РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2011 года N 688
О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза *
(с изменениями на 3 марта 2017 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением Коллегии ЕЭК от 1 сентября 2015 года N 103 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eaeunion.org, 02.09.2015);
решением Совета ЕЭК от 14 октября 2015 года N 92 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eaeunion.org, 18.03.2016);
решением Совета ЕЭК от 3 марта 2017 года N 34 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eaeunion.org, 17.07.2017).
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года решением Коллегии ЕЭК от 1 сентября 2015 года N 103; в редакции, введенной в действие с 16 августа 2017 года решением Совета ЕЭК от 3 марта 2017 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
Комиссия Таможенного союза
решила:
1. Утвердить Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, и Классификацию пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее, соответственно - Единые типовые требования и Классификация пунктов пропуска) (прилагаются).
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года решением Коллегии ЕЭК от 1 сентября 2015 года N 103; в редакции, введенной в действие с 16 августа 2017 года решением Совета ЕЭК от 3 марта 2017 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
2. Установить, что обустройство и материально-техническое оснащение вновь строящихся и реконструкция действующих пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза осуществляется Сторонами с учетом Единых типовых требований и Классификацией пунктов пропуска.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года решением Коллегии ЕЭК от 1 сентября 2015 года N 103. - См. предыдущую редакцию)
3. Утвердить форму Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - форма Паспорта) (прилагается).
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года решением Коллегии ЕЭК от 1 сентября 2015 года N 103. - См. предыдущую редакцию)
4. Секретариату Комиссии Таможенного союза разработать электронную копию формы Паспорта и технические условия формирования базы данных Паспортов пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года решением Коллегии ЕЭК от 1 сентября 2015 года N 103. - См. предыдущую редакцию)
Члены Комиссии Таможенного союза:
От Республики Беларусь
С.Румас
От Республики Казахстан
У.Шукеев
От Российской Федерации
И.Шувалов
Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза
1. Настоящие Требования предназначены для использования органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) при проектировании, строительстве (реконструкции) и материально-техническом оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Союза.
2. Для целей настоящих Требований используются понятия, которые означают следующее:
"контролирующие органы" - государственные органы государств-членов, уполномоченные в соответствии с законодательством своих государств на осуществление государственного контроля;
"государственный контроль" - деятельность должностных лиц контролирующих органов, осуществляемая в пунктах пропуска, по проведению таможенного, транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также пограничного контроля в соответствии с законодательством государств-членов;
"контрольные операции" - действия, осуществляемые контролирующими органами в целях обеспечения государственного контроля при перемещении лиц, транспортных средств и товаров на таможенную территорию Союза или с таможенной территории Союза;
"пункт пропуска" - пункт пропуска, установленный в соответствии с законодательством государств-членов для пропуска (пересечения, перемещения) через таможенную границу Союза лиц, транспортных средств и товаров;
"режим в пункте пропуска" - правила въезда в пункт пропуска, пребывания в нем и выезда из него лиц, транспортных средств и товаров, устанавливаемые законодательством государств-членов исключительно в целях создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля.
Иные понятия используются в настоящих Требованиях в значениях, определенных международными договорами и актами, составляющими право Союза.
3. Пункты пропуска проектируются и строятся (реконструируются) в соответствии с законодательством государств-членов как единые комплексы, призванные обеспечивать интенсивное прохождение через них грузовых и пассажирских потоков, эффективность проведения государственного контроля в отношении лиц, транспортных средств и товаров, следующих через таможенную границу Союза.
4. Пункты пропуска, в которых осуществляется санитарно-карантинный и карантинный фитосанитарный контроль (надзор), оборудуются и оснащаются в соответствии с требованиями, предусмотренными Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г. N 92, а пункты пропуска, в которых осуществляется ветеринарный контроль (надзор), - в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством государств-членов.
5. В пунктах пропуска создаются условия для обеспечения пропуска лиц с ограниченными физическими возможностями.
6. В пунктах пропуска могут создаваться отдельно выделенные полосы (коридоры, направления) для пропуска лиц, транспортных средств и товаров государств-членов.
7. Сведения о контролирующих органах отражаются в Паспорте пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза.
8. Для проведения государственного контроля в пункте пропуска должны функционировать следующие технические системы:
а) паспортного (пограничного) контроля;
б) бесконтактного измерения температуры тела лиц;
в) обеспечения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и обеззараживания подкарантинной продукции;
г) очистки и дезинфекции транспортных средств;
д) обеспечения ветеринарного контроля (надзора);
е) определения весогабаритных параметров;
ж) осмотра (досмотра) лиц, багажа и ручной клади;
з) осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров;
и) радиационного контроля;
к) сбора и уничтожения (утилизации) биологических отходов;
л) контроля и управления доступом и охранной сигнализации;
м) связи и информационных технологий;
н) телевизионного наблюдения (видеонаблюдения);
о) пожарной сигнализации;
п) инженерных средств охраны;
р) информационного взаимодействия;
с) резервного электропитания.
9. Система паспортного (пограничного) контроля предназначена для выполнения должностными лицами пограничных органов установленных процедур проверки оснований для пропуска лиц, пересекающих государственную границу, и строится на основе применения информационных систем и технических средств пограничного контроля. При создании системы паспортного (пограничного) контроля предусматриваются:
а) возможность модификации приборов, аппаратуры и программного обеспечения для автоматической обработки паспортов и других паспортно-визовых документов, в том числе с биометрическими параметрами;
б) автоматический и ручной ввод информации, формирование баз данных из паспортно-визовых документов с применением программно-технических средств считывания графической информации, машиносчитываемой зоны, штрих-кода и микросхем, размещенных в паспортно-визовых документах;
в) проверка паспортно-визовых документов на соответствие действующим образцам, срока их действия и проверка по лимитам выданных паспортно-визовых документов;
г) проверка по контрольным спискам атрибутов паспортно-визовых документов;
д) обеспечение информационной безопасности;
е) формирование статистических отчетов по результатам пограничного контроля за произвольные промежутки времени.
10. Система бесконтактного измерения температуры тела лиц предназначена для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела. Количество установленных приборов для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела определяется плотностью пассажиропотоков и техническими характеристиками оборудования.
11. Система обеспечения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и обеззараживания подкарантинной продукции состоит из технических средств и помещений, соответствующих требованиям к материально-техническому оснащению и обустройству пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных постов), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г. N 92.
12. Система очистки и дезинфекции транспортных средств состоит из технических средств, обеспечивающих механическую очистку, мойку и обеззараживание транспортных средств, сбор поверхностных стоков специальных растворов для последующей их дезинфекции.
13. Система обеспечения ветеринарного контроля (надзора) предназначена для выполнения должностными лицами органов исполнительной власти государств-членов в области ветеринарии полномочий по осуществлению ветеринарного контроля (надзора).
Для обеспечения ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска в соответствии с законодательством государств-членов предусматривается оборудование:
для проведения осмотра (досмотра) товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
для сбора, хранения и уничтожения товаров, не соответствующих Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317.
14. Система определения весогабаритных параметров состоит из комплекса технических средств, позволяющих производить измерения весовых параметров перемещаемых товаров, весовых и габаритных параметров грузовых автотранспортных средств, в том числе в автоматическом режиме с возможностью интеграции с информационными системами, используемыми контролирующими органами в пунктах пропуска.
15. Система осмотра (досмотра) лиц, багажа и ручной клади предназначена для проверки пассажиров и обслуживающего персонала транспортных средств в целях обнаружения запрещенных (ограниченных к перемещению) товаров, а также товаров, подлежащих письменному декларированию, и оборудуется рентгенотелевизионной и другой специальной аппаратурой.
16. Система осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров предназначена для их контроля (проверки и идентификации), а также обнаружения запрещенных (ограниченных к перемещению) товаров и (или) товаров, не указанных в транспортных и товаросопроводительных документах, выявления лиц, укрытых в транспортных средствах, багаже и товарах, и может включать средства технического контроля различных модификаций, в том числе рентгенотелевизионные установки и инспекционно-досмотровые комплексы.
17. Система радиационного контроля предназначена для пресечения незаконного оборота делящихся и радиоактивных материалов путем выявления объектов (в том числе лиц) с повышенным уровнем ионизирующего излучения.
Система радиационного контроля состоит из стационарной и (или) переносной аппаратуры с детекторами гамма- и нейтронного излучения, радиометров-спектрометров и дозиметров, позволяющих обнаруживать и локализовать источники ионизирующего излучения, определять превышение уровня естественного радиационного фона, идентифицировать выявленный источник ионизирующего излучения и оценивать его уровень опасности.
Стационарная аппаратура обнаружения делящихся и радиоактивных материалов должна обеспечивать автоматический круглосуточный режим работы с регистрацией и передачей видеоизображения объекта контроля в момент тревоги (превышения уровня естественного гамма- и нейтронного фона), отображение текущей и архивной информации о месте и времени срабатывания, данных об изменении скорости счета гамма- и нейтронного каналов, а также действий оператора при принятии решения по объекту контроля, вызвавшему сигнал тревоги.
18. Система сбора и уничтожения (утилизации) биологических отходов обеспечивает сбор, временное хранение (при невозможности хранения - транспортировку до места уничтожения (утилизации)) и уничтожение (утилизацию) товаров животного и растительного происхождения, выявленных в ручной клади, багаже физических лиц и почтовых отправлениях, а также в товарных партиях.
19. Система контроля и управления доступом и охранной сигнализации оборудуется совместно действующими техническими средствами и предназначена для обнаружения несанкционированного проникновения (попытки проникновения) на территорию и в режимные зоны пункта пропуска, а также для сбора, обработки и передачи в заданном виде информации на рабочие места должностных лиц контролирующих органов.
20. Система связи и информационных технологий включает в себя информационно-телекоммуникационную инфраструктуру и предназначена для обеспечения должностных лиц контролирующих органов необходимой информацией, открытыми (внутренней, междугородней и международной) и специальными видами связи, обеспечивающими гарантированный уровень информационной безопасности при взаимодействии с контролирующими органами государств-членов и сторонними организациями, а также рабочие места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
21. Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) предназначена для обеспечения визуального контроля объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных средств наблюдения.
Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) создается с применением телевизионных систем различных типов и должна обеспечивать возможность ведения наблюдения за объектами (территорией) пункта пропуска в режиме реального времени с сохранением данных.