РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 июля 2011 года N 1317-р
[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах"]
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 17 декабря 2012 года N 2403-р
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах".
2. Определить государственным заказчиком федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах" (далее - Программа) Минобороны России.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 2500 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минобороны России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Концепция федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах"
На момент прекращения существования Советского Союза в областных военных комиссариатах и посольствах СССР за рубежом имелись данные количественного учета воинских захоронений периода Великой Отечественной войны, собранные в 40-50-е годы XX века. Всего на территории Союза ССР насчитывалось более 40 тыс. воинских захоронений.
По состоянию на 1 января 2011 года на основании проведенного мониторинга насчитывается 46972 российских (советских) воинских захоронений (на территории Российской Федерации - 24318, на территории зарубежных государств - 22654), из них 30891 паспортизировано (на территории Российской Федерации - 19354, на территории зарубежных государств - 11537).
Сведения о паспортизации ранее не учтенных воинских захоронений продолжают поступать. Ежегодно увеличивается количество останков воинов, имена и места захоронения которых установлены.
Планируемое территориальное распределение военно-мемориальных объектов, требующих выполнения мероприятий по реконструкции, ремонту и обустройству в рамках федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах" (далее - Программа), приведено в приложении N 1.
В целях реконструкции военных мемориальных кладбищ, воинских кладбищ, отдельных воинских участков на общих кладбищах, братских и индивидуальных могил на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбариев и урн с прахом лиц, погибших при защите Отечества, с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами (далее - военно-мемориальные объекты) предполагается осуществлять комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей и параметров, а также качества инженерно-технического обеспечения, в том числе мероприятий по ремонту.
Для обустройства военно-мемориальных объектов предполагается осуществлять мероприятия по улучшению территории воинских захоронений - оборудование мест для возложения венков, пешеходных дорожек, озеленение, светотехническое оформление и др.
В целях реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов предполагается осуществлять мероприятия по проведению ремонтно-восстановительных работ, связанных с благоустройством военно-мемориальных объектов, созданию предпосылок для обеспечения их сохранности и др.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. В связи с этим пришедшие в негодность военно-мемориальные объекты, увековечивающие память лиц, погибших при защите Отечества, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.
Министерством обороны Российской Федерации, обладающим полномочиями по организации централизованного учета и паспортизации воинских захоронений, была осуществлена выборочная проверка военно-мемориальных объектов периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. По ее результатам степень сохранности указанных объектов на территории Российской Федерации оценена следующим образом:
"хорошая" (не требует проведения ремонта) - 14,3 процента;
"удовлетворительная" (требует проведения текущего ремонта) 67,8 процента;
"неудовлетворительная" (требует проведения ремонтно-восстановительных работ) - 17,9 процента.
В настоящее время состояние военно-мемориальных комплексов на территории Российской Федерации не соответствует должному уровню в связи со следующими обстоятельствами:
подавляющая часть мемориалов воздвигалась в послевоенные годы и изготавливалась из недолговечных материалов (гипс, бетон, гранитная крошка);
практика шефской помощи предприятий, школ, коллективных хозяйств частично прекращена в связи с ликвидацией указанных субъектов либо в связи с их недостаточным финансированием;
дефицит местных бюджетов не позволяет осуществлять достаточное финансирование работ по обеспечению сохранности военно-мемориальных объектов.
Указанные обстоятельства могут повлечь необратимый процесс разрушения памятников героического подвига советского народа и, как следствие, необходимость вложения в последующем значительно больших денежных средств на их восстановление.
Таким образом, Программа призвана обеспечить комплексный подход к решению проблемы приведения в надлежащее состояние военно-мемориальных объектов для создания условий их сохранности на территории Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" расходы на проведение осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечением памяти лиц, погибших при защите Отечества, финансируются за счет средств федерального бюджета. Таким образом, утверждение Программы на федеральном уровне соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Реализация Программы позволит завершить паспортизацию воинских захоронений на территории Российской Федерации, обеспечить увековечение памяти лиц, погибших при защите Отечества, и будет способствовать патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.
Использование программно-целевого метода для решения проблем сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области увековечения памяти лиц, погибших при защите Отечества.
Разрабатываемая Программа необходима для координации работы на федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые носят межотраслевой характер, позволяющий проводить единую политику в этой сфере. Решение задач, поставленных в Программе, невозможно осуществить в рамках текущего финансирования.
Реализация комплекса мероприятий федерального масштаба, затрагивающих систему сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов, программно-целевым методом предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы показателей и индикаторов в указанной сфере.
Отказ от применения программно-целевого метода означает, что реализация каждого мероприятия потребует отдельных решений Правительства Российской Федерации либо обособления кадастрового мероприятия в рамках ведомственной программы.
Решение проблемы сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов программно-целевым методом целесообразно вследствие ряда объективных причин:
многообразие, сложность и масштабность задач обеспечения сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов;
необходимость разработки и реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий;
необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов.
Таким образом, решать поставленные задачи целесообразно в рамках Программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение проблем в рассматриваемой области.
Программа будет способствовать налаживанию взаимодействия и выработке общих подходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и реализации эффективных мер по увековечению памяти лиц, погибших при защите Отечества.
Органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с установленными полномочиями мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству военно-мемориальных объектов, расположенных на их территориях, испытывают ощутимый дефицит средств местных бюджетов на эти цели.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов сохранности и ремонта военно-мемориальных объектов могут стать:
разобщенность усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
отсутствие системы в решении стоящих перед государством задач в этой области;
увеличение количества военно-мемориальных объектов, приходящих в неудовлетворительное состояние;
негативное влияние на патриотическое воспитание граждан и пропаганду героических подвигов народа.
Отсутствие Программы не позволит разрешить существующие в указанной области противоречия и решить имеющиеся проблемы.
Кроме того, будут ограничены возможности создания в Российской Федерации единых условий для обеспечения механизмов сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов, адекватных состоянию развития экономики, увеличится разрыв между субъектами Российской Федерации в плане возможностей финансирования указанных мероприятий.
Возможны следующие непрограммные варианты решения проблем в области сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов:
последовательное решение основных проблем в сфере сохранности и реконструкции военно-мемориальных объектов;
реализация принципа совместного обеспечения (на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации) потребностей сферы сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов.
Вариант последовательного решения проблемы может привести к ухудшению ситуации в сфере сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов вследствие тесной взаимосвязи вопросов, требующих в ряде случаев одновременного полномасштабного решения.
Вариант совместного обеспечения потребностей в сфере сохранности и реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов не может быть реализован в силу ресурсных ограничений субъектов Российской Федерации и риска некорректного определения этих потребностей.
Каждый из этих вариантов характеризуется большим количеством рисков в силу их узкого (ведомственного, территориально-автономного) подхода. Уровень рисков (экологические, финансово-экономические, организационно-управленческие, административно-правовые, производственно-технологические) и вероятность их возникновения не позволяют рассчитывать на успешное решение проблемы. Следовательно, основным методом реализации заявленных мероприятий является программно-целевой.
При использовании программно-целевого метода возможны 2 варианта решения проблемы - инвестиционно-активный и инвестиционно-умеренный.
Инвестиционно-активный вариант позволяет оперативно и комплексно решить задачи Программы в соответствии с целевыми показателями и индикаторами согласно приложению N 2.
Инвестиционно-умеренный вариант решения проблемы не позволит решить задачи Программы к указанному сроку и ее цели не будут достигнуты.
При инвестиционно-активном варианте решения проблемы предполагается софинансирование Программы за счет средств федерального бюджета. Предварительная оценка необходимого ресурсного обеспечения Программы показывает, что размер необходимых для ее реализации средств, выделяемых из федерального бюджета, должен составлять не менее 2,5 млрд. рублей, что позволит решить задачи Программы.
Дальнейшее сокращение финансирования Программы из федерального бюджета приведет к невозможности реализации части мероприятий Программы по сохранению и реконструкции военно-мемориальных объектов и к увеличению на военно-мемориальных объектах объемов незавершенного ремонта. В этом случае с учетом дефицита средств региональных (местных) бюджетов существенно снизится степень достижения целей Программы. Следовательно, основным вариантом программно-целевого метода является инвестиционно-активный.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
с недостатками в управлении Программой;
с неверно выбранными приоритетами в области увековечения памяти лиц, погибших при защите Отечества;
с изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов увековечения памяти лиц, погибших при защите Отечества, что может привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами в области увековечения памяти лиц, погибших при защите Отечества, могут стать причиной внеплановой коррекции частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность затраченных бюджетных средств.
Риски, связанные с изменениями принципов межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы, могут повлечь значительные изменения в структуре и содержании Программы, принципах ее ресурсного обеспечения и механизмах реализации, повлиять как на существенное увеличение фактических объемов ресурсного обеспечения Программы (то есть привести к формированию консолидированного бюджета Программы, управляемого с помощью единых механизмов), так и привести к полному или частичному прекращению финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов других уровней.
Для того чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с указанными рисками, в структуре управления Программой предполагается создание координационного совета, в состав которого будет включен широкий круг специалистов, в том числе представители органов государственной власти и организаций. Минимизация указанных рисков также может быть достигнута на стадии разработки Программы путем уточнения и соответствующего обоснования объема необходимых расходов, повышения эффективности контроля за выделением и расходованием средств с помощью осуществления мониторинга мероприятий Программы, а также использования утвержденных критериев отбора поставщиков и подрядчиков выполняемых работ.
Срок реализации Программы - 2011-2015 годы.
Программа предусматривает достижение целей к концу 2015 года. С учетом того, что в рамках Программы ежегодно предполагается решать схожие задачи, целесообразно отдельными этапами реализации Программы определять календарный год и по итогам года проводить анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки целевых показателей и индикаторов, а также определять промежуточные результаты реализации Программы.