РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Внести в пункт 1 статьи 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 1, ст.18; N 33, ст.3421, 3429; 2002, N 22, ст.2026; N 30, ст.3027; 2003, N 1, ст.6; N 28, ст.2886; 2004, N 31, ст.3222; 2005, N 30, ст.3118; 2006, N 31, ст.3433; 2007, N 21, ст.2461; 2008, N 30, ст.3598; 2009, N 48, ст.5732) изменение, изложив его в следующей редакции:
1. Налогообложение подакцизных товаров (за исключением автомобильного бензина и дизельного топлива) осуществляется по следующим налоговым ставкам:
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках | ||
с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно | |
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) | 30 руб. 50 коп. | 33 руб. 60 коп. | 37 руб. 00 коп. |
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке | 0 руб. 00 коп. | 0 руб. 00 коп. | 0 руб. 00 коп. |
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке | 0 руб. 00 коп. | 0 руб. 00 коп. | 0 руб. 00 коп. |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) | 210 руб. 00 коп. | 231 руб. 00 коп. | 254 руб. 00 коп. |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) | 158 руб. 00 коп. | 190 руб. 00 коп. | 230 руб. 00 коп. |
Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки | 3 руб. 50 коп. | 4 руб. 80 коп. | 6 руб. 00 коп. |
с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта | |||
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие | 14 руб. 00 коп. | 18 руб. 00 коп. | 22 руб. 00 коп. |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно | 0 руб. 00 коп. | 0 руб. 00 коп. | 0 руб. 00 коп. |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6 процента включительно | 9 руб. 00 коп. | 10 руб. 00 коп. | 12 руб. 00 коп. |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента | 14 руб. 00 коп. | 17 руб. 00 коп. | 21 руб. 00 коп. |
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) | 422 руб. 00 коп. | 1688 руб. 00 коп. | 4220 руб. 00 коп. |
Сигары | 25 руб. 00 коп. | 100 руб. 00 коп. | 250 руб. 00 коп. |
Сигариллы, биди, кретек | 360 руб. 00 коп. | 1449 руб. 00 коп. | 3600 руб. 00 коп. |
Сигареты с фильтром | 205 руб. 00 коп. | 820 руб. 00 коп. | 2050 руб. 50 коп. |
Сигареты без фильтра, папиросы | 125 руб. 00 коп. | 500 руб. 00 коп. | 1250 руб. 50 коп. |
расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 155 руб. 00 коп. | расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 620 руб. 00 коп. | расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1550 руб. 00 коп. | |
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) | 0 руб. 00 коп. | 0 руб. 00 коп. | 0 руб. 00 коп. |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно | 23 руб. 90 коп. | 26 руб. 30 коп. | 28 руб. 90 коп. |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) | 235 руб. 00 коп. | 259 руб. 00 коп. | 285 руб. 00 коп. |
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей | 3246 руб. 10 коп. | 3570 руб. 70 коп. | 3927 руб. 80 коп. |
Прямогонный бензин | 4290 руб. 00 коп. | 4719 руб. 00 коп | 5190 руб. 90 коп. |
налогообложение автомобильного бензина и дизельного топлива с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года включительно осуществляется по следующим налоговым ставкам:
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках за единицу измерения) |
Автомобильный бензин: | |
с октановым числом до "80" включительно | 2923 руб. 00 коп. за 1 тонну |
с иными октановыми числами | 3992 руб. 00 коп. за 1 тонну |
Дизельное топливо | 1188 руб. 00 коп. за 1 тонну; |
налогообложение автомобильного бензина и дизельного топлива с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно осуществляется по следующим налоговым ставкам:
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках за единицу измерения) | |
с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно | |
Автомобильный бензин: | ||
не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5 | 4624 руб. 60 коп. за 1 тонну | 4948 руб. 30 коп. за 1 тонну |
класса 3 | 4302 руб. 20 коп. за 1 тонну | 4603 руб. 40 коп. за 1 тонну |
класса 4 и класса 5 | 3773 руб. 00 коп. за 1 тонну | 4037 руб. 00 коп. за 1 тонну |
Дизельное топливо: | ||
не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5 | 1573 руб. 00 коп. за 1 тонну | 1683 руб. 70 коп. за 1 тонну |
класса 3 | 1304 руб. 40 коп. за 1 тонну | 1395 руб. 70 коп. за 1 тонну |
класса 4 и класса 5 | 1067 руб. 20 коп. за 1 тонну | 1142 руб. 00 коп. за 1 тонну. |
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Несмотря на катастрофически высокий уровень курения в России (в 2008 году РФ заняла первое место по числу курящих во всем мире), доход бюджета от акцизных сборов на табачные изделия остается весьма символичным. Даже с учетом повышения с 2011 года - акцизная ставка на пачку сигарет с фильтром составит всего 5 рублей, в то время как в Европейском Союзе при пересчете на рубли минимальный акциз с пачки составляет 50-55 рублей.
Если в Англии государство получает за пачку сигарет в переводе на рубли - больше ста рублей, в Евросоюзе - в среднем не менее 60 рублей с пачки, то в РФ сейчас акцизные сборы колеблются в промежутке от 3 до 6 руб. с пачки.
Столь низкие акцизы не только пагубно сказываются на доходах государства, но и во многом являются одной из причин постоянного увеличения курящих в стране, так как ценовой фактор по-прежнему является определяющим в борьбе с курением.
Например, опыт Польши показал, что после гармонизации уровней акцизов на табак с минимальным уровнем ЕС, спрос на табак упал в 2008 году на 10%, а в первом квартале 2009 года ещё на 15% по сравнению с 2008 годом. При этом Польша, в которой потребляется в 5 раз меньше табачных изделий, чем в России, собирает с курильщиков в бюджет в два раза больше средств.
В то же время в России, по информации Роспотребнадзора, за последние 20 лет (с 1980 по 2010 годы) количество курильщиков в стране увеличилось на 440 тысяч человек, количество потребления сигарет - соответственно с 201 миллиарда штук в 1985 году, 413,8 миллиарда в 2006 году, до 628,2 миллиарда в 2009 году.
По распространенности табакокурения среди молодежи Россия занимает четвертое место в мире после Северных Марианских островов (39,2%), Чили (38,4%) и Украины (33,9%). Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и семь сигарет соответственно. Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек. Среди учащихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого.
Главным инструментом антитабачной политики по-прежнему остаются налоги. Это признают даже сами табачные компании. И пока акцизы на табак в России остаются одними из самых низких в мире, потребление сигарет в нашей стране будет только расти.
На основании вышеуказанных аргументов предлагается в два этапа повысить акцизы на табачную продукцию в РФ с целью доведения акцизов до общеевропейского уровня. Предлагается увеличить действующую специфическую ставку в 2011 году в 4 раза, а в 2012 в 2.5 раза по отношению к увеличенной ставке в 2011 году при пропорциональном увеличении адвалорной ставки акциза. Подобная индексация позволит к 2012 году достичь минимального, но тем не менее уже соответствующего общеевропейскому, уровня акцизного налогообложения табачных изделий в России - 50 руб. с пачки сигарет с фильтром.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в пункт 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменения, предусмотрев в нем ставки акцизов на подакцизные товары на период 2010-2012 годов, за исключением табачной продукции, в размере, установленном указанной статьей в редакции Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". При этом предусматривается увеличение размеров специфических ставок акцизов на все виды табачной продукции: на 2011 год в среднем в 4 раза по сравнению с 2010 годом, а на 2012 год - в 2,5 раза по сравнению с уровнем ставок, предусмотренных законопроектом на 2011 год. Одновременно в 2011 году предлагается увеличить адвалорную составляющую комбинированной ставки акциза на сигареты с фильтром до 26 процентов от их расчетной стоимости, а в 2012 году - до 65 процентов от их расчетной стоимости, а также адвалорную составляющую комбинированной ставки акцизов на сигареты без фильтра и папиросы.
В целом предлагаемое повышение ставок акцизов на табачную продукцию соответствует Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1563-р, и направлено на выравнивание ставок акцизов со среднеевропейским уровнем, снижение объемов потребления и соответственно производства указанной продукции.
Согласно Концепции основными ценовыми и налоговыми мерами по сокращению спроса на табак являются в том числе: проведение согласованной налоговой политики в отношении табачной продукции на территории единого экономического пространства Таможенного союза; увеличение ставок акциза на табачные изделия, обеспечивающих повышение и поддержание высоких цен на табачные изделия; повышение ставок налогообложения преимущественно за счет взимания налога на уровне производителя и их дальнейший регулярный пересмотр в сторону увеличения, опережающий уровень инфляции с учетом покупательской способности потребителей.
Планом мероприятий по реализации указанной Концепции намечено поэтапное равномерное увеличение акцизов на все виды табачных изделий до среднего уровня налогообложения данных изделий среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
Достижение указанного показателя (около 60 рублей на пачку сигарет в текущих ценах) возможно при номинальном увеличении акцизной нагрузки на табачные изделия к 2015 году в среднем в 7-8 раз к уровню 2011 года. Для того, чтобы такое поэтапное повышение акциза к 2015 году имело равномерный характер, необходимо увеличить акцизную нагрузку на табачные изделия в 2012 году не менее чем в 2 раза к уровню 2011 года и сохранить аналогичные темпы роста ставки акциза в 2013-2015 годах. При этом, учитывая масштабы повышения акцизной нагрузки, рост акцизов необходимо производить за счет увеличения, прежде всего, специфической составляющей налоговой ставки.
В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" в 2011 году ставки акцизов на табак, за исключением табака, используемого в качестве сырья, увеличены по сравнению с 2010 годом на 21 процент, на сигары - на 20 процентов, на сигариллы (сигариты), биди, кретек - на 21 процент. Специфическая составляющая комбинированной ставки акцизов на сигареты с фильтром возросла на 37 процентов, а адвалорная составляющая - на 0,5 процентного пункта, специфическая составляющая комбинированной ставки акцизов на сигареты без фильтра (папиросы) увеличена в 2 раза, а адвалорная составляющая - на 0,5 процентного пункта.
Вместе с тем в законопроекте не учтено, что указанным Федеральным законом предусмотрены иные налоговые ставки по подакцизным товарам на период 2011-2013 годов и при принятии законопроекта в предлагаемой редакции налоговые ставки по подакцизным товарам (за исключением табачных изделий) будут значительно снижены относительно установленных Федеральным законом.
В то же время согласно пункту 3 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Статья 2 законопроекта не соответствует положениям статьи 5 Кодекса.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживает.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
В.Володин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка