изделия, обеспечивающих повышение и поддержание высоких цен на табачные изделия; повышение ставок налогообложения преимущественно за счет взимания налога на уровне производителя и их дальнейший регулярный пересмотр в сторону увеличения, опережающий уровень инфляции с учетом покупательской способности потребителей.
Планом мероприятий по реализации указанной Концепции намечено поэтапное равномерное увеличение акцизов на все виды табачных изделий до среднего уровня налогообложения данных изделий среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
Достижение указанного показателя (около 60 рублей на пачку сигарет в текущих ценах) возможно при номинальном увеличении акцизной нагрузки на табачные изделия к 2015 году в среднем в 7-8 раз к уровню 2011 года. Для того, чтобы такое поэтапное повышение акциза к 2015 году имело равномерный характер, необходимо увеличить акцизную нагрузку на табачные изделия в 2012 году не менее чем в 2 раза к уровню 2011 года и сохранить аналогичные темпы роста ставки акциза в 2013-2015 годах. При этом, учитывая масштабы повышения акцизной нагрузки, рост акцизов необходимо производить за счет увеличения, прежде всего, специфической составляющей налоговой ставки.
В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" в 2011 году ставки акцизов на табак, за исключением табака, используемого в качестве сырья, увеличены по сравнению с 2010 годом на 21 процент, на сигары - на 20 процентов, на сигариллы (сигариты), биди, кретек - на 21 процент. Специфическая составляющая комбинированной ставки акцизов на сигареты с фильтром возросла на 37 процентов, а адвалорная составляющая - на 0,5 процентного пункта, специфическая составляющая комбинированной ставки акцизов на сигареты без фильтра (папиросы) увеличена в 2 раза, а адвалорная составляющая - на 0,5 процентного пункта.
Вместе с тем в законопроекте не учтено, что указанным Федеральным законом предусмотрены иные налоговые ставки по подакцизным товарам на период 2011-2013 годов и при принятии законопроекта в предлагаемой редакции налоговые ставки по подакцизным товарам (за исключением табачных изделий) будут значительно снижены относительно установленных Федеральным законом.
В то же время согласно пункту 3 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Статья 2 законопроекта не соответствует положениям статьи 5 Кодекса.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживает.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
В.Володин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка